Микро-прецедент
Конец марта в России ознаменовался знаковым для финансового рынка решением регулятора. Впервые Центробанк применил санкции, вмешавшись не в процесс проведения операций (например, в саму выдачу кредитов), а в условия сделки — ограничив сумму неустойки. Санкции были применены против микрофинансовой организации

По версии «Коммерсанта», причина такого вмешательства ЦБ — то, что «Рево Технологии» предлагает разные по своей сути продукты: привычные россиянам и регулятору микрозаймы и тот самый формат BNPL (сервис отсроченных платежей, например, действует для клиентов в онлайн-магазине «Ламода»).
Решение ЦБ по ограничению неустоек «Рево Технологий» — негромкое, по сути, событие — стало иллюстрацией того, что рынок BNPL, которого еще вчера в России не было, уже есть. А также того, что этот рынок набирает обороты, и это привлекает внимание финансового регулятора. «Московские новости» разобрались в особенностях, выгодах и рисках нового для России финансового продукта.
Что такое BNPL?
BNPL — форма платежа, схожая с классической банковской рассрочкой. Такие сервисы позволяют приобретать товары, оплачивая покупку частями.
Как это работает?
- Вы видите товар, который вам нравится. Однако вас отпугивает его стоимость или прямо сейчас нет лишних денег.
- Сервис BNPL предлагает вам купить товар, но оплатить его потом, разделив общую сумму на несколько равных по размеру платежей.
- При этом товар становится вашим сразу — забираете и пользуетесь, а платежи осуществляете в соответствии с графиком.
На практике это значит, что покупатель заходит на сайт онлайн-магазина, на странице заказа выбирает кнопку «купить через — название компании, предлагающей рассрочку». Не нужно вводить данные карты, адрес доставки и думать, есть ли деньги на счету.
Не микрозайм, не POS, не рассрочка…
На первый взгляд BNPL напоминает хорошо знакомый POS-кредит (кредит на покупку дорогостоящей вещи, который выдается прямо в торговом зале, без визита в банк). Кроме того, «купить сейчас, а платить потом» можно при помощи микрозаймов, популярных в интернет-торговле. Однако ни POS-кредит, ни заем в МФО на оплату покупки не являются BNPL. Так же, как и классическая банковская рассрочка.
Главное отличие BNPL от всех трех перечисленных способов отсроченной оплаты товара или услуги — это «бесшовность» и «невидимость».
Банковские продукты (POS, рассрочка) предполагают наличие у клиента заранее одобренной
Классический BNPL же не требует такого глубокого анализа доходов и кредитной истории клиента. Отдельного договора на получение заемных средств, как и отдельной специализированной карты, не предполагается. Как поясняет эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков» Алла Храпунова, это связано с тем, что исторически BNPL предоставлялся магазинами (продавцами любых услуг) для стимулирования роста продаж: рассрочка предлагалась за счет собственных оборотных средств компании.

Сейчас механизм BNPL «вшит» либо в банковское приложение (если провайдером услуги выступает банк), либо в страницу оплаты на сайте магазина (если у него есть интеграция с BNPL-сервисом, представляющим собой ИТ-компанию без финансовой лицензии). Вводить данные карты — номер, фамилию, CVC и прочее — никуда не нужно, все данные беспрепятственно поступают к сервису от магазина или банка. Каждый из тех, кто предлагает покупать по схеме BNPL, определяет собственные условия сделки — сумму и сроки ее погашения.
И самое главное: BNPL-платежи не учитываются в кредитной истории! То есть они не считаются кредитом или займом, а потому не поступают в Бюро кредитных историй (БКИ) и не входят в общую сумму задолженности.
Откуда ветер дует?
Как обычно, из иностранных юрисдикций. В США, Западной Европе и Австралии сервисы BNPL снискали огромную популярность.

