20405
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, дающий авиакомпаниям право продавать билеты на самолет по невозвратным тарифам, что должно способствовать снижению стоимости авиаперелета, сообщает агентство Прайм со ссылкой на пресс-службу Кремля
22738
Президент РФ Владимир Путин подписал закон об упрощенной выдаче российского гражданства соотечественникам, которые свободно владеют русским языком и живут либо проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ, сообщает РИА Новости
12053
Комиссия Госдумы по этике по поручению спикера Сергея Нарышкина, предположительно, на следующей неделе рассмотрит инцидент с участием лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который оскорбил журналистку МИА «Россия Сегодня», сообщает РИА Новости.
3803
Парламент Крыма утвердил назначение экс-главы самообороны вице-премьером республики
8083
Роспотребнадзор не ожидает проблем с прохождением летнего оздоровительного сезона в Крыму, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу ведомства Анну Попову
6699
Крымские отряды самообороны уберут все заборы, незаконно преграждающие проход к пляжам, сообщило правительство региона в своем микроблоге в Twitter.
4033
Высшая школа экономики продолжает цикл лекций в музеях Москвы. 24 апреля в Центре современной культуры «Гараж» состоится лекция «Истинная роль брендов в обществе постмодерна».
2971
Министр природных ресурсов: Природные пожары в этом году застали Россию врасплох
12034
Сотрудники столичной Госавтоинспекции ограничат движение в центре Москвы в понедельник из-за репетиции военного парада, который пройдет на Красной площади 9 мая, сообщает РИА Новости
9494
Власти Москвы могут отказаться от строительства одной станции на «зеленой» ветке метро
7477
Военную технику для участия в Параде Победы этой ночью перебросят на Ходынское поле
7910
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) выражает озабоченность вмешательством политики в туристическую отрасль на примере отказа чешского отеля принять российских туристов в знак протеста против присоединения Крыма к РФ, сообщила РИА Новости руководитель пресс-службы ведомства Ирина Щеголькова.
5286
МВД Украины утверждает, что телевышки в Донецке никто не захватывал, и каналы транслируются в обычном режиме, сообщает РИА Новости со ссылкой на сайт ведомства.
4045
В украинском Славянске неизвестные обесточили телецентр, транслирующий российские каналы
3141
Компромисс по ситуации на Украине должен быть найден внутри нее, а не между третьими игроками, например между РФ и США, заявил президент РФ Владимир Путин во время прямой линии с россиянами
3067
ЦБ РФ с 17 апреля отозвал лицензию у дагестанского банка «Каспий»
4013
Торговый дом «Шатер» рассматривает возможность строительства сафари-парка в Подмосковье
2859
Лоукост-авиакомпания «Добролет», созданная «Аэрофлотом», будет базироваться в Шереметьево
2876
«Ростелеком» построил линию связи с Крымом по дну Керченского пролива
4379
Павел Дуров: Мы не будем удалять ни антикоррупционное сообщество Навального, ни сотни других сообществ
3814
Google не раскрывает данные о первом дне продаж «умных» очков в США
2683
Чиновники бронируют адреса в новых доменах .москва и .moscow
2306
Компания Google отделила Крым от Украины на своих картах
4352
Суд отклонил иск мордовской колонии к Толоконниковой из-за ее письма об условиях труда
4335
Мировой суд в Москве рассмотрит дело Алексея Навального о клевете
2857
Глава Мосгорсуда Ольга Егорова подала документы в квалификационную коллегию на повторное занятие этой должности; таким образом, Егорова не претендует на занятие вакантного места председателя объединенного Верховного суда РФ
2919
Прокуроры заинтересовались художником, приковавшим гениталии к Красной площади
3346
Здания в центре Москвы украсят репродукциями знаменитых картин
3121
Фильм о русской Жанне Д'Арк покажут на открытии киномарафона в Крыму
2967
Харуки Мураками впервые за девять лет выпустил сборник новелл
3169
В Мексике скончался писатель Габриэль Гарсиа Маркес, его тело будет кремировано
5568
Менеджер Шумахера сообщила, что его состояние немного улучшилось
4061
Олимпийские кольца из Сочи подарят Греции
3700
Новый логотип чемпионата России по футболу будут выбирать болельщики
3125
Официальную песню чемпионата мира-2014 по футболу представили на YouTube

