Неудержимые

Проблема оттока молодежи из малых городов звучит регулярно из уст как чиновников, так и работодателей, а также самих жителей малых городов. То, с какой частотой она поднимается, как бы намекает: это проблема без очевидного решения. «Московские новости» изучили статистику вопроса и практики «удержания» молодежи и студентов.

А в чем проблема?

Согласно статистическим данным, с 1989 по 2020 год численность населения сократилась примерно в 70% городов России. Сегодня в стране насчитывается 1069 городов, 71% из них — с населением менее 50 000 человек.

Медленно умирающие населенные пункты покидают и выпускники школ, и квалифицированные специалисты, которым некуда расти в своем городе, и молодые семьи. Уезжая, вчерашние ученики общеобразовательных учреждений наносят ощутимый урон экономике городов: муниципалитет потратил ресурсы на их образование, социализацию и медицинское обслуживание — и вот потенциальная трудовая единица уезжает в другой город или регион. Денег в местный бюджет она не возвращает и прибыли не приносит.

Молодежь уезжает учиться в региональные или федеральные центры и, как правило, не возвращается обратно после завершения обучения. Малые населенные пункты лишаются потенциала развития: нет притока специалистов, которые будут поддерживать и поднимать производство, сельхозпредприятия и местный бизнес. Некому и местное население.

В то же время есть мнение, что не каждую деревню и малый город надо «спасать». Многие просто неконкурентоспособны. 

Часто поддерживать крупные предприятия, расположенные далеко от региональных центров, невыгодно из-за сложностей с логистикой: плохими дорогами, высокой ценой на топливо и дефицитом каналов сбыта готовой продукции. Да и завлечь работников социальной сферы в малые города, где им без надежды на карьерный рост предстоит учить 10 детей и лечить 20 стариков, — не самая тривиальная задача.

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Все предрешено?

отмечают: фундамент для отъезда формируется еще до того, как человек заканчивает школу. Будущего внутреннего мигранта заранее подготавливают морально и физически всей семьей. Выходит, перспектив не видит не только вчерашний ребенок, но и его умудренные жизненным опытом родители.

Потенциальная готовность к переезду части домохозяйств, высокие зарплатные ожидания молодежи и отсутствие реальной возможности их удовлетворения при трудоустройстве в родном городе — серьезный фундамент для устойчивого оттока из малых городов

Н. В. Мкртчян
ведущий научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ

Вклад родителей в то, как человек принимает решения, особенно в области построения образовательной траектории, в целом очень высок. Отмечают также «» — «здесь делать нечего». Образование играет в этом выборе ключевую роль, но вуз не существует в вакууме: важно не столько само учебное заведение, сколько перспективы дальнейшего трудоустройства и карьерного пути.

Возвратная же миграция молодежи в малые города невелика. Чаще всего она связана с наличием хорошего рабочего места или неудачным опытом обустройства в крупном городе. В то же время исследователи отмечают, что статистика пока не позволяет детально проследить миграционные потоки, а возвратную миграцию оценить еще сложнее. 

Куда путь держат?

Чем больше город, тем сильнее он привлекает. Ключевые точки притяжения — Москва с Московской областью, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, Свердловская область и Татарстан, а также некоторые региональные центры.

Исследователи выделяют следующие тенденции:

  • Западный дрейф: главные «магниты» находятся в западной части страны.
  • Молодежь привлекают регионы с низким уровнем безработицы, высоким уровнем жизни и большим количеством самостоятельных университетов, то есть с возможностью выбрать направления подготовки. Так, Ямало-Ненецкий и Чукотский АО, где представлены только филиалы, испытывают стабильный отток молодежи.
  • Образовательная мобильность выросла после введения обязательного ЕГЭ в 2009-м — он во многом уравнял шансы школьников со всей страны на поступление в престижные вузы.  

В 2013–2019 годы вузовская сеть существенно сократилась «для улучшения качества образования»: сильные университеты укрупнялись, слабые закрывались. В городах с численностью до 100 тыс. человек стало в половину меньше вузов. 

При этом распределение университетов неравномерное. Более половины студентов учатся в 2 из 8 федеральных округах, Центральном и Приволжском. Москва и Санкт-Петербург собирают около 25% всех российских студентов. За вычетом двух столиц, собирают еще 30% учащихся вузов.

В Москве сотни вузов. В отдельных регионах — десятки. Где-то буквально по одному собственному вузу, а где-то их вовсе нет, только филиалы.

Сегодня учебные заведения рассредоточены по стране так, что молодежь сел и малых городов, нацеленная на получение образования, «вынуждена рассматривать миграцию как необходимое условие». Хочешь не хочешь, чтобы повысить шансы на профессиональный и финансовый успех, придется покинуть родительский дом и родной город.

Абитуриенты из малых городов и поселков рассматривают прежде всего перемещения внутри региона, а в городах с численностью 100–250 тыс. человек почти половина готова поступать в другом регионе.

Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

На что они надеются?

Возможность получить интересующую специальность — далеко не единственный мотив отъезда. При выборе направления миграции важны социально-экономические условия в городе: работа, зарплата, уровень жизни, а также культурная среда и . То есть люди оценивают город прибытия комплексно: благополучие места складывается из социально-экономических и культурных характеристик.

Кроме того, имеют значение безопасность среды и социального окружения, а также социальный капитал — друзья, родственники и профессиональные контакты, которые облегчают адаптацию в малознакомом городе. 

