Пандемия коронавируса ускорит автоматизацию рабочих процессов и роботизацию по всему миру, в это уже вовлечены 85% компаний. К таким выводам пришли аналитики международной консалтинговой компании McKinsey по результатам опроса, проведенного минувшей осенью среди 800 руководителей топ-уровня в компаниях разного размера по всему миру. «Эти тенденции стали следствием того, что автоматизация делает возможным отказ от физических взаимодействий в условиях социального дистанцирования. Кроме того, это страхует компании от последствий экономического спада, вызванного COVID-19. Еще один плюс: роботы не болеют», — сказано в отчете McKinsey.
Патрульный стал дезинфектором
Консультанты в магазинах, экскурсоводы, промоутеры, консьержи — это лишь несколько примеров «должностей» для сервисных роботов. Но с началом пандемии все эти разработки, созданные для общественных пространств, оказались невостребованны: людей в этих пространствах практически не было. В других же местах автоматизированная помощь стала крайне необходима. Вызовы нового времени потребовали новых решений. Сооснователь и директор по развитию крупнейшего производителя автономных сервисных роботов в России и Европе Promobot Олег Кивокурцев рассказал «Московским новостям», как прошла адаптация роботов к пандемии.
За месяц мы разработали продукт для жизни в «новом мире» — автономный терминал для бесконтактного измерения температуры «Термоконтроль». Решение позволило нам занять новую нишу в области COVID Tech, и мы продолжаем работу в этом направлении почти год спустя, фиксируя очень высокий спрос на этот продукт, например в США. Также буквально перед началом пандемии нам очень «повезло»: мы презентовали новый продукт — робот Scorpion. Это робот-патрульный на гусеничной платформе. Весной прошлого года нам пришлось его модернизировать, чтобы адаптироваться под спрос: мы разработали конструкцию поворотной башни и распылитель — так патрульный стал дезинфектором.
Олег Кивокурцев
Сооснователь и директор по развитию компании Promobot
Роботы-дезинфекторы показали свою эффективность и стали востребованы на предприятиях и в больницах. На рынок вышли разработки как российского, так и зарубежного производства (наиболее распространенные среди таких — датские UVD и китайские Pudu). Собственного робота-дезинфектора на базе одной из московских клиник тестировал даже Сбербанк. «Мы стремились сократить количество точек контакта персонала с оборудованием, которое находилось в палате, — говорит директор по цифровой трансформации бизнеса Европейского медицинского центра Егор Сафрыгин. — 95% всех дезинфекций, проведенных роботом в клинике, были успешны. В ряде случаев он проводил ее с отклонениями. Если случались технические сбои в системе, работу за роботом доделывал младший медицинский персонал».
В медицине нашли свою нишу и роботы-диагносты. Департамент здравоохранения Москвы принял такого на работу. Робот пока не может полноценно определить диагноз, но может выполнить простейшие медицинские манипуляции — измерить температуру тела, артериальное давление и пульс, насыщение крови кислородом, уровень сахара в крови и объем легких.
Роботы с искусственным интеллектом пошли дальше и применимы при более сложной диагностике. «Московские новости» уже писали, что ИИ был успешно использован для обнаружения следов коронавируса в легких. Исследователи из Университета Центральной Флориды доказали: искусственный интеллект может распознавать результаты компьютерной томографии не хуже профессионального врача. Во время теста он верно определил 84% позитивных и 93% негативных диагнозов. А разработка отечественного «Сколтеха» на базе искусственного интеллекта позволила уменьшить ошибки врачей в определении степени поражения легких коронавирусной инфекцией при анализе снимков компьютерной томографии.
По словам профессора «Сколтеха» Михаила Беляева, легкодиагностируемые заболевания скоро будут полностью обрабатываться машинами, а «трудные» случаи —передаваться врачам для детального анализа.
Обучение машин алгоритмам аналогично тому, как учат молодых врачей анализировать результаты диагностики. Технологии искусственного интеллекта все шире распространяются в медицине, несмотря на недоверие к принципам их работы. В будущем искусственный интеллект не заменит врача, а станет еще одним инструментом, повышающим эффективность работы.
Михаил Беляев
Профессор «Сколтеха»
Усиленные меры предосторожности — в частности, минимизация контактов между людьми — привели к развитию роботизированного общепита. Летом 2020-го, когда санитарные ограничения были ослаблены, одна из сетей общепита открыла в Москве ресторан, где готовит робот-повар — пока, правда, не варит и не тушит самостоятельно, а только складывает заготовки еды в контейнер-тарелку. Разработчик и поставщик оборудования — российская компания Bowlton. Похожая разработка есть у британской Moley Robotics — Moley Kitchen умеет самостоятельно достать продукты из холодильника, помыть их, приготовить и навести порядок. Кстати, основатель компании — российский математик и специалист в области вычислительной техники Марк Олейник.
Помимо поваров, все с той же целью обезопасить посетителей и минимизировать контакты с персоналом появились роботы-бариста. Более полугода такие работают в парке «Зарядье».
Первый робот-бариста появился у Заповедного посольства в июле, второй был установлен у Медиацентра — он приступил к своим обязанностям в сентябре. В среднем в период действия ограничений один робот обслуживал по 50 человек в день. Роботы-бариста отлично справляются, но не обходятся без помощи сотрудников парка. Каждые 2 часа проводится санитарная обработка терминалов и внешних панелей, кроме этого, нужно регулярно пополнять запасы ингредиентов и стаканчиков.