Британское кино XXI века: юмор, зомби, криминал и Майкл Фассбендер

Все материалы сюжета Киногеография

Смотрим картины Гая Ричи, Кена Лоуча, Стивена Фрирза, Денни Бойла и других британских режиссеров

Антон Марьинский

Выбрать 12 лучших британских фильмов последних 12 лет невозможно: их гораздо больше, поэтому множество картин не вошло в нашу подборку.

Британское кино всегда славилось своим высочайшим качеством. В хороших британских фильмах нет фальши: все персонажи, даже самые второстепенные, прописаны так, что им веришь и сочувствуешь (причем кинематографисты Великобритании умеют создавать объемный характер с помощью пары штрихов). В Великобритании и (зачастую связанной с ней, если говорить о кино) Ирландии огромное количество потрясающих характерных актеров. И неповторимых режиссеров. Многие из них работают и в Голливуде, и наоборот, из-за чего временами сложно провести границу между кино Британии и США. Скажем, значимые представители голливудской режиссуры Ридли и (недавно погибший) Тони Скотт или Сэм Мендес— англичане. А считающийся фирменным английским мэтром Терри Гиллиам— американец. Номинации «Оскара» и главной британской премии BAFTA, как правило, совпадают, ведь многие картины — совместного производства UK – USA. Забавно, что у BAFTA даже есть отдельная номинация «Лучший британский фильм». И все же британское кино – особенное. Англичане известны своим специфическим юмором  — абсурдным, часто черным. Но режиссеры могут быть и очень серьезны: знаменито британское социальное кино, рассказывающее о жизни и проблемах простых людей. Кен Лоуч, Майк Ли — лучшие авторы социальных картин. Впрочем, самая выдающаяся работа Майка Ли «Тайны и ложь» была снята в 1996 году, поэтому не вошла в подборку. Британцы как никто умеют снимать костюмные драмы, в том числе из недавнего прошлого  — см., например, «Искупление» Джо Райта. Они обожают смешивать в нужных пропорциях серьезность и иронию, трагизм и абсурд (см. классические ленты Питера Гринуэя), социальность и юмор. Еще в Великобритании ценят детектив и криминальные истории, в результате они проникают и в другие жанры. Британцы делают фильмы-конфетки, в каком бы жанре они ни работали.  Это кино, которое интересно смотреть.

«Таймкод», режиссер Майк Фиггис, 2000 год

«Таймкод» — фильм уникальный. Экран поделен на четыре квадрата, и мы можем параллельно следить за тем, что сейчас происходит с разными персонажами истории, которую нам рассказывают. Режиссер обращает внимание зрителя то на одну, то на другую часть экрана, приглушая звук: так зритель обращает внимание на наиболее важные слова. Это первый в истории фильм, снятый в режиме реального времени. Ни на одном из экранов нет монтажных склеек. Фильм одновременно смешной и драматический (в финале происходит убийство). Снят в стилистике «Догмы», то есть очень реалистичен. Майк Фиггис в начале своей карьеры снимал политкорректные фильмы в Голливуде, но потом неожиданно стал киномаргиналом. Обычно режиссерские карьеры развиваются в обратном направлении, но британцы любят ломать стереотипы. К сожалению, в последние годы Майк Фиггис выпал из обоймы режиссеров, которые интересны киноманам.

«Большой куш», режиссер Гай Ричи, 2000 год

Сюжет фильма крутится вокруг двух криминальных историй: одна из них связана с похищением дорогущего бриллианта, вторая с криминальным бизнесом вокруг боксерских поединков.

