Киберпанк

АйТи за дверь: по следам Павла Дурова

Рассказываем, что с настроением у представителей IT-индустрии, актуальна ли для них фраза «пора бежать из России» и почему из Кремниевой долины иногда возвращаются с разбитым сердцем.

Ускользающие цифровые кадры

IT-специалисты — уже давно одни из самых востребованных профессионалов в мире. С развитием технологий спрос на квалифицированных работников только растет. Кадровый голод обеспечивает айтишникам возможность выбора, в какой стране жить и работать.

Согласно исследованию Boston Consulting Group и The Network, в котором приняли участие более 26 тысяч человек из 180 стран, 67% мировых IT-специалистов готовы к переезду в другие страны ради более выгодных рабочих перспектив. В России сменить локацию хотят 58% опрошенных. 

В докладе Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России тоже говорится о высоком миграционном потенциале российских цифровых талантов: каждый третий айтишник после получения образования готов выехать за рубеж, а каждый четвертый мечтает работать на иностранного работодателя. При этом жить и развиваться в России хотят около 44%. Согласно опросу, только 14% работников согласились бы вернуться домой, но при условии улучшения качества жизни и изменения политического режима в стране.

Куда уезжают IT-специалисты?

Судя по разным источникам, в топ наиболее привлекательных стран для российских IT-специалистов входят Германия, США, Великобритания и Голландия. Такие данные, помимо BCG и The Network, приводят пользователи портала «Хабр» и агентство по подбору IT-персонала Lucky Hunter.

Лидерами среди городов у российских соискателей стали: Берлин, Лондон, Сан-Франциско, Тель-Авив, Амстердам, Барселона, Вена, Мюнхен, Париж, Нью-Йорк. Россияне чаще всего останавливают свой выбор на Европе и США. Иностранные коллеги по цеху выбирают те же страны, но также не против поработать и в ОАЭ.

Почему они покидают Россию? 

Одна из главных причин — это деньги. Уровень заграничных зарплат существенно отличается (в большую сторону) от того, что предлагает отечественный рынок. Особенно сейчас, во время головокружительного скачка валюты. 

IT-специалист Филипп Белов считает, что в России заработать «нормальные» деньги в цифровой сфере сложно. Если хочется дохода на порядок выше, то, скорее всего, придется менять локацию. Программист уехал в Германию 6 лет назад, устроиться помогли соотечественники. Переехал в Берлин с «нулевым» немецким, но хорошим английским языком. Начал работать в крупной компании: 

Сначала я сомневался, стоит ли так рисковать — бросать все и уезжать. Потом вспомнил всем известную фразу: кто не рискует, тот не пьет... Переехать несложно. Это только кажется сложным. В Берлине нас, программистов, очень ценят. У них тут острая нехватка кадров. Настоящий дефицит. В России, давайте будем откровенны, платят мало. В Европе платят много, но тут и уровень жизни высокий. Цены кусаются. Я не единственный россиянин в компании. Нас тут трое. Мы разрабатываем программное обеспечение для заказчиков и получаем за это десятки тысяч евро. С нынешним курсом в России это золотая сумма. За год вполне можно заработать до 70–80 тысяч евро. Из минусов — пострадала личная жизнь. Из плюсов — все остальное.

Филипп Белов
IT-специалист

Один из сильнейших стимулов для переезда в другую страну «Московским новостям» озвучил старший разработчик компании InfoWatch Андрей Пойманов. По его словам, решение сменить местоположение у многих возникает из-за карьерных амбиций и желания развивать свои умения: 

В России можно получить опыт на низких уровнях, на средних уровнях, но если хочется двигаться дальше, то придется обращаться в Mail.Ru Group, в Yandex, в Kaspersky. А таких компаний в стране мало. Соответственно, в какой-то момент времени вы достигаете потолка в развитии и двигаться дальше просто невозможно. Следующий этап для развития — это Facebook, Google, Microsoft. Все, что есть сегодня на рынке популярного, в России, к сожалению, не производят.