Пресс-служба парка «Зарядье»
Коммерческий директор дистрибьютора сервисных роботов Robotec Денис Симонов отмечает, что за последний год также стали востребованы роботы-доставщики и роботы-официанты. «Вывод подобных роботов на российский рынок — это ответ на растущий запрос на роботизацию в тех сферах, где до 2020 года мало кто мог подумать о внедрении и применении роботов», — комментирует он.
Нужна «роботаблетка»
«У нас не хватает людей. У нас все встало. У нас закрытое производство. Нужно срочно что-то сделать. Помогите!» — с такими обращениями клиентов столкнулись в самом начале пандемии компании, занимающиеся разработкой и внедрением роботизированных решений на предприятиях.
Причин такой производственной паники несколько. На многих промпредприятиях работают сотрудники возраста 65+, которые с самого начала пандемии обязаны были сидеть дома. Потом начали уходить на больничный женщины с детьми, к этому добавилось введение дистанционного образования, когда родители стали вынужденно сами переходить на удаленку, чтобы не оставлять своих учеников дома одних. Потом люди начали массово болеть. Все это привело к большому оттоку рабочей силы с производств. В итоге пандемия, негативно отразившаяся на многих отраслях экономики, в сфере цифровизации, наоборот, ускорила процесс перехода компаний на бизнес-модель нового поколения.
Стало понятно, что во время кризиса предприниматели не готовы инвестировать во что-то долгое, отсроченное. Им нужны быстрые решения — таблетка, которая вылечит. Мы разработали ряд типовых решений, которые можно очень быстро внедрить и начать получать возврат инвестиций. Это, например, сварочные чеки на базе наших роботов, чеки по нанесению клеев-герметиков. В результате быстрой реакции на изменившиеся запросы за 2020 год выручка нашей компании выросла в 4 раза.
Артем Лукин
Основатель и совладелец компании ТЕХНОРЭД (специализируется на продаже коллаборативных роботов для автоматизации производства)
Помимо физических роботов, большое развитие в пандемию получили и программные — виртуальные машины, которые могут выполнять рутинные операции или управлять механизмами. Роботы-консультанты на горячей линии, роботы-бухгалтеры, выполняющие рутинные процессы, и даже роботы-рекрутеры, проверяющие резюме специалистов на соответствие требованиям компании, — уже реальность. В период работы на удаленке востребованность их еще более выросла.
Один из самых крупных потребителей программных роботов — банковский сектор. По словам заместителя председателя правления МКБ Сергея Путятинского, пандемия ускорила цифровизацию в банках: значительная часть клиентов ушла в онлайн и обратно в допофисы не вернулась, поняв, насколько удобно использовать дистанционные каналы.
Мы роботизировали различные процессы: это и принятие кредитного решения, заведение банковских гарантий, уведомления клиентов, анализ состояния банкоматов и заказ инкассации, обработка запросов от госорганов и ответы им, составление отчетов, сверка данных и другие. Внедрение роботов позволяет ускорить выполнение процессов и сократить операционные риски, связанные с ошибками, присущими людям, сократить выгорание сотрудников от монотонного ручного труда, увеличить скорость выполнения процессов, повысить контроль над ними.
Сергей Путятинский
Заместитель председателя правления МКБ
Конкуренты за рабочие места
Проведенный исследовательским центром портала Superjob.ru в разгар пандемии опрос показал, что количество специалистов, считающих, что их могут заменить роботы, выросло почти в 1,5 раза за последние 4 года. Чаще остальных уверены в полной или частичной роботизации своих рабочих функций операторы call-центров (66%), бухгалтеры (60%) и менеджеры по туризму (57%). Считают вероятной автоматизацию своих обязанностей 56% официантов, 55% клиентских менеджеров, по 52% секретарей и водителей, 51% пекарей и каждый второй переводчик. Меньше всего тех, кто уверен в полной или частичной автоматизации своего труда, — среди программистов (31%), архитекторов и медицинских сестер (по 28%).
Общественники уже начали бороться за права людей, которых роботы могут оставить без работы. Летом прошлого года Институт прогрессивного образования направил в Минфин письмо с инициативой о введении специального налога на роботов, которые заменяют живых работников. Инициатива предполагает собирать средства в созданном для этого Фонде переподготовки уязвимых профессий. Директор Института Анна Марс рассказала «Московским новостям», что ответное письмо пришло из Научно-исследовательского финансового института Минфина, и проблема была признана:
По мнению экспертов, большинство россиян весьма настороженно относятся к попыткам роботов занять рабочие места людей. Психиатр-психотерапевт Вероника Сысоева пояснила «Московским новостям», что общество пока к этому не готово: «Присутствует страх жуткой безработицы, чувства ненужности и профессиональной непригодности из-за замены людей роботами. И пока что для массового сознания роботы являются конкурентами».
«Робот, действительно, хороший помощник, но, когда из-за роботизации люди теряют рабочие места, отношение к роботам становится отрицательным», — добавляет психолог-психотерапевт Андрей Смирнов.
В то же время роботы как ассистенты, выполняющие рутинные действия и облегчающие жизнь, но не претендующие на человеческое место на рынке труда, завоевывают все большее расположение людей.
Из-за чувства собственной безопасности, из-за внутренней защищенности, из-за желания сохранить себя отношение к роботам улучшилось. Потому что это сохраняет наше здоровье, это помогает соблюдать дистанцию, и это не наносит вред. Кроме того, от робота нет обратной связи, он не эмоционирует, он не ссорится, не скандалит, не предъявляет претензий, не обижается, не унижает, не выговаривает свою точку зрения. Это очень удобный функционал, который абсолютно четко выполняется. При этом в основном роботы вряд ли подведут, это всегда стопроцентный результат. И в этом случае в отношениях проще с роботами, чем с людьми.
Наиля Бирарова
Социальный психолог