Второй фильм бывшего мужа Мадонны Гая Ричи многие ценят даже выше, чем его дебютные «Карты, деньги, два ствола», где свои первые роли сыграли главная на сегодня звезда боевиков Джейсон Стэтем и бывший футболист Винни Джонс. В «Большом куше» Ричи, который славится криминальными комедиями, использовал все свои главные приемы: огромное количество персонажей, которые находятся в запутанных отношениях  — у всех есть какой-то криминальный умысел, но не все понимают или знают умысел других. Все переходят друг другу дорогу. Главная задача каждого — украсть что-то или обогатиться каким-то другим, всегда незаконным способом. Множество историй заплетаются в клубок. За сюжетом не успеваешь следить, энергии действию прибавляет и быстрый монтаж. Картины Ричи достаточно кровавы, но при этом полны того самого  — абсурдного — британского юмора. Юмор чаще всего связан с тем, что герои Ричи дураковаты и сами навлекают на себя проблемы. Режиссера всегда сравнивают с Тарантино, чьи герои жестоки, потому что, подобно персонажам массовой культуры, не понимают, что такое настоящая боль. Но дураковатость героев отличает фильмы Ричи от фильмов Тарантино: глупость и, соответственно, жестокость людей — это скорее характеристика определенных слоев современного британского общества. В актерский состав «Большого Куша»  (где снова есть и Стэтем, и Винни Джонс, и еще с десяток хороших актеров) затесался молодой БрэдПитт, в котором именно Ричи распознал комического актера. Сейчас Ричи стал знатным голливудцем: именно он снял два фильма о Шерлоке Холмсе с Робертом Дауни-младшим.

«28 дней спустя», режиссер Денни Бойл, 2002 год

По Великобритании распространяется страшный вирус, превращающий людей в зомби.  Джим, герой КиллианаМерфи, просыпается в пустой больнице один, и вскоре обнаруживает, что незараженных в городе почти не осталось. У тех же, кто не переродился, один закон: не раздумывая убивай того, кого укусили, даже если это твой друг. Выживай любым способом.

«28 дней спустя» — фильм творческого дуэта режиссера Денни Бойла и сценариста и писателя Алекса Гарленда, которые вместе работали  также над «Пляжем» (экранизация романа Гарленда) и «Пеклом». Культовый фильм «На игле» об эдинбургских наркоманах Бойл снял в 1996 году. Потом перепробовал себя в самых разных жанрах (срежиссировал даже церемонию открытия Лондонской Олимпиады). И в жанре фильмов о зомби ему удалось сказать новое слово.

Зомби здесь — ничуть не хуже людей. Они ничего нового с собой не приносят: и раньше люди убивали друг друга, и теперь убивают. Причем, защищая близких от человеческой жестокости, ты все равно теряешь моральный облик. Правда, теряешь меньше, чем когда защищаешь себя или даже некое общее для всех будущее. В безнравственном мире единственный способ окончательно не потерять человеческий облик — излечиться от эгоизма. Жесткий фильм, беспощадный по отношению к современному обществу.

«Зомби по имени Шон», режиссер Эдгар Райт, 2004 год

Для этой картины важны имена не только режиссера, но и соавтора сценария и исполнителя главной роли СаймонаПегга, а также актера Ника Фроста. Райт-Пегг-Фрост — трио, впервые заявившее о себе в популярном среди продвинутых сериаломановситкоме «Долбанутые» (Spaced). Райт с Пеггом и Фростом сделали один из фальшивых трейлеров к проекту Тарантино и Родригеса «Грайндхаус». «Зомби по имени Шон» и следующий фильм той же компании «Типа крутые легавые», а также выходящий в прокат летом «Армагеддон» составляют трилогию под названием «Кровь и мороженое», которую не объединяют ни общие персонажи, ни похожие сюжеты. Общим является стиль: это комедии, полные отсылок к массовой культуре, которые периодически превращаются в драмы (сочетание смешного и драматического характерно для британского кино). В «28 днях спустя» люди приравнивались к зомби по степени кровожадности. У Райта и Пегга они тоже не отличаются от живых трупаков (поначалу герои комически не замечают, что обитают рядом с мертвецами), но по иной причине: так же апатичны, заторможены и скучны. Их ничего не интересует, помимо дивана, компьютерных игр и пабов. При всем при том «Шон» — не сатира, а этакий гимн подобному образу жизни, который явно симпатичен создателям картины. Дико смешные эпизоды  с типично английским абсурдным юмором соседствуют с трагизмом (как и у Бойла, обыгрывается ход с убийством родственников, ставших чудовищами). В одной из ролей занят стенд-ап комик и актер ДиланМоран из «Книжной лавки Блэка» — культового британского сериала об ирландце-социопате. «Зомби по имени Шон» входит в двадцатку лучших фильмов последних двадцати лет, которую составил Квентин Тарантино.

