Мир в огнеДетали

«Нездоровая» еда в красивой упаковке: какие популярные сладости опасны для детей и введут ли маркировку вредных товаров в России

Британские исследователи проанализировали продукцию 10 крупнейших производителей, ориентированную на детей. Выяснилось, что 78% товаров опасны для здоровья ребенка. Лидерами антирейтинга стали компании Mondelez International (Oreo, Milka Chocolate) и Ferrero (Kinder Surprise и Nutella).

Вредная еда: как производители привлекают внимание детей

Аналитики британской рекламной группы Bite Back исследовали 262 продукта питания, предназначенные для детей и произведенные такими гигантами, как Mondelez International (бренды Oreo, Milka Chocolate, Cadbury и Dairylea), Ferrero (бренды Nutella, Raffaello, Tic Tac, Kinder) и Mars (бренды Snickers, Milky Way, Twix, Bounty, M&M’s). Выяснилось, что в 204 из них — «критически высокое» содержание соли, сахара и насыщенных жиров. 

Лидером антирейтинга стала Mondelez International: все 58 продуктов компании, входящие в линейку «для детей», оказались вредными для здоровья. Например, популярные среди британских школьников желейные конфеты Maynards Bassetts продаются в ярких упаковках с изображением клоунов и разноцветных персонажей, похожих на детей. По данным Bite Back, Maynards Bassetts на 75% состоят из сахара, похожий состав и у конфет Skittles от Mars: их чрезмерное потребление в юном возрасте может привести к нарушению метаболизма, кислотно-щелочного баланса и в результате — к развитию ожирения и диабета. 

Фото: Mondelez International

На втором месте — Ferrero, которая производит 22 товара, ориентированных на детей, в том числе Kinder Surprise и Nutella. Все они «опасны для здоровья», отмечается в отчете Bite Back. В частности, в драже Tic Tac, изготовленных в неоновых цветах, содержится 90% сахара: в упаковке весом 18 граммов — 16 граммов сахара. Это 70% от рекомендуемой суточной нормы для ребенка в возрасте 7–10 лет.

Фото: Micoope

Замыкает топ-3 крупнейший производитель продуктов питания Nestlé (бренды KitKat, Nesquik, Nuts). Компания поставляет на рынок 59 товаров для детей, из них 56% аналитики отнесли к «опасным для здоровья». 

Согласно отчету, в список самых вредных для детей продуктов также вошли M&M’s (Mars) и снэки Monster Munch Giants (Walkers). Самой «здоровой» аналитики назвали компанию Danone — ни один из продуктов французского продовольственного гиганта в Bite Back не сочли опасным для детского организма. 

Мы хотим, чтобы производители убрали с упаковок вредных продуктов элементы, привлекающие внимание детей. Властям необходимо ввести новые правила, чтобы ограничить эту маркетинговую тактику гигантов, уничтожающую здоровье детей. 

Джеймс Туп
глава Bite Back

По данным Bite Back, в Великобритании 80% из таких вредных для здоровья детей продуктов упакованы в обертку с яркими цветами, «забавными узорами и надписями». Кроме того, на 59% товаров изображены популярные среди детей персонажи мультфильмов и сериалов. 

Будь то популярные персонажи или красочные изображения, эти компании специально выстраивают маркетинговую кампанию так, чтобы привлечь юных потребителей. Так они «накачивают» наших детей нездоровым фастфудом. 

Джейми Оливер
шеф-повар и соучредитель Bite Back 

В Bite Back также призвали британское правительство ввести обязательную маркировку всех товаров, потенциально опасных для здоровья человека. 

В каких странах маркируют вредную еду

Южная Америка

Первое государство, внедрившее маркировку вредной еды, — Чили. С июня 2016 года производители такой продукции в стране обязаны на лицевой стороне упаковки размещать соответствующее предупреждение. В Чили используют черно-белый дизайн в форме знака STOP. Маркировка оповещает покупателя о высоком содержании насыщенных жиров, сахара, натрия и калорий (на товаре может одновременно находиться до четырех этикеток). Продукты, содержащие хотя бы одно предупреждение, не могут рекламироваться детям до 14 лет, продаваться в детских садах и школах. После Чили подобную маркировку ввели и другие страны Южной Америки (Бразилия, Перу, Уругвай, Аргентина).

Фото: Martin Bernetti

Северная Америка

Согласно последним опросам, большинство американцев при покупке продуктов питания ориентируются на пользу товара для здоровья. Однако оценить качество продуктов питания в США сегодня практически невозможно, говорят эксперты: вредные товары не маркируются, а на традиционных этикетках значатся «бесчисленные термины, в которых невозможно разобраться». Власти Канады в 2022 году приняли решение ввести обязательную маркировку: к 2026 году все местные производители продуктов питания должны адаптировать упаковку и при необходимости разместить на лицевой стороне предупреждение в виде лупы с текстом о содержании вредных веществ (сахар, соль и насыщенные жиры). 

Европа

В Европе действует система Nutri-Score — «светофорная» маркировка продуктов от A до E. Так, красным цветом помечается содержание более 17,5 грамма жиров, 22,5 грамма сахара, 1,5 грамма соли на 100 граммов продукта. Помечается зеленым и считается «полезным» продукт, в котором на 100 граммов менее 3 граммов жиров, 5 граммов сахара и 0,3 грамма соли. Такая маркировка необязательна: производители используют ее добровольно — в основном в Великобритании и Германии. В 2024 году в ЕС намерены обсудить повсеместное введение маркировки Nutri-Score.  

Фото: Great Italian Food Trade

Россия 

В 2018 году Роспотребнадзор запустил проект добровольной маркировки продуктов «Светофор» с цветовыми индикаторами — зеленым, желтым и красным в зависимости от уровня содержания соли, сахара и жиров с учетом суточной нормы их потребления. Но система не получила широкого распространения. В сентябре 2023-го вице-премьер Татьяна Голикова поручила Минздраву совместно с Минпромторгом и Роспотребнадзором проработать вопрос об обязательной маркировке продуктов питания. 

Это необходимо делать. Только надо на ней не просто писать «вредная пища», а что в таких продуктах, например, содержатся трансжиры, которые не рекомендуются людям с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Население должно об этом знать. Сегодня о составе продукта питания пишется такими мелкими, издевательскими буквами, что понять, о чем там речь, невозможно. 

Геннадий Онищенко
академик РАН, доктор медицинских наук 

Конечно, большой вопрос, как это правильно сделать. Перечень таких продуктов нужно будет прорабатывать на основе доказательной базы, чтобы не запугать людей. При этом, безусловно, правильно ориентироваться на рекомендации ВОЗ, которая уже подготовила стандарты такого питания. 

Эрик Бровко
член Общественного совета при Минздраве России

ВОЗ к вредным продуктам относит продукты из мяса (ветчина, бекон, сосиски), сделанные при помощи соления, вяления, ферментации и копчения, а также сладкую газировку, энергетические напитки и продукты с высоким содержанием трансжиров (фастфуд, жареное, приготовленное во фритюре, сладкое, выпечку). 

Фото обложки: Derajinski Daniel / ABACA / TASS