Фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил» вполне оправдал ожидания и даже их превзошел. Большой зал Зимнего театра впервые за время фестиваля был набит битком, не оставалось ни одного свободного места. Фотографы толпились в проходе: мало того, что на показ приехали занятые в картине известные актеры Константин Хабенский и Елена Лядова, так еще в этот день в Сочи появился Никита Михалков с женой, которые являются уже настоящими селибрити. Правда, самого Михалкова в зале я не видела — он должен был представлять «Легенду №17» на площади, где показывают «кино для всех». В то время как в зале представлено все же кино, где главным является не аттракцион, а искусство.
Хотя, конечно, как раз фильм Велединского вполне может быть понятен очень многим, это то самое произведение, где есть неочевидный смысл, и в то же время вполне традиционный и потому доступный язык.
Когда фильм кончился, обязательные аплодисменты были громкими и искренними, а на выходе публика долго не расходилась, обмениваясь впечатлениями. Были, конечно и те, кому фильм не слишком понравился, и те, кто его счел устаревшим, слишком мейнстримным для фестиваля, но их довольно мало. Преобладала радость от подзабытого уже зрительского удовольствия, полученного не от сознания качества фильма, а от сопереживания во время его просмотра. Потому что, сколько ни обсуждай достоинства современного киноязыка, он крайне редко позволяет зрителю испытать сопричастность происходящему на экране, а оно, видимо, человеку необходимо.
Фильм снят по роману Алексея Иванова, пермского писателя, чья проза необыкновенно кинематографична, так что даже странно, почему мы так долго ждали ее первую экранизацию. Однако фильм не следует за прозой, а предлагает свою версию. Сценарий писал сам Велединский вместе с Рауфом Кубаевым.
Это современная городская история про учителя, который однажды идет с десятиклассниками в поход.
Герой, на первый взгляд — маргинал и неудачник, очень знакомый тип в отечественной культуре. Есть прямые цитаты из фильма «Полеты во сне и наяву», вспоминается «Утиная охота» и даже «Иванов», однако это только отсылает к традиции, но не играет с ней, никаких постмодернистских ходов — все внятно, спокойно и как ни удивительно, замечательно работает. Хотя бы потому, что главный герой, несмотря на сходство ситуаций, совсем другой человек, куда более гармоничный, чем персонажи Олега Янковского или Олега Даля.
Виктор Сергеевич, ставший учителем географии в силу известных обстоятельств, на которые выразительно намекает завуч, постукивая себя по подбородку, пытается быть счастливым человеком. Что значит, на самом деле, просто быть живым.
Виктор Сергеевич не педагог-отличник, он плохо справляется с классом, искренне объявляя, что презирает своих учеников, что его от них тошнит. Жена ему изменяет, денег нет, квартира маленькая, перспектив никаких, но у него живая душа, он умеет видеть, чувствовать, думать, сопереживать и понимать.
Это его и отличает от остальных — от его друзей, жены, любовниц, коллег. Он, конечно, пьет, по старой русской традиции заливая неполноту жизни этим народным наркотиком, но все же дело не в пьянстве, и не в нежелании работать, и не в том, что он — «тряпка» и социальный аутист. Хабенский сыграл свою лучшую роль, передав очень тонко и не линейно состояние нормального, реагирующего на внешний мир, и в то же время сопротивляющегося ему человека. Очень доброго, и главное, не желающего ничего менять насильно, умеющего ждать и оставлять за другими их свободу. И в то же время — умеющего уходить от насилия. В общем-то — человека счастливого и свободного.
История, рассказанная на экране, — история состоявшейся личности, и это необычно для нашего современного кинематографа, который до сих пор не создал ни одного героя, обладающего индивидуальным, не типичным характером. До сих пор в качестве центрального персонажа у нас были представители социальных групп — ментов, бандитов, проституток, бывших солдат, интеллигентов, ну и дальше каждый может продолжить. Здесь же получилось не создать новый тип героя, а показать очень конкретного человека, не типичного, уникального. Звать его Виктор Сергеевич, у нее есть жена и дочь пяти лет, он биолог, пьяница, временно учит детей географии. Как говорит его ученик: «вы меня сначала бесили, а потом я привык». В общем — знакомьтесь, вы теперь современники.
Велединский, дебютировавший в качестве сценариста сериала «Бригада», снял фильмы «Русское» по Лимонову и «Живой», шесть лет ничего не снимал. И вот вернулся в кино, сняв очень качественный, ясный, глубокий фильм.
О котором можно спорить, думать, его можно не принимать, но в отличие от предыдущей картины Велединского, где слово «живой» было вынесено в название и так там и застряло, эта картина по настоящему про живого. Кстати, снята она на деньги Фонда кино, и будет очень жаль, если в связи с новыми правилами именно такие фильмы — в силу условий нашего проката обреченные на сравнительно скромные кассовые показатели — больше не будут получать господдержку.