«9 песен», режиссер Майкл Уинтерботтом, 2004 год

Майкл Уинтерботтом славится тем, что постоянно меняет темы и стиль: он может одинаково хорошо снять все: от экранизации «ТристрамаШенди» Стерна до фильма о первопроходцах панк-рока («Круглосуточные тусовщики»). При этом он знаменит еще и своим интересом к мировой политике («Добро пожаловать в Сараево», «В этом мире», «Дорога на Гуантанамо», «Доктрина шока»). И всегда отстаивает левые взгляды.

Один из самых скандальных фильмов всех 2000-х «9 песен» — минималистическая работа с двумя составляющими: секс и музыка. Он (британский специалист по Антарктике) и она (американская студентка) знакомятся на концерте Black Rebel Motorcycle Club.  Вместе они сходят еще на восемь концертов. Один из них —  концерт знаменитого британского композитора Майкла Наймана. Всякий раз мы видим и слышим только один номер. Музыка перемежается эротическими сценами, близкими по откровенности к порнографическим. Сняты они очень эстетски. Подобная концентрация столь откровенных сцен в не порнографическом кино встречается редко — например, у французов Катрин Брейя и БрюноДюмона. Режиссеры-авторы противопоставляют свободу в изображении сексуальных сцен в арт-хаусных картинах несвободе и закомплексованности мейнстримовых картин.

«Завтрак на Плутоне», режиссер Нил Джордан, 2005 год

Герой Киллиана Мерфи, предпочитающий, чтобы его называли не Патрик, а Киттен, то бишь Котенок — незаконнорожденный сын священника и трансвестит. Его мечта — найти свою мать, для этого он переезжает в Лондон. На дворе 1970-е годы с их стильностью, глэм-роком, терактами Ирландской Республиканской Армии и маньяками.

Нил Джордан — режиссер ирландский, но тесно связанный с британским кино темами, актерами и подходом к работе. Джордан в каждом фильме меняет тему, жанр, он непредсказуем, но всегда талантлив. Один из лучших в истории фильмов о вампирах,  голливудское «Интервью с вампиром», — его рук дело. Замечательна его картина «Конец романа» по Грэму Грину. Джордан — создатель и один из сценаристов и режиссеров сериала «Борджиа» с Джереми Айронсом.

В «Завтраке на Плутоне» Джордан в некотором роде вступил на территорию Педро Альмодовара, но его картина, тем не менее, ни на что не похожа. В ней есть и стеб, и трагизм, и реализм, и сказочность, в ней воробушки цитируют Ницше, но, главное, несмотря на драматические повороты сюжета, она наполнена оптимизмом. Восхищает игра КиллианаМерфи, который, как и Джордан, постоянно меняет свои амплуа.

«Ветер, который качает вереск», режиссер Кен Лоуч, 2006 год

В Ирландии рубежа 1920-х рабочие и крестьяне борются за независимость от Великобритании. Британские части пытаются подавить бунт. Врач Дамиен (его изображает все тот же КиллианМерфи)  оставляет карьеру врача и вступает в борьбу вместе со своим братом. Когда Британия отступает, в Ирландии начинается Гражданская война, и братья оказываются по разные стороны баррикад.

«Ветер, который качает вереск» получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. Наивысшая награда пришла к любимцу европейских киноманов Кену Лоучу, которого до сих пор мало знают у нас, когда тому было уже 70. «Ветер» — не вполне типичная для Лоуча картина. Он уже снимал кино о Гражданской войне в Испании («Земля и свобода», 1995 год), но это скорее исключение. Обычно мэтр показывает в своих лентах жизнь и проблемы простых британцев. Лоуч считается главным леваком и гуманистом современного кино.