В Европе и США сервисы BNPL набрали такую популярность, потому что там уже давно сложилась культура пользования кредитными картами. Потребители воспринимают кредитки не как долг, а как инструмент планирования и структурирования расходов. Новый сервис вызвал большой ажиотаж, поскольку в некоторых случаях мог предоставить преимущества относительно кредитной карты.
Юрий Беликов управляющий директор по валидации рейтингового агентства «Эксперт РА»
Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept (ранее — KPMG) Ольга Бледнова отмечает, что продукты BNPL особенно популярны у миллениалов и поколения Z (от 18 до 34 лет).

У России свой путь
У нас рынок BNPL только зарождается. «Рост популярности BNPL-сервисов в России вызван цепочкой исторических событий и некоторыми пробелами в законодательстве: пандемия создала повышенный спрос на услуги маркетплейсов, которые во многом заменили даже розничные магазины, их обороты взлетели, и вместе с прибылями появилась идея выпускать собственные карты (как Ozon), а затем логичным продолжением идеи с картами стало кредитование», — говорит управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. Однако, отмечает он, поскольку маркетплейсы не являются кредитными учреждениями, была найдена возможность давать рассрочку, при этом не подпадая под регулирование ЦБ.

Более медленные, чем за рубежом, темпы развития отрасли связаны с менталитетом населения, считает руководитель лаборатории блокчейн и финтех «Школы управления Сколково» Егор Кривошея: «Бизнес-модели иностранных игроков и российских не отличаются, но поведенческие привычки клиентов — да». По словам Юрия Беликова из «Эксперт РА», некоторые категории российских потребителей просто боятся кредиток, а другие, не до конца понимая условия, закредитовываются до лимита, и в этом случае кредитная карта становится аналогом обычного потребительского кредита. «При таком отставании финансовой грамотности BNPL-сервисы могут восприниматься как нечто непрозрачное («разобраться бы сначала с кредитной картой, финтех-инструменты оставим на потом»), что несколько тормозит их развитие», — говорит он.
По данным маркетингового агентства IPSOS (февраль 2023 года), 12% российских потребителей никогда не слышали о сервисах BNPL и не пользовались ими, 56% — слышали, но также не пользовались, 32% — слышали и пользовались.
В России на рынке BNPL сейчас работают около десятка сервисов. Среди них — Тинькофф («Долями»), Совкомбанк («Халва Частями»), Сбербанк («Плати частями», «Заплатить по частям»), Альфа Банк («Подели»), «Яндекс» («Сплит»), Ozon («Ozon Рассрочка»), «Рево Технологии» («Мокка») и другие.
Одними из первых среди крупных банков BNPL-сервис в России запустил Тинькофф (в апреле 2021 года). Как рассказал руководитель продукта «Долями» Дмитрий Серегин, такой продукт был особенно актуален для сегментов, в которых ранее не было механизмов для растянутой по времени оплаты, например, при покупке одежды, обуви, косметики и парфюмерии. Сам сервис «Долями» бесплатен: он не предусматривает ни процентов, ни комиссий за использование.
Для покупки достаточно имени, фамилии и номера телефона. Нет необходимости заключать кредитный договор и передавать или запрашивать данные в БКИ. Для оформления покупки и проверки клиента используются данные, которые покупатель вводит в интернете при регистрации и оплате покупок. Заработок сервиса идет от фиксированной комиссии с продавца.
Дмитрий Серегин руководитель продукта «Долями»
Особенность российского рынка — использование смешанных моделей пост-оплатных услуг, при которых применяется и «карточное» кредитование, и микрозаймы, и банковская рассрочка, и классический BNPL.
Перспективы и риски
Оценить объем российского рынка BNPL пока достаточно сложно, признают эксперты. «Говоря о порядке совокупного годового оборота, это десятки миллиардов рублей», — указывает Юрий Беликов из «Эксперт РА». Так, например, сервис «Долями» в январе 2023 года сообщал, что с января по декабрь 2022-го объем ежемесячных покупок, совершенных с помощью сервиса, вырос более чем в 10 раз. А с момента основания в апреле 2021 года с помощью «Долями» было совершено покупок более чем на 10 млрд рублей.