Исследователи также отмечают, что среди тех, кто уехал получать образование и остался, ожидаемо острее стоит квартирный вопрос. При этом они чаще занимают руководящие должности, имеют более высокую зарплату — и в целом демонстрируют большую самостоятельность. В то же время миграция не особо влияет на брачные стратегии, а рождение детей хотя и может быть отложено из-за решения насущных карьерно-жилищных проблем, но остается таким же важным, как и для тех, кто никуда не уезжал для получения образования.

Некоторые информанты также говорили о миграции как о способе вырваться из консервативной среды с ее требованиями к раннему созданию семьи.

Небольшая разница в образовательной миграции наблюдается только в распределении уезжающих по полу. Юноши несколько мобильнее девушек, что может объясняться их более высокими ожиданиями и амбициями, а также устойчивыми стереотипами о более «социальной» роли девушек (помощь по хозяйству, домашние обязанности, рождение детей и уход за пожилыми родственниками).

Выходит, мало вырастить специалиста, нужно дать ему причины остаться, в числе которых — субъективное благополучие, то есть удовлетворенность жизнью. Поэтому только строительством вузов или открытием филиалов проблему не решить.   

И что с этим делать? 

Простого решения нет, иначе малые города давно бы уже процветали. Молодежь нельзя удержать в городе, просто построив ; нужно развивать среду комплексно.

Инфографика: «Московские новости»

Где брать примеры?

Найти удачные примеры «удержания» студентов в малых городах с конкретными количественными результатами непросто — нужно длительное наблюдение со включением многих факторов. Кроме того, в некоторые проекты и меры поддержки в принципе не заложены методы оценки их эффективности. Посудите сами.

В 2018 году было объявлено о создании нового творческого вуза и открытии его филиалов в четырех нестоличных городах страны. Он был призван «удержать талантливую молодежь в регионах». Однако первые студенты начали учиться в нем только в 2022 году, и пока только в одном из четырех городов. А чтобы оценить долгосрочную эффективность подобного проекта, нужно посмотреть на дальнейшие карьерные и миграционные траектории выпускников хотя бы нескольких курсов. Это еще минимум лет десять.

Оценить эффективность культурных мер и работы со средой еще сложнее. Яркий пример — , или Пермский культурный проект (ПКП).

Одной из его целей было «снижение оттока населения и повышение индекса развития человеческого капитала». Однако сами организаторы, вероятно, не проводили замеров качественных показателей, а независимые исследователи хотя и отмечают некоторый прирост населения, но склоняются к тому, что на него больше повлияло изменение модели расчета Росстата, чем реальный прирост населения. Также отмечается, что хотя ПКП и увеличила качество жизни некоторых представителей креативного класса, миграционные стратегии она не изменила.

В большинстве случаев невозможно точно подсчитать эффективность тех или иных принимаемых решений, по крайней мере, без длительного наблюдения. А многие даже федеральные программы закрываются раньше, чем способны продемонстрировать реальный эффект, или открылись совсем недавно, как «», стартовавший в 2021 году. И это не только российский контекст.

Фото: Zamir Usmanov / Globallookpress

Реальные практики 

Заметный шаг по удержанию студентов сделало Минобрнауки: в 2021 году ведомство, ответственное за высшее образование и вступительную кампанию, оставило только одну волну зачисления в вузы, а в 2022 году увеличило количество бюджетных мест во многих региональных вузах. Это принесло плоды: студенты предпочитали не рисковать и подавать документы в вузы с меньшим конкурсом и бóльшими шансами на поступление. «Многие способные и талантливые абитуриенты приняли решение в пользу обучения в регионах».

Другая эффективная практика — создание целевых мест. За обучение студента платит предприятие, но после выпуска он обязан отработать на этом предприятии в течение трех или более лет. Последние несколько лет государство постепенно увеличивает количество таких мест в вузах: экономика получает необходимые кадры, а выпускники — гарантию трудоустройства. И идея не только в том, чтобы технически привязать студента к месту работы на несколько лет. За время отработки по целевому контракту человек, вероятно, крепко интегрируется в место, обрастает имущественными и семейными обязательствами.

Фото: Aleksander Polyakov / Globallookpress

Калмыцкий государственный университет в Элисте «привязывает делами»: в регионе с 2017 года существует «Предуниверсарий». На нем школьники региона разрабатывают инновационные проекты; 20 из них уже были внедрены в экономику региона. Это одна из множества подобных инициатив в стране. 

Если человек с детства осознает свою нужность региону и чувствует свои силы, ему гораздо проще рассматривать вариант поступать в вуз в родном городе или вернуться в него после получения образования где-нибудь в Москве.

Администрации регионов страны предлагают следующие меры: 

В ход идут даже нестандартные названия специальностей и обучение по экзотическим (хотя и не всегда эффективным) направлениям, чтобы завлечь абитуриентов в стены вузов.

Есть и более радикальные предложения: «если старый город не справляется, не нужно его «спасать» — нужно построить новый». Так, в 2016 году в Татарстане открылся Иннополис — город, рассчитанный на привлечение молодежи, развитие инноваций и ИТ. Правда, и о его эффективности говорить пока слишком рано: в городе, рассчитанном на 150 000 жителей, летом 2022 проживало чуть более 4 тыс.  

Тенденцию исчезновения малых и экономически неэффективных городов уже не сломить. Следуя проверенной годами стратегии «не можешь остановить процесс — возглавь его», правительство разработало план развития инфраструктуры до 2030 года, согласно которому в России будет создана 41 агломерация, где будут жить 50 млн человек (чуть меньше половины населения страны). И именно эти агломерации должны будут стать магнитами для молодежи.

Копировать ссылкуСкопировано

Наш сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера для персонализированной рекламы и контента, аналитических обезличенных сведений об аудитории и разработке сервисов.

Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных ООО «Медиа Менеджмент».