Андрей Пойманов
Старший разработчик компании InfoWatch

За границей удача улыбается далеко не всем. Ускользающие таланты нередко возвращаются домой и применяют на родине полученные знания. Ведущий аналитик компании «Финам», доктор технических наук, эксперт по IT Леонид Делицын считает, что:

Многие начали возвращаться после всех этих историй с биткоином и технологией блокчейн-платформы. Когда поднимается какая-то технологическая волна и возникает некоторое количество компетентных специалистов в той же Кремниевой долине или в каких-либо других местах, у специалистов появляется шанс «заразить» этим нововведением жителей других стран и регионов. Тогда мы туда приезжаем, изучаем, а потом становимся экспертами в какой-либо компании уже здесь.

Леонид Делицын
ведущий аналитик компании «Финам», доктор технических наук, МВА, эксперт по IT

Еще одной причиной «утечки мозгов» становится поиск инвестиций для реализации стартапов. Среди российских IT-предпринимателей бытует мнение, что найти «бизнес-ангелов» и рынок для реализации проекта за границей реальнее, чем в России. 

Улетел, но захотел вернуться: опыт Павла Дурова

Той же логикой руководствовался и эксцентричный предприниматель из России Павел Дуров, когда пытался вдохнуть жизнь в свою очередную задумку — проект TON.

Последние годы он работал над созданием собственной криптовалюты Gram. Рискованная идея бизнесмена, который своими громкими проектами уже давно привык удивлять всю мировую общественность, позиционировалась как настоящий прорыв. По задумке Павла Дурова, его новое дело должно было превратить Telegram из простой платформы для отправки сообщений в полноценный онлайн-банк, то есть в вариант «интернет-денег».

Ради воплощения этой идеи Telegram Group Inc. и ее дочерняя компания TON Issuer привлекли почти $2 миллиарда от таких инвесторов, как Роман Абрамович (вложил во втором раунде $10 миллионов), владелец группы «Сафмар» Михаил Гуцериев ($15 миллионов) и многих других. В общей сложности в многообещающий TON вложился 171 инвестор. 

Реализовать проект у миллиардера так и не получилось. Американский суд встал на сторону Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC) и запретил Дурову выпускать свою криптовалюту. Gram признали незарегистрированной ценной бумагой. 

Но, похоже, Павел Дуров не сдается и присматривается к следующей стране, в которой можно реализовать свои амбициозные проекты. На такие мысли натолкнуло появление вице-президента Telegram, «правой руки» Павла Дурова — Ильи Перекопского — на встрече с Михаилом Мишустиным в Иннополисе в июле этого года. Его выступление запомнилось сравнением Сан-Франциско, где находятся штаб-квартиры IT-гигантов, с Золотой Ордой, куда, по его словам, привозят «дань» со всего мира. Под этим он подразумевал комиссию в 30%, которую программисты и бизнесмены вынуждены платить за размещение своих разработок в магазинах приложений Apple и Google. 

Такая аналогия получается, что раньше в Татарстане была ставка Золотой Орды, все привозили дань в Татарстан, а теперь есть такая ставка где-то в Сан-Франциско, около Золотого моста, и все привозят дань туда. И нам кажется, что эта фундаментальная вещь сдерживает развитие IT-индустрии.

Илья Перекопский
Вице-президент Telegram 

По словам источника «Московских новостей», Илья Перекопский после появления в Иннополисе долгое время находился в Москве, а сам Павел Дуров вполне мог длительное время находиться на одном из островов в Финляндии. 

Также, по версии информатора, в 2018 году у миллиардера состоялась «встреча с русскими», которую организовал предприниматель, советник президента фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен. По слухам, в финской деревне неподалеку от города Йоройнен, где проживает Вильякайнен, в свое время побывало множество высокопоставленных лиц из России, имена которых предприниматель никогда не раскрывал. 

Йоройнен

Не исключено, что именно тогда и состоялся разговор о разблокировке Telegram в России. Каким был предмет разговора на самом деле, остается только догадываться. Правда, примерно в тот же период Павел Дуров заметно изменил риторику в адрес Роскомнадзора и России в целом.

California dreaming 

Превратившись в должника, Павел Дуров опубликовал на просторах интернета провокационный пост. В нем он перечислил семь причин, почему талантливым разработчикам не стоит бросать свою родину и, следуя его примеру, реализовывать свой потенциал на «чужой земле». Среди основных минусов жизни в США, по мнению предпринимателя, — высокие налоги, недоступное здравоохранение и невозможность нормально реализовать плоды своих трудов. 

