КапиталДетали

Звезды сошлись: отели в России за 3 месяца заработали 136 млрд рублей. Почему туристы вместо пятизвездочных вариантов выбирают «три звезды»

В первом квартале 2023 года доходы гостиничного бизнеса в России увеличились на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.

Туристы чаще всего рассматривают четырехзвездочные и пятизвездочные отели, но в итоге решаются только на «три звезды», отмечают аналитики.

Что произошло

За первые 3 месяца 2023-го доходы отелей и гостиниц в России выросли на 32% год к году — до 136,92 млрд рублей. Их загрузка выросла на 18,5% год к году. Например, заполняемость московских отелей достигла показателя в 63,9%.

В цифрах

Еще один фактор роста доходов гостиничного бизнеса — увеличение цен, отмечают аналитики. Так, проживание в отелях Москвы подорожало на 25% (до 3,6 тыс. рублей за ночь), в отелях Санкт-Петербурга — на 12,5% (до 3,6 тыс. рублей), а в Краснодарском крае — на 17,4% (до 5,4 тыс. рублей). 

Контекст

В мае 2023-го в топ-3 наиболее востребованных у российских туристов направлений вошли Турция, Россия и Египет. В Ассоциации туроператоров рассказали, что многие путешественники, изначально рассматривая отдых за рубежом, в итоге сделали выбор в пользу внутреннего туризма. 

За чем следить

Эксперты предполагают, что объем рынка внутреннего туризма в 2023 году вырастет на 30%. Туроператоры уже зафиксировали увеличение числа летних бронирований по России. Самыми популярными направлениями оказались Краснодарский край (Сочи, Анапа, Геленджик), Кавказские Минеральные Воды, а также Абхазия. 

Что произошло

  • За январь-март 2023 года доходы отелей, гостевых домов и других средств коллективного размещения в России увеличились на 32% год к году — до 136,92 млрд рублей. Более того, этот показатель впервые превзошел прибыль отелей, зафиксированную в допандемийном, первом квартале 2019 года, пишет «Коммерсант». 
  • Самый активный рост доходов продемонстрировали средства размещения на трех крупных региональных гостиничных рынках. Так, по данным Росстата, в Москве по сравнению с первым кварталом 2022-го этот показатель увеличился на 40% — до 22,5 млрд рублей, в Санкт-Петербурге — на 24% (до 7,8 млрд рублей), в Краснодарском крае — также на 24% (до 24,8 млрд рублей). 
  • Аналитики отмечают, что одна из причин роста доходов — увеличение загрузки объектов: в первом квартале 2023-го загрузка отелей и гостиниц выросла на 18,5% год к году. Например, средний уровень загрузки московских отелей вырос на 5,3 процентного пункта (до 63,9%), а в Санкт-Петербурге — на 6,6 процентного пункта (до 49,2%).
  • Эксперты предполагают, что рост гостиничного рынка продолжится до конца 2023 года. В частности, значительное увеличение тарифов будет характерно для Сочи, Карелии, Байкала и Алтая. 

В цифрах

  • Еще один важный фактор роста доходов гостиничного бизнеса — увеличение цен, которое последовало за увеличением спроса, пишет «Коммерсант». 
  • По данным сервиса Ostrovok.ru, в целом по России средняя стоимость проживания в отелях и гостиницах по итогам 3 месяцев 2023-го составила 4,3 тыс. рублей за ночь. Это на 16% больше, чем в первом квартале 2022 года. В частности, средний ценник на проживание в средствах размещения категории «три звезды» вырос на 6,7% год к году — до 4,8 тыс. рублей за ночь. 
  • Проживание в московских отелях подорожало на 25% (до 3,6 тыс. рублей), в отелях Санкт-Петербурга — на 12,5% (до 3,6 тыс. рублей), в Краснодарском крае — на 17,4% (до 5,4 тыс. рублей). В целом увеличение цен и спроса привело к тому, что, например, в Москве выручка гостиничного бизнеса выросла на 31% год к году. 

Контекст

  • В мае 2023-го в топ-3 наиболее востребованных у российских туристов направлений вошли Турция (46,2% продаж), Россия (18,4%) и Египет (14,9%). В Ассоциации туроператоров (АТОР) рассказали, что многие путешественники, изначально искавшие туры за рубеж, в итоге сделали выбор в пользу отдыха внутри страны. 
  • При этом предпочтения туристов часто отличаются от реальных продаж. Например, выбирая туры по стране на май 2023 года, россияне в основном искали поездки в Краснодарский край (51,1%), Крым (11,5%) и Санкт-Петербург (8,1%). Однако в тройку реальных продаж Крым не вошел. В результате среди приобретенных туров на май лидирует Краснодарский край (56%), на втором месте — Санкт-Петербург (14,3%), на третьем — Кавказские Минеральные Воды (8,5%). 
  • В мае средняя длительность туров по России составила 5–6 ночей. Чаще всего для проживания туристы рассматривали четырехзвездочные (32,4%) и пятизвездочные (30,9%) отели. Но в итоге самая большая доля покупок пришлась на отели категории «три звезды» (52,7%), а пятизвездочные даже не вошли в тройку лидеров, пишет АТОР.

За чем следить

  • В АТОР прогнозируют, что объем рынка внутреннего туризма в 2023 году вырастет на 30%. При этом себестоимость отдыха продолжит увеличиваться, в том числе «из-за роста стоимости транспортной составляющей». 
  • Увеличение числа летних бронирований по России по сравнению с началом прошлого года аналитики оценивают в 30%: в 2022-м летние туры по стране «хорошо продавались только в марте», в то время как в 2023-м «их активно спрашивают уже в январе-феврале». У разных туроператоров разная динамика бронирований туров по России, но в любом случае — плюсовая, пишет АТОР. Например, Национальный туроператор АЛЕАН зафиксировал 57%-ное увеличение спроса на лето, в «Интуристе» рассказали о 40%-ном росте бронирований. 
  • В летнем сезоне-2023 лидирующими направлениями на внутреннем рынке станут Москва и Санкт-Петербург, Подмосковье и Ленинградская область, а также Краснодарский край, Ставропольский край и Дагестан, предполагают в АТОР. 
  • При этом, по данным туроператоров, на данный момент в топ-5 по реальным продажам туров на лето входят Краснодарский край (Сочи, Анапа, Геленджик), , Кавказские Минеральные Воды, Калининград и Дагестан. Наибольший рост продемонстрировала Абхазия: в туроператоре «Дельфин» рассказали, что объемы летних бронирований по этому направлению по сравнению с прошлым годом увеличились на 50–60% — за счет доступных цен. А рост доли продаж туров на Минеральные Воды, по мнению представителей отрасли, связан с трендом на здоровый образ жизни. 
Копировать ссылкуСкопировано

Наш сайт обрабатывает файлы cookie. Они помогают делать сайт удобнее для пользователей. Нажав кнопку «Соглашаюсь», вы даете свое согласие на обработку файлов cookie вашего браузера для персонализированной рекламы и контента, аналитических обезличенных сведений об аудитории и разработке сервисов.

Обработка данных пользователей осуществляется в соответствии с Политикой обработки персональных данных ООО «Медиа Менеджмент».