Капитал

«Купи сейчас — плати потом»

В России стремительно набирает обороты новая схема оплаты товаров и услуг в интернете — BNPL (от английского Buy Now Pay Later). Финтех-сервисы, предоставляющие такую услугу, позволяют делать покупки и оплачивать их частями, даже не имея на счету нужной суммы. Эта сумма не отображается в кредитной истории и не требует отдельного оформления. Однако, несмотря на удобство и выгоду, BNPL, как любые действия с чужими деньгами, таит в себе риски. «Московские новости» разбирались в плюсах BNPL и в том, что вызывает опасения у регулятора. 

Микро-прецедент

Конец марта в России ознаменовался знаковым для финансового рынка решением регулятора. Впервые Центробанк применил санкции, вмешавшись не в процесс проведения операций (например, в саму выдачу кредитов), а в условия сделки — ограничив сумму неустойки. Санкции были применены против микрофинансовой организации «Рево Технологии»: регулятор установил потолок для штрафа за нарушение условий договора потребительского займа. 

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

По версии «Коммерсанта», причина такого вмешательства ЦБ — то, что «Рево Технологии» предлагает разные по своей сути продукты: привычные россиянам и регулятору микрозаймы и тот самый формат BNPL (сервис отсроченных платежей, например, действует для клиентов в онлайн-магазине «Ламода»). 

Решение ЦБ по ограничению неустоек «Рево Технологий» — негромкое, по сути, событие  — стало иллюстрацией того, что рынок BNPL, которого еще вчера в России не было, уже есть. А также того, что этот рынок набирает обороты, и это привлекает внимание финансового регулятора. «Московские новости» разобрались в особенностях, выгодах и рисках нового для России финансового продукта.

Что такое BNPL?

BNPL — форма платежа, схожая с классической банковской рассрочкой. Такие сервисы позволяют приобретать товары, оплачивая покупку частями.

 Как это работает?

  • Вы видите товар, который вам нравится. Однако вас отпугивает его стоимость или прямо сейчас нет лишних денег.  
  • Сервис BNPL предлагает вам купить товар, но оплатить его потом, разделив общую сумму на несколько равных по размеру платежей. 
  • При этом товар становится вашим сразу — забираете и пользуетесь, а платежи осуществляете в соответствии с графиком. 

На практике это значит, что покупатель заходит на сайт онлайн-магазина, на странице заказа выбирает кнопку «купить через — название компании, предлагающей рассрочку». Не нужно вводить данные карты, адрес доставки и думать, есть ли деньги на счету. 

Не микрозайм, не POS, не рассрочка…

На первый взгляд BNPL напоминает хорошо знакомый POS-кредит (кредит на покупку дорогостоящей вещи, который выдается прямо в торговом зале, без визита в банк). Кроме того, «купить сейчас, а платить потом» можно при помощи микрозаймов, популярных в интернет-торговле. Однако ни POS-кредит, ни заем в МФО на оплату покупки не являются BNPL. Так же, как и классическая банковская рассрочка. 

Главное отличие BNPL от всех трех перечисленных способов отсроченной оплаты товара или услуги — это «бесшовность» и «невидимость».

Банковские продукты (POS, рассрочка) предполагают наличие у клиента заранее одобренной кредитной линии. В МФО схема немного иная: микрозайм получить легче, то есть компания не имеет детальной информации о заработках клиента. Эти риски она компенсирует высокой ставкой и жестким взысканием. При этом в обоих случаях перед покупкой с пост-оплатой между кредитором (банком или МФО) и клиентом заключается кредитный договор (или договор займа).     

Классический BNPL же не требует такого глубокого анализа доходов и кредитной истории клиента. Отдельного договора на получение заемных средств, как и отдельной специализированной карты, не предполагается. Как поясняет эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков» Алла Храпунова, это связано с тем, что исторически BNPL предоставлялся магазинами (продавцами любых услуг) для стимулирования роста продаж: рассрочка предлагалась за счет собственных оборотных средств компании. 

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Сейчас механизм BNPL «вшит» либо в банковское приложение (если провайдером услуги выступает банк), либо в страницу оплаты на сайте магазина (если у него есть интеграция с BNPL-сервисом, представляющим собой ИТ-компанию без финансовой лицензии). Вводить данные карты — номер, фамилию, CVC и прочее — никуда не нужно, все данные беспрепятственно поступают к сервису от магазина или банка. Каждый из тех, кто предлагает покупать по схеме BNPL, определяет собственные условия сделки — сумму и сроки ее погашения.  