При этом все опрошенные нами специалисты уверены, что в ближайшие годы отрасль будет быстро расти.
Полагаю, что по итогам 2023-го российский рынок BPNL вырастет в 2–3 раза и его объем составит до 100 млрд рублей. Следующие 2–3 года он будет расти примерно на 50% в год, если его не задушит регулирование. Снижение барьеров в импорте товаров из Китая может дать этому рынку дополнительный прирост еще на 30–40% в год.
Илья Жарский управляющий партнер Экспертной группы Veta
Российские операторы маркетплейсов могут обогнать банки в сегменте BNPL, считает Юрий Беликов из «Эксперт РА». Крупные кредитные организации могут «задавить масштабом», направив больше денег на развитие таких продуктов сейчас. Но в долгосрочной перспективе операторы маркетплейсов смогут получить поддержку, увеличив спрос, поскольку потребителям удобнее совершать все операции «в одном месте». «Это может стать залогом их победы в конкурентной борьбе», — резюмирует эксперт.
Неужели обойдется без рисков?
Конечно, нет. Так не бывает: финансовый мир полон подводных камней, и BNPL не исключение. Недаром же Банк России уже заявлял о том, что намерен взять такие сервисы под свой надзор и разработать регулирование для этого платежного сегмента.
По словам Аллы Храпуновой из проекта «За права заемщиков», соблазн купить себе то, что за свои деньги не можешь, велик. А BNPL продукт не подразумевает законодательных ограничений, которые бы «защитили людей от самих себя».
«При этом некоторые бенефициары BNPL зашивают в продукт комиссии при его оформлении, а при просрочках взыскивают штрафы, контроля за которыми нет», — отмечает она, указывая, что относительный размер комиссии по отношению к размеру оформляемой рассрочки может быть и 100%, а штрафы при просрочках начисляются большие.
Кроме того, объемы BNPL неизвестны государству, ведь отчетности по нему нигде нет. В то время как Банк России проводит планомерную работу по контролю за уровнем ПДН (показатель долговой нагрузки), возникает «невидимый» долг, не попадающий в зону ПДН.
Один из главных рисков — повышение закредитованности, которое не учитывается в кредитной истории. Другие риски — невозвраты платежей, хотя клиенты чаще все же не хотят нарушать правила сервисов, чтобы продолжать пользоваться другими предложениями экосистемы.
Егор Кривошея из «Школы управления Сколково»
С другой стороны, введение слишком жесткого регулирования молодого рынка BNPL может помешать его развитию и способствовать уходу в «серую зону». Да и вопрос принадлежности отрасли к финансовому рынку, поднадзорному Банку России, не все считают окончательно решенным. «Сам сервис — это финтех-продукт, в основе которого новейшие технологии по анализу больших данных. Поэтому к BNPL-сервисам неприменимо регулирование, которые используется для кредитных продуктов», — считает Дмитрий Серегин из «Долями».
Однако с большой долей вероятности регулирование BNPL в России все же будет введено, сходятся во мнении эксперты. Тенденция к усилению контроля государства над этим рынком наблюдается и далеко за пределами нашей страны — в той же Швеции, где этот контроль есть, и в Великобритании, где он обсуждается.
Сохраняем здравый смысл
Платить за покупки по частям, не обременяя себя большими разовыми расходами, привлекательная идея для большинства потребителей. А если финтех-сервис позволяет это делать одним нажатием кнопки, без всяких документов, договоров, проверок и введения карточных реквизитов, то привлекательная вдвойне.
Однако надо помнить, что платить все равно придется. А неоплата будет наказываться — штрафами ли, пенями ли, блокировками необходимых средств на карте или другими способами. Это неизбежный исход, если проявить беспечность или неправильно истолковать правила игры. BNPL — это операция с ЧУЖИМИ деньгами. А пока финансовый регулятор не имеет возможности контролировать новый платежный рынок, чрезмерно увлекаться идеей «купи сейчас — плати потом», накапливать платежи, покупать все, что хочется, без оглядки на свои реальные возможности — все же не стоит.