МоскваДетали

Каким будет Музей транспорта Москвы: семь чудес метро, автобусы и другие фишки

В конце года откроют Музей транспорта Москвы. Он появится в историческом гараже Мельникова рядом с «Комсомольской». А пока что там полным ходом идет реставрация. Корреспондент сети М125 Сергей Демидов побывал в будущем музее и разузнал для «Московских новостей», что интересного там будет.

Как появился гараж на Новорязанской

Каждый, кто хоть раз был на Новорязанской улице, наверняка запомнил красное полукруглое здание, чем-то похожее на подкову или даже на серп. Это легендарный гараж в стиле конструктивизма. Его построили в 1929–1931 годах по проекту знаменитого архитектора Константина Мельникова, а помогал ему в работе не менее известный инженер Владимир Шухов.

Причудливую полукруглую форму сделали неспроста. Так удалось компактно разместить места для машин и обеспечить их беспрепятственный въезд в парк и выезд на Новорязанскую.

Кстати, о машинах. Изначально гараж предназначался для грузового транспорта. Собственно, поводом для строительства стало то, что Горьковский автозавод начал выпускать грузовые машины ГАЗ-АА, так называемые полуторки, и их нужно было где-то хранить. В 1948 году здесь заработал 4-й автобусный парк, который обслуживал маршруты на востоке столицы. В середине 2010-х он переехал в Новокосино, а в гараже Мельникова началась большая реставрация. Ее итогом и стало открытие Музея транспорта Москвы.

Музей в движении: что здесь покажут и для чего будут желтые линии

Нам выпала уникальная возможность увидеть своими глазами, как выглядит музей сейчас, оценить масштаб работ и узнать, какой будет постоянная экспозиция.

Всем журналистам выдали каски: как-никак идет стройка. И вот первый сюрприз: вход в Музей транспорта будет снизу, с подземного этажа. Он будет похож на светящийся треугольник! Рядом появятся большая сувенирная лавка и мозаика. Пока они есть только в проектах, но даже там это смотрится впечатляюще. К подземному этажу мы еще вернемся.

Гараж Мельникова внутри выглядит поразительно: потрясающая перспектива, изогнутые стены, красные оттенки и много света. На первом этаже, как и когда-то в гараже, будут стоять исторические автобусы, грузовые машины, к ним также добавятся конки, трамваи и троллейбусы, в том числе и двухэтажный ЯТБ-3! В сумме 46 многотонных экспонатов. Но при этом не будет ощущения, что все это статично. Директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко уверяет, что это будет «музей в движении».

За каждым экспонатом лежит богатая человеческая история. Тех прекрасных людей, которые, либо как самоучки, либо как великие инженеры и конструкторы, создавали техническую культуру нашего города. Музей транспорта Москвы — это музей, в центре которого находится человек, его человеческая история. Именно поэтому это «музей в движении».

Оксана Бондаренко
директор Музея транспорта Москвы

Большую работу проделали и научные сотрудники, которые собирают уникальные артефакты, таковых удалось найти уже больше 400. А чтобы вся эта история «задвигалась», в музее представят более 800 единиц мультимедиаконтента. С их помощью можно будет узнать, как создают транспортные средства, как ими управляют, как разрабатывают маршруты.

Посетители смогут и сами убедиться в эволюции наземного транспорта, ведь все экспонаты расставят в хронологическом порядке. А чтобы не потерять эту историческую нить, в зале будут желтые линии.

Они и проведут по истории транспорта от дореволюционной Москвы до наших дней. Что приятно, экспонаты не будут закрыты ограждениями. В некоторые из них можно будет свободно зайти и увидеть мультимедийные экспозиции.

За семью печатями: что прячется на подземном уровне музея

Главная новинка будущего Музея транспорта Москвы — создание минус первого этажа. Никогда до этого не было подземного уровня в гараже Мельникова, его построили специально для музея. Именно здесь появится экспозиция про историю московского метро. Главный архитектор Наталья Воронцова рассказала, что спуститься на этаж -1 можно будет по лестнице, по эскалатору или на лифте. Прямо как в настоящем метро!

Подземный уровень построили в марте, и здесь уже есть все семь экспонатов: один шахтный электровоз и шесть вагонов. Прямо-таки семь чудес московского метро! Среди них есть единственный сохранившийся в мире вагон типа «В». Его произвели в Берлине, и когда-то он курсировал в берлинском метрополитене, а после Великой Отечественной его по репарациям доставили в Москву. Как нам рассказали, это настоящий вагон представительского класса, внутри он отделан из редких пород деревьев: ясеня, дуба и березы, а двери здесь открывали и закрывали вручную.

На подземном уровне также представят и более знакомые нам «Номерной», «Яузу» и другие вагоны. В них можно будет зайти, посидеть, узнать интересные факты. Все вагоны расставят в хронологической последовательности. А стоять они будут на тех рельсах, которые были в те годы, когда ходил тот или иной состав.

Не забудут и про техническую составляющую метро. Посетители смогут узнать о техногенике и архитектуре станций, о строительстве поездов и тоннелей, увидеть коллекцию билетов и почитать истории от работников метро. В вагоне «Москва» можно будет почувствовать себя машинистом. А рядом появится разноцветная 3D-схема московского метро.

Нам также показали зал для временных выставок: он тоже будет на подземном уровне. Сейчас гараж внутри декорируют, скоро его начнут наполнять микроэкспозициями. В музее транспорта будут и квесты с экскурсиями, и целая автолаборатория. Также тут планируют проводить и культурные мероприятия. В общем, здесь делают все, чтобы этот шедевр авангарда на Новорязанской стал авангардом музейного движения в Москве.

Не первая ласточка: как в гараже уже открыли музей

Гараж на Новорязанской — не единственный в Москве, в котором сначала был автобусный парк, а потом сделали музей. Похожая история у Бахметьевского гаража на улице Образцова в Марьиной Роще, который построили в 1926–1927 годах. Оба гаража объединяет личность Константина Мельникова. Да, гараж на Образцова тоже спроектировал он, и опять-таки вместе с инженером Владимиром Шуховым.

Долгое время здесь находился 3-й автобусный парк, но в 1999 году он переехал на Бибиревскую улицу. А в самом гараже провели реставрацию. В 2008 году в нем открыли центр современного искусства «Гараж», а с 2012-го здесь находится Еврейский музей и центр толерантности. Так что гараж на Новорязанской не первый, который превратят в музей.

Знал бы Константин Мельников, что он строит не гаражи, а музеи!

Оксана Бондаренкодиректор Музея транспорта Москвы

Тем интереснее посмотреть, каким в итоге будет Музей транспорта Москвы. Увидеть его во всей красе мы сможем уже скоро — музей планируют открыть приблизительно в конце этого года.

Фото обложки: mos.ru