И самое главное: BNPL-платежи не учитываются в кредитной истории! То есть они не считаются кредитом или займом, а потому не поступают в Бюро кредитных историй (БКИ) и не входят в общую сумму задолженности.

Откуда ветер дует?

Как обычно, из иностранных юрисдикций. В США, Западной Европе и Австралии сервисы BNPL снискали огромную популярность.

Инфографика "Московские новости"

В Европе и США сервисы BNPL набрали такую популярность, потому что там уже давно сложилась культура пользования кредитными картами. Потребители воспринимают кредитки не как долг, а как инструмент планирования и структурирования расходов. Новый сервис вызвал большой ажиотаж, поскольку в некоторых случаях мог предоставить преимущества относительно кредитной карты.

Юрий Беликов управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА»

Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept (ранее — KPMG) Ольга Бледнова отмечает, что продукты BNPL особенно популярны у миллениалов и поколения Z (от 18 до 34 лет).  

Инфографика "Московские новости"

У России свой путь

У нас рынок BNPL только зарождается. «Рост популярности BNPL-сервисов в России вызван цепочкой исторических событий и некоторыми пробелами в законодательстве: пандемия создала повышенный спрос на услуги маркетплейсов, которые во многом заменили даже розничные магазины, их обороты взлетели, и вместе с прибылями появилась идея выпускать собственные карты (как Ozon), а затем логичным продолжением идеи с картами стало кредитование», — говорит управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. Однако, отмечает он, поскольку маркетплейсы не являются кредитными учреждениями, была найдена возможность давать рассрочку, при этом не подпадая под регулирование ЦБ.

Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Более медленные, чем за рубежом, темпы развития отрасли связаны с менталитетом населения, считает руководитель лаборатории блокчейн и финтех «Школы управления Сколково» Егор Кривошея: «Бизнес-модели иностранных игроков и российских не отличаются, но поведенческие привычки клиентов — да». По словам Юрия Беликова из «Эксперт РА», некоторые категории российских потребителей просто боятся кредиток, а другие, не до конца понимая условия, закредитовываются до лимита, и в этом случае кредитная карта становится аналогом обычного потребительского кредита. «При таком отставании финансовой грамотности BNPL-сервисы могут восприниматься как нечто непрозрачное («разобраться бы сначала с кредитной картой, финтех-инструменты оставим на потом»), что несколько тормозит их развитие», — говорит он.

По данным маркетингового агентства IPSOS (февраль 2023 года), 12% российских потребителей никогда не слышали о сервисах BNPL и не пользовались ими, 56% — слышали, но также не пользовались, 32% — слышали и пользовались.

В России на рынке BNPL сейчас работают около десятка сервисов. Среди них — Тинькофф («Долями»), Совкомбанк («Халва Частями»), Сбербанк («Плати частями», «Заплатить по частям»), Альфа Банк («Подели»), «Яндекс» («Сплит»), Ozon («Ozon Рассрочка»), «Рево Технологии» («Мокка») и другие.

Одними из первых среди крупных банков BNPL-сервис в России запустил Тинькофф (в апреле 2021 года). Как рассказал руководитель продукта «Долями» Дмитрий Серегин, такой продукт был особенно актуален для сегментов, в которых ранее не было механизмов для растянутой по времени оплаты, например, при покупке одежды, обуви, косметики и парфюмерии. Сам сервис «Долями» бесплатен: он не предусматривает ни процентов, ни комиссий за использование. 

Для покупки достаточно имени, фамилии и номера телефона. Нет необходимости заключать кредитный договор и передавать или запрашивать данные в БКИ. Для оформления покупки и проверки клиента используются данные, которые покупатель вводит в интернете при регистрации и оплате покупок. Заработок сервиса идет от фиксированной комиссии с продавца.

Дмитрий Серегин руководитель продукта «Долями»

Особенность российского рынка — использование смешанных моделей пост-оплатных услуг, при которых применяется и «карточное» кредитование, и микрозаймы, и банковская рассрочка, и классический BNPL.