Тема Ирландской Республиканской Армии (ИРА), в которой сражаются за независимость братья, актуальна для британского кино, поскольку актуальна и для страны. Например, отношениям между членами ИРА и агентами МИ-5 в 1990-е годы посвящен очень сильный фильм Джеймса Марша «Тайный игрок» с Клайвом Оуэном и АндреаРайзборо.

«Королева», режиссер Стивен Фрирз, 2006 год

Стивен Фрирз — тоже мэтр британского кино, автор «Моей прекрасной прачечной», «Опасных связей», «Миссис Хендерсон представляет», «Грязных прелестей», участник всех ведущих фестивалей и обладатель множества престижных премий. Когда он решил сделать фильм о Елизавете II, всех удивило, что за такую картину взялся не консерватор, а рьяный либерал.

На Западе запросто делают художественные фильмы о ныне правящих: Оливер Стоун, например, выпустил ленту о Джордже Буше-младшем еще во время его президентства. Попробовал бы кто-нибудь такое сделать в России. В «Королеве» показан сложный период в правлении Елизаветы II, когда погибла принцесса Диана, и Британия, обожавшая «народную принцессу», стала ждать реакции королевского дома. В фильме любопытны детали. Отрывочно продемонстрирован ставший комичным в современном мире, но все еще соблюдающийся королевский этикет. С другой стороны, королева показана как обычная женщина: она водит машину, муж ласково называет ее перед сном «капусткой». Фрирз, при всей своей левизне, доказывает, что королева действительно любит свой народ и понимает, что несет за него ответственность. Как бы лично Елизавета ни относилась к Диане, она в финале идет навстречу британцам, поскольку таков ее долг. Хелен Миррен получила за роль Елизаветы все возможные награды, в том числе «Оскар» и приз за лучшую женскую роль в Венеции. Хорош и Майкл Шин в роли Тони Блэра. BAFTA за лучший фильм года.

«Залечь на дно в Брюгге», режиссер Мартин МакДонах, 2008 год

Наемный убийца Рэй во время своего первого задания случайно убивает мальчика. Его мучает чувство вины. Босс велит ему вместе с коллегой Кеном осесть в городе Брюгге и ждать дальнейших указаний. Рэю все не в радость, Кен наслаждается видами города. В какой-то момент события начинают развиваться непредсказуемо.

Дебютный полнометражный фильм драматурга и сценариста МакДонаха вызвал всеобщий восторг. Поток туристов в Брюгге вырос в разы: каждый, кто видел фильм, остался под впечатлением от невероятной красоты города. В фильме есть все, чем славится британское кино. Отличные характерные актеры (КолинФаррел, БренданГлисон – оба, кстати, ирландцы, а также РейфФайнс). Черный юмор, который не противоречит тому, что фильм в итоге оказывается трагедией. Хорошо закрученный сюжет и достоверные персонажи, которым искренне сочувствуешь.

«Аквариум», режиссер Андреа Арнольд, 2009 год

Фильм, признанный лучшим британским на церемонии BAFTA и завоевавший приз жюри Каннского кинофестиваля. Приз жюри в Канне получил и дебютный полнометражный фильм Арнольд «Красная дорога».

В «Аквариуме» показана жизнь скромного городка.  Миа — пятнадцатилетняя девочка, которая живет с матерью-одиночкой и маленькой сестрой. У нее конфликты с бывшими подругами, ее исключили из школы. С матерью и сестрой отношения плохие. Миа иногда выпивает, а больше всего на свете любит танцевать. Однажды мать приводит домой своего бойфренда — взрослого мужчину, с которым у девочки постепенно завязывается дружба. Он поддерживает ее любовь к танцам, хочет, чтобы она участвовала в танцевальном конкурсе. Но их отношения не так просты.

«Аквариум» — это социальное кино о провинциальном английском аде и роман воспитания в одном флаконе; тонкий фильм с миллионом психологических нюансов, внезапными поворотами и невероятными актерскими работами. Главную героиню играет дебютантка Кэти Джарвис, которую, к сожалению, совсем не снимают после «Аквариума». Бойфренда матери — Майкл Фассбендер.

