Культурный код

Женщины «мужских» профессий

В рубрике «Архив» редакция «Московских новостей» предлагает читателям ознакомиться с историческими материалами газеты, написанными в разное время на протяжении ее 90-летней истории — и привязанными к актуальной повестке. В этом выпуске — портреты женщин, ставших пионерами в освоении тяжелых профессий.

Впервые опубликовано 13 марта 1940 года в газете «Московские новости».

Передо мной лежат десятки портретов и биографий советских женщин. О ком из них написать?

  • О женщинах-ученых, которые прививают себя возбудителями смертельных болезней при поиске лечения?
  • Об отважных женщинах-водолазах, которые исследуют дно советских морей?
  • О девушках, которые совершают прыжки с восьмикилометровой высоты и устанавливают мировые рекорды парашютного спорта?
  • О женщинах, которые исследуют Арктику и проводят годы на полярных станциях?
  • О женщинах-колхозницах из Узбекистана, которые собирают рекордный урожай хлопка?
  • О первых женщинах – машинистах скоростных поездов?
  • А может, о женщинах – войсковых командирах, или морских капитанах, или авиаторах, или инженерах, или редакторах газет, или архитекторах, или председательницах колхозов, или о женщинах, занимающих ответственные посты в правительстве?

Во всех сферах

Не осталось ни одной профессии, ни одной сферы, в которой советская женщина не отвоевала бы своего права на работу. Я сознательно пишу «отвоевала», поскольку даже в советской стране, где конституцией установлено равенство прав, были сферы деятельности, в которых женщин не принимали на работу и иногда считали, что работа будет для них вредна. Женщинам потребовалось немало энергии и упорства, чтобы сломать такой порядок вещей. На борьбу с подобными предубеждениями поднялись самые храбрые, сильные и энергичные женщины. 

Паша Ангелина. Фото: Кавашкин Борис, Самсонов Л. / Фотохроника ТАСС

Они были дочерьми рабочих и крестьян, и их борьба за освоение профессий, которые были недоступны таким как они веками, — это образец отваги и решимости.

Именно так Полина Осипенко стала военным летчиком, Зинаида Троицкая — машинистом локомотива скорого поезда, Елизавета Кузнецова — старшим помощником капитана океанского парохода, Софья Киеня — знаменитой строительницей метро, Ольга Комова — ислледовательницей Арктики, Анна Ксенофонтова — ученой, Паша Ангелина — выдающейся трактористкой… Число женщин, которые не просто работали, но еще и заслужили славу, идет на сотни.

До того как стать полярницей, Ольга Комова жила среди чукчей у залива Лаврентия. На Крайний Север она приехала, чтобы учить народ, не имеющий своей письменности. Сперва ей было тяжело: они не могли найти общий язык. Чукчи не знали русского, а Комова — чукотского. Но она быстро училась. Постепенно девушка, рожденная в большом шумном городе, привыкла к жизни в отдаленном северном регионе. В свободное время она брала уроки у местного метеоролога, а когда вернулась домой, пошла на курсы по метеорологии. 

Ольга Комова. Рисунок художника Е. Протопопова / goarctic.ru

Эти знания очень ей помогли, когда она вышла замуж и вместе с мужем отправилась на зимовку в Арктику. В те времена это было отважным поступком для женщины. Старики качали головами, услышав, что женщина собирается провести долгие и мрачные зимние месяцы в суровой Арктике, вдали от всего мира.

«Добром это не кончится», — предсказывали скептики.

Ольга и ее муж отправились на остров Врангеля. Ее первое путешествие и правда оказалось не таким, каким она его представляла. Судно, на котором они плыли, называлось… «Челюскин». Оно потерпело крушение во льдах Северного Ледовитого океана. Вместе с остальными челюскинцами Ольга попала в лагерь Шмидта на льдине. Так началось приключение, о котором стало известно всему миру.

Этот опыт не обескуражил девушку. Отдохнув от этого захватывающего путешествия, она вернулась в Арктику и провела много долгих зим на острове Белый в бухте Тикси. Сегодня за Полярным кругом живут сотни женщин, но в те времена Ольга Комова была первой, кто преодолел страх перед полярной ночью и зловещими предсказаниями скептиков.

Старпом на океанском пароходе

Елизавета Кузнецова — старпом на океанском пароходе, и она достигла своей цели другим путем. Много лет назад она приехала в Ленинград и тут же почувствовала непреодолимое желание отправиться в море, но женщин тогда не допускали на корабли, если только они не официантки или пассажирки. 

Закон не запрещал женщинам быть моряками, но найти капитана, который согласился бы принять в команду женщину, было сложно. 

Так что Кузнецова остригла волосы покороче, надела матросскую форму и пошла записываться на работу к капитану рыболовного судна. 

Рыболовное судно. Фото: Галушко Олег / Фотохроника ТАСС

«Вы знаете, что такое море?» — спросил капитан.

«Я был рожден у моря, я из семьи моряков», — отвечал новый соискатель.

«Фамилия?»

«Кузнецов».

«Документы?»

«Родные отправили мне их. Прошу, позвольте поработать, пока они в пути».

Ей удалось проработать два месяца, прежде чем капитан понял, что его обдурили. Однако к этому моменту Елизавета доказала, что она хороший моряк, и профсоюз моряков одобрил ее просьбу остаться на корабле. 

Два года она служила под мачтой. А затем, вооруженная рекомендациями и хвалебными отзывами, Елизавета отправилась в Москву, в Народный комиссариат водного транспорта, и попросила зачислить ее на курсы старпомов. Ее экзаменовали, и оказалось, что она прекрасно подходит на должность. Сейчас Елизавета Кузнецова управляет советскими океанскими судами в иностранных водах. 

