Власти столицы обещают максимально облегчить горожанам выбор учебных заведений для своих детей. В мэрии, месяц назад опубликовавшей первый рейтинг лучших школ города, намерены продолжить сбор объективной информации и ранжировать не только именитые гимназии и лицеи, но и начальные школы и прогимназии. Выбрать первый класс и первого учителя сейчас намного сложнее, чем определиться с профильной школой, которая станет хорошим трамплином в лучшие университеты страны. К такому выводу пришли эксперты, собравшиеся вчера на «круглый стол» «МН».
Список 85 лучших лицеев и гимназий Москвы, опубликованный «МН» 8 ноября, вызвал большой резонанс среди горожан и педагогов. В рунете немедленно разгорелись споры о том, насколько справедливым была оценка экспертов, ведь от места в рейтинге зависел и размер гранта, выделенного школе правительством столицы. Первый официальный рейтинг был составлен на основе результатов, которые показывают учащиеся школ на олимпиадах и во время сдачи единого госэкзамена. В будущем критерии оценки следует разнообразить, а у начальных школ и прогимназий должен быть свой рейтинг, считают эксперты.
Намного более полезным для потребителей является рейтинг начальных школ, убежден уполномоченный по правам детей в Москве Евгений Бунимович. «Родителям сложно выбрать начальную школу, а главными критериями могли бы стать безопасность школы в самом широком смысле и качество работы столовой. И объективный рейтинг был бы крайне полезен», — говорит Бунимович. По его мнению, в опубликованном рейтинге в основном представлены профильные лицеи и гимназии, в которых нет младшей ступени.
Список лучших школ в большей степени рассчитан на помощь в дальнейшей профессиональной ориентации ребенка, поскольку помогает выбрать школу, выпускники которой гарантированно получают высокие баллы на ЕГЭ. «И в этом его польза для горожан, хотя выбирать школу только исходя из ее места в списке я бы не посоветовал, нужно изучать специализацию и работу профильных педагогов», — считает разработчик рейтинга, математик Иван Ященко.
Рейтинг полезен не только обществу, но и самой школьной системе, уверен директор стоящего на первой строчке лицея 1535 Михаил Мокринский. «Любой ранжир позволяет взглянуть на себя самим и увидеть взгляд со стороны. Несмотря на его несовершенство (не бывает совершенных рейтингов), он построен на принципах объективности и открытости, все цифры можно проверить», — заявил Мокринский.
Эксперты также обсудили возможность составления комплексного рейтинга, который бы учитывал не только «ЕГЭ и другие оценки», но и такие сложноосязаемые параметры, как «атмосфера в школе» (на языке чиновников — оценка социокультурной среды). «Атмосферу в школе измерить нельзя, зато можно измерить то, что лежит в основе педагогической культуры и этики», — так формулирует задачу Михаил Мокринский.
Глава столичного департамента образования Исаак Калина заверил «МН», что в дальнейшем московские власти продолжат практику создания «рейтингов учебных результатов школ». Он заявил, что в него будут добавлены дополнительные критерии: результаты государственной итоговой аттестации (ГИА) после 9-го класса, а также «единые городские контрольные» после 4-го и 7-го класса, которые пока проходят в качестве эксперимента в нескольких школах Москвы. «Однако департамент не занимается спортивной конкуренцией школ. Наша задача — чтобы все полторы тысячи школ Москвы давали качественное образование. Эта работа занимает все наше внимание, а рейтинги в силу своего резонанса — лишь малую часть», — подчеркнул Калина.
Большинство столичных школ действительно живет с совсем другими проблемами — эксперты отмечают рост правонарушений и националистических настроений среди подростков, обилие детей мигрантов, которых пока рано готовить к олимпиадам, а нужно просто обучать русскому языку, а также просто низкая успеваемость. Первый официальный рейтинг столичных властей никак не учитывает работу школ по подобным «учебным результатам», и это является основным поводом для критики в профессиональной среде. Однако Исаак Калина считает, что претензии несправедливы. «Вместе с 85 грантами, о которых все говорят, мы вручили и 50 грантов ровно за работу школ и колледжей с детьми, с которыми не очень-то хотят и умеют работать обычные общеобразовательные школы. Эти болевые точки стоят и в центре пилотного проекта, который мы запустили весной», — заявил Исаак Калина.
Оценят по первому классу
В Москве составят рейтинг начальных школ и прогимназий
Наверх