«Стыд», режиссер Стив МакКуин, 2011 год

Брэндон, обеспеченный офисный работник, скрывает в своем рабочем компьютере порнографию и успешно клеит девиц направо и налево. Все, о чем он думает — это секс. Кажется, что ни на какие чувства Брэндон уже не способен.  Внезапно к нему просится пожить сестра. Она очень эмоциональна, к тому же еще и творческая натура (певица) — антипод героя.

«Стыд» — фильм, вызвавший в нашем кинокритическом сообществе такие бурные дискуссии, какие вызывает мало какая картина. Одни его ненавидели, другие обожали — равнодушных не было. Поклонники фильма прочили отважному исполнителю главной мужской роли Майклу Фассбендеру «Оскар», но он не получил даже номинацию. Зато обрел «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль в Венеции, где фильм взял и приз ФИПРЕССИ.

МакКуин – возможно, самый заметный британский режиссер нового поколения. Его дебютный «Голод» о реальной голодовке  в тюрьме члена ИРА получил «Золотую камеру» — приз за лучший дебют на Каннском фестивале. Что до Майкла Фассбендера, то этот наполовину немец – наполовину ирландец подобен хамелеону: ни одна его роль не похожа на другую. Он играл у Тарантино в «Бесславных ублюдках» и у Франсуа Озона в «Ангеле», но широким массам стал известен после выхода последних «Людей Икс».

Фассбендер одинаково убедителен в ролях аристократа Рочестера в «Джейн Эйр», простого английского парня в «Аквариуме», загадочного андроида в «Прометее» Ридли Скотта и теоретика психоанализа Карла Юнга в «Опасном методе» Кроненберга. «Стыд» стоит смотреть не в последнюю очередь из-за Майкла. Главную женскую роль исполняет КэриМаллиган, которая, как и Фассбендер, сейчас на пике популярности.

«Шпион, выйди вон!», режиссер Томас Альфредсон, 2011 год

Агент «МИ-6» в отставке Джордж Смайли, которого играет Гэри Олдмен, ведет расследование: в руководстве разведки есть крот — советский шпион. Помогает  Смайли в секретном расследовании сотрудник разведки в исполнении «теле-Шерлока» Бенедикта Камбербэтча.

«Шпион, выйди вон!» поставил швед Альфредсон, но фильм по праву считается британским: его актерский состав — сокровищница островного кино (помимо Олдмена и Камбербэтча, тут Колин Ферт, Том Харди, Марк Стронг, Тоби Джонс, Джон Херт). Дух картины абсолютно британский. К тому же это экранизация романа знаменитого английского писателя Джона ЛеКарре. «Шпион» получил BAFTA в разделе «Лучший британский фильм». Кстати, одна из немногих женских ролей отдана Светлане Ходченковой, а в эпизоде снялся Константин Хабенский.

Парадокс в том, что за сюжетом практически невозможно уследить  — так все запутано. Но оторваться невозможно: атмосфера «Шпиона» затягивает. В романе все еще замысловатее: сценаристы (одна из которых, Бриджет О’Коннор, умерла еще до начала съемок) провели огромную работу. Шпионские романы ЛеКарре — антиподы романов и фильмов о Джеймсе Бонде. В мире Бонда жизнь шпионов романтизирована, полна приключений. Шпионы ЛеКарре — несчастные, одинокие, некрасивые люди (Гэри Олдмена состарили), которые занимаются рутинной работой. Иногда в эту работу вклиниваются печальные, но никак не романтические события.

Где смотреть британское кино в Москве

Каждый год в ноябре в Москве проходит фестиваль «Новое британское кино»:

Британские фильмы, которые уже не идут в прокате или не выходили на большом экране, можно увидеть в кинотеатрах:

к/т «Мир искусства» (ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 3); тел. (499) 978-66-19

к/т «Иллюзион» (Котельническая наб., д. 1/15); тел. (495) 915-43-39 (автоответчик), (495) 915-43-53

Музей кино (показы проходят на разных площадках)