Машинист скорого поезда

Локомотив всегда был «запретной зоной» для женщин-железнодорожниц. Зинаида Троицкая не понимала, почему управление поездом должно быть неоспоримой прерогативой мужчин. Ей казалось, что женщины могут справиться с этим не хуже, и решила это доказать.

Зинаида Троицкая. Фото: rzd-expo.ru

Начала она с нуля: поступила в железнодорожный техникум, где мужчин учили на помощников машиниста, а женщин — на механиков. Троицкая закончила его с отличием. Ее направили на работу в депо. Семь месяцев она тщетно пыталась попасть на локомотив, но не имела успехов. Зинаида решила не сдаваться. Она вернулась в техникум и на этот раз вышла из него помощником машиниста. 

Теперь у нее было два диплома. Это впечатлило даже тех, у кого были предрассудки. 

Она стала помощником машиниста. Но поезд был не пассажирский и не грузовой. Это был один из тех маленьких локомотивов заводской узкоколейки. Женщина проработала на нем два года. А затем поступила на курсы машинистов. Вооружившись третьим дипломом, она вернулась на железную дорогу, чтобы отвоевать свое «место под солнцем». Ей наконец позволили управлять настоящим поездом, но как только она сказала, что может управлять им в одиночку, ее отправили в запас. 

Этого Зинаида уже не могла терпеть. Она отправилась прямиком к самому Л. М. Кагановичу, народному комиссару путей сообщения. Нарком долго общался с этой уверенной девушкой, ее неприятие устоев и готовность брать на себя ответственность заинтересовали его. В ее упорстве он видел начало важного женского общественного движения. Она получила его поддержку. В этом году она совершила две важные поездки: одну в качестве машиниста грузового поезда, другую — на скором поезде. Оба раза ее экипаж состоял исключительно из женщин.

Сила примера

Хороший пример заразителен. Тысячи женщин последовали за своими сестрами, ставшими пионерами в различных сферах.

Например, Полина Осипенко стала пилотом истребителя после того, как увидела летчицу. А потом тысячи девушек по всей стране, следуя за Осипенко, вступили в авиационные кружки. И они не довольствовались простым обучением на пилотов планера. Московская комсомолка Ольга Клепикова обучилась управлению планером, а затем начала летать выше, дальше и дольше других женщин. В прошлом году она побила все мировые рекорды — как мужские, так и женские, — пролетев 730 километров.

Полина Осипенко. Фото: Александр Грибовский / ТАСС

Инициатива другой советской женщины, Марии Демченко, которая вырастила невероятный урожай сахарной свеклы, вдохновила тысячи других колхозниц. Многие из них удвоили результат Демченко и сами стали примером для подражания.

Благодаря примеру Ольги Комовой сотни женщин заинтересовались профессиями синоптика, метеоролога и радиста.

Кузнецова была одной из первых женщин-моряков, некоторые из них добились большего успеха. Например, Анна Щетинина, дочь плотника из Владивостока, получила лицензию капитана океанского парохода.

Анна Щетинина. Фото Юрия Муравина / Фотохроника ТАСС

В последние годы такие трудовые подвиги стали обычными событиями. Уже не становится сенсацией то, что армейского инженера Маргариту Лещинскую пригласили преподавать в военной академии, или то, что Зинаиду Троицкую назначили начальницей Московской кольцевой железной дороги, или то, что две станции метро построены по проекту архитектора Н. Быковой, или то, что женщины плавят сталь.

Балта Алтыбаева

Моя история была бы неполной без женщин советского Востока. Там женское движение развивалось в более сложных условиях: религиозные предубеждения и инертность укоренены там больше, чем в других регионах. Непреложные мусульманские законы многовекового шариата стояли на пути женщин Востока. Шариат требовал от женщин закрывать лица черным платком. Он требовал от них жить в отдельной части дома. Он делал их рабынями мужей, их «богов и хозяев». 

Мусульманские священники долгие века поучали: «Если не у кого спросить совет и если рядом нет мужчины, спроси свою жену и сделай наоборот». Несмотря на то что революция освободила женщин советского Востока от оков шариата и дала им политическую и экономическую свободу, морок этих законов не мог сгинуть в одночасье.

Появление восточной женщины в новых профессиях было сопряжено со многими трудностями. И тем не менее она завоевала всеобщее признание своими трудовыми навыками.

В промышленности и сельском хозяйстве, в образовании и здравоохранении, в судах, в литературе, в авиации и в музыке — во всех сферах жизни сейчас можно встретить азербайджанских, таджикских, узбекских и туркменских женщин.

Фото: Поздняков Роберт / Фотохроника ТАСС

Например, Балта Алтыбаева, дочь бедного рыбака, сейчас занимает пост народного комиссара Туркменской ССР. Ее выдали замуж в 14 лет. Муж запер ее дома и не позволял интересоваться хоть чем-то за его пределами. 

Она смогла сбежать в город, где записалась на курсы детсадовских воспитательниц. Закон был на ее стороне, и муж не посмел поднять руку на девушку. Государство предоставило ей стипендию — так же как и тысячам ее сестер. Она получила среднее и высшее образование, закончив университет.

Она начала работать в промышленности, и ее выдающиеся организационные способности отметили не только коллеги, но и правительство. Алтыбаеву назначили комиссаром легкой промышленности родной республики.

Копировать ссылкуСкопировано