Перспективы и риски

Оценить объем российского рынка BNPL пока достаточно сложно, признают эксперты. «Говоря о порядке совокупного годового оборота, это десятки миллиардов рублей», — указывает Юрий Беликов из «Эксперт РА». Так, например, сервис «Долями» в январе 2023 года сообщал, что с января по декабрь 2022-го объем ежемесячных покупок, совершенных с помощью сервиса, вырос более чем в 10 раз. А с момента основания в апреле 2021 года с помощью «Долями» было совершено покупок более чем на 10 млрд рублей.

При этом все опрошенные нами специалисты уверены, что в ближайшие годы отрасль будет быстро расти.

Полагаю, что по итогам 2023-го российский рынок BPNL вырастет в 2–3 раза и его объем составит до 100 млрд рублей. Следующие 2–3 года он будет расти примерно на 50% в год, если его не задушит регулирование. Снижение барьеров в импорте товаров из Китая может дать этому рынку дополнительный прирост еще на 30–40% в год.

Илья Жарский управляющий партнер Экспертной группы Veta

Российские операторы маркетплейсов могут обогнать банки в сегменте BNPL, считает Юрий Беликов из «Эксперт РА». Крупные кредитные организации могут «задавить масштабом», направив больше денег на развитие таких продуктов сейчас. Но в долгосрочной перспективе операторы маркетплейсов смогут получить поддержку, увеличив спрос, поскольку потребителям удобнее совершать все операции «в одном месте». «Это может стать залогом их победы в конкурентной борьбе», — резюмирует эксперт.

Неужели обойдется без рисков?

Конечно, нет. Так не бывает: финансовый мир полон подводных камней, и BNPL не исключение. Недаром же Банк России уже заявлял о том, что намерен взять такие сервисы под свой надзор и разработать регулирование для этого платежного сегмента.

По словам Аллы Храпуновой из проекта «За права заемщиков», соблазн купить себе то, что за свои деньги не можешь, велик. А BNPL продукт не подразумевает законодательных ограничений, которые бы «защитили людей от самих себя».

«При этом некоторые бенефициары BNPL зашивают в продукт комиссии при его оформлении, а при просрочках взыскивают штрафы, контроля за которыми нет», — отмечает она, указывая, что относительный размер комиссии по отношению к размеру оформляемой рассрочки может быть и 100%, а штрафы при просрочках начисляются большие.

Кроме того, объемы BNPL неизвестны государству, ведь отчетности по нему нигде нет. В то время как Банк России проводит планомерную работу по контролю за уровнем ПДН (показатель долговой нагрузки), возникает «невидимый» долг, не попадающий в зону ПДН. 

Один из главных рисков — повышение закредитованности, которое не учитывается в кредитной истории. Другие риски — невозвраты платежей, хотя клиенты чаще все же не хотят нарушать правила сервисов, чтобы продолжать пользоваться другими предложениями экосистемы.

Егор Кривошея из «Школы управления Сколково»

С другой стороны, введение слишком жесткого регулирования молодого рынка BNPL может помешать его развитию и способствовать уходу в «серую зону». Да и вопрос принадлежности отрасли к финансовому рынку, поднадзорному Банку России, не все считают окончательно решенным. «Сам сервис — это финтех-продукт, в основе которого новейшие технологии по анализу больших данных. Поэтому к BNPL-сервисам неприменимо регулирование, которые используется для кредитных продуктов», — считает Дмитрий Серегин из «Долями».

Однако с большой долей вероятности регулирование BNPL в России все же будет введено, сходятся во мнении эксперты. Тенденция к усилению контроля государства над этим рынком наблюдается и далеко за пределами нашей страны — в той же Швеции, где этот контроль есть, и в Великобритании, где он обсуждается.

Сохраняем здравый смысл 

Платить за покупки по частям, не обременяя себя большими разовыми расходами, привлекательная идея для большинства потребителей. А если финтех-сервис позволяет это делать одним нажатием кнопки, без всяких документов, договоров, проверок и введения карточных реквизитов, то привлекательная вдвойне.

Однако надо помнить, что платить все равно придется. А неоплата будет наказываться — штрафами ли, пенями ли, блокировками необходимых средств на карте или другими способами. Это неизбежный исход, если проявить беспечность или неправильно истолковать правила игры. BNPL — это операция с ЧУЖИМИ деньгами. А пока финансовый регулятор не имеет возможности контролировать новый платежный рынок, чрезмерно увлекаться идеей «купи сейчас — плати потом», накапливать платежи, покупать все, что хочется, без оглядки на свои реальные возможности — все же не стоит.

Копировать ссылкуСкопировано