Последняя отчетность МТС показала, что в условиях, когда рынку сотовой связи расти некуда, компенсировать потери выручки могут новые направления бизнеса. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», почему бумаги компании называют «квазиоблигациями» и насколько в будущем оправдается репутация актива, с которым ничего не происходит.
Что произошло
На этой неделе отчет за третий квартал представил лидер рынка сотовой связи МТС. Выяснилось, что, несмотря на события последних месяцев, компания смогла удержать выручку на том же уровне, что и год назад, — более того, она даже выросла, пусть и на скромный 1%, до 137,7 млрд рублей. Стабильным также оказалось число абонентов МТС: по-прежнему в районе 80,2 млн человек.
Как поясняет Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях», рынку сотовой связи расти некуда. Вся аудитория уже давно поделена между операторами: основную долю занимает МТС с 31%, на втором месте «МегаФон» — 29%, затем «Вымпелком» — 20% и «Теле2» — 18%. При этом именно МТС стабильно занимал позицию лидера отрасли. «Благодаря уровню покрытия и сервису связи. Когда МТС заходили на рынок, они забирали долю у «Билайна» — «МегаФон» и МТС свои доли рынка держали», — поясняет эксперт.
Финтех вместо телефонов
МТС перестраивает свой бизнес. До недавнего времени основную долю выручки компании приносил именно телеком-бизнес — услуги сотовой связи. Однако рынок мобильной связи в России в целом стагнирует: людей больше не становится, расти некуда. Зато растут другие сегменты, начиная с финтеха и заканчивая облачными сервисами и экосистемами — всем тем, что сейчас активно развивает МТС и что как раз и позволяет компании компенсировать потери выручки в области основных услуг.
Последний отчет МТС это наглядно демонстрирует. С одной стороны, продажи телефонов и аксессуаров компании сократились на внушительные 42,1%, до 10,3 млрд рублей (что, правда, все равно лучше, чем было во втором квартале 2022 года, когда этот сегмент принес только 7,9 млрд рублей). Зато у МТС вырос объем банковского бизнеса — почти на 50%: МТС Банк в третьем квартале принес 18,7 млрд выручки. Кроме того, число онлайн-пользователей МТС-банка увеличилось на 40% — до 2 млн человек.
Также компания активно продвигает медиасоставляющую: число подписчиков на платный контент в третьем квартале увеличилось на 8,5%, до 10 млн человек. Кроме того, аудитория экосистемы, которую развивает компания, выросла на 60%, почти до 13 млн человек.
В результате, по мнению Романовича, прибыль МТС и дальше будет стабильной: компания будет больше зарабатывать за счет развития новых сегмента бизнеса. Однако у оператора будет дополнительная финансовая нагрузка в виде роста издержек на фоне санкций.
В реалиях нынешних ограничений компании будет сложно поддерживать качество сотовой связи, поскольку ее инфраструктура построена на основе импортного оборудования — в первую очередь производства Nokia, Ericsson и Huawei, которые официально ушли из России. Решить проблему можно с помощью параллельного импорта, однако это значит, что в цепочке поставки будут новые звенья, каждое из которых принесет дополнительные издержки МТС.
Кроме того, не стоит забывать, что сотовым операторам уже пришлось инвестировать миллиарды в перестройку своей инфраструктуры из-за «закона Яровой», обязавшего операторов сотовой связи и интернет-компании с 1 июля 2018 года хранить записи разговоров и переписку своих пользователей в течение полугода. Это тоже стало внушительной нагрузкой на бизнес МТС.
Квазиоблигация
Хорошие новости в том, что на данный момент сотовый оператор вполне успешно справляется как с текущими проблемами, так и с работой в новых, санкционных условиях.
Сейчас МТС — одна из тех компаний на фондовом рынке, которая стабильно восстанавливается после общего падения в феврале 2022 года. Компания смогла вернуться к докризисному уровню уже к лету и даже выплатила дивиденды. Правда, в сентябре ее котировки снова просели — уже на фоне разговоров об отъезде некоторых россиян из-за мобилизации. Тогда прогнозы о массовом оттоке клиентов сотовой связи не оправдались, что, в свою очередь, стало хорошей новостью для бизнеса МТС и курса ее акций.
В итоге МТС снова оправдывает репутацию своих бумаг как квазиоблигаций — активов, с которыми особо ничего не происходит. До 2022 года и общего падения в феврале считалось, что особых взлетов и падений от акций МТС ждать не стоит. Амплитуда колебаний составляла 220–320 рублей за одну акцию. Плюс все знали, что компания платит стабильные дивиденды с хорошей доходностью — в последние годы она была на уровне 10%.
По прогнозам эксперта, на фоне восстановления бизнеса восстановятся и котировки МТС: с нынешних 230 рублей до уровня 300 рублей за бумагу. В контексте того, что сотовый бизнес компании стабилен и она активно развивает новые сегменты, покупка акций МТС может стать неплохим решением для частного инвестора на фоне нынешней турбулентности на рынке.