Семь причин, почему не стоит эмигрировать в США, по мнению Павла Дурова

Возможно, Павел Дуров не стал бы рассуждать о жизни в Калифорнии публично, если бы не фильм блогера Юрия Дудя про успехи русскоязычных резидентов Долины. Бизнесмен обвинил выходцев из России в лукавстве. По его мнению, создатели и герои фильма показали зрителям идеализированный и вводящий в заблуждение образ.

Будучи знакомым со многими героями фильма Юрия лично, я заметил контраст между тем, что они декларируют на камеру, и тем, о чем говорят в личных беседах. От всех знакомых предпринимателей из сюжета я не раз слышал о минусах жизни в США. Сейчас один из них половину времени проводит на родине, другой фактически уже несколько месяцев как вернулся в Европу, третий разочаровался в американцах и строит вокруг себя «маленькую Россию». В целом на камеру герои фильма демонстрируют одну очень американскую черту — обходить острые углы и концентрироваться на позитивных сторонах. 

Павел Дуров
Основатель мессенджера Telegram

Публикация Дурова вызвала широкий резонанс в Кремниевой долине. Например, на нее обратил внимание один из самых успешных русскоязычных представителей Долины, директор по продуктам Google Андрей Дороничев. Он стал одним из главных героев фильма Дудя. После громкого релиза Андрей начал получать от фанатов по несколько десятков писем в день. Все они грезили «бросить все» и поехать искать счастья в «американском раю для предпринимателей». 

Я прочитал и не нашел, в чем мы не согласны. Да, его семь причин — все правда. У меня причины иные. Да, регуляторы, медицина, налоги, культура, образование, дорого... Да, я тоже считаю, что США — место не для всех. И уж точно не для Паши. И да, это правда, что мы с ним не раз это обсуждали в личных беседах.

Андрей Дороничев
Директор по продуктам Google

Сразу после премьеры фильма Дороничев вместе с партнером, сооснователем инвестфонда Gagarin Capital Николаем Давыдовым анонсировал запуск проекта «Место» — нетворкинг-сообщества инвесторов и русскоязычных стартаперов в Калифорнии. Цель — познакомить талантливых с богатыми и посмотреть, что из этого выйдет.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

После фильма о Долине, многие зажглись. Мне написали тысячи ребят, которым близки наши ценности. Тысячи мечтающих найти своих и создать что-то большое. Вот бы нам объединиться! Найти место встречи... ⠀ Я не думаю, что такое место можно найти. Его нужно создать. Поэтому мы с Колей Давыдовым @ndavidov придумали cообщество "Место” http://mesto.co И приглашаем вас со-создать его вместе с нами. Если интересно - заполняйте форму. Ссылка в профиле. ⠀ Мы мечтаем о месте, похожем на Долину, но вне географии. Он-лайн площадке, где ребята из русскоязычного мира смогут найти единомышленников и построить что-то крутое. Место, где спрашивают: "чем я могу помочь?” Где доверяют друг другу. Где принимают новое и необычное. Где ошибаются и растут вместе. Здесь люди с идеями питчат и находят последователей. Люди с умениями собираются в команды и строят. А люди с деньгами — в них инвестируют. ⠀ Первым прототипом Места стал мой пост про идеи. Под ним родилась дискуссия из 3600 комментариев. Ого! Инстаграмм для такого не подходит. Но сработало же! И я нашел там единомышленника - Яну Белову @yana_key. Мы созвонились, познакомились и дело пошло. Видение. Лендинг. MVP. Форум, чат … а дальше разберемся. Вместе. ⠀ Яна - руководитель проекта. Но в результате, мы хотим чтобы сообщество росло и развивалось самостоятельно, на базе заложенных нами принципов. Мы хотим, чтобы Место принадлежало не нам, а участникам. Проект некоммерческий. Не связан ни с Google, ни с Gagarin Capital. Он будет существовать на волонтёрских началах. Коля, Яна и я - лишь первые волонтеры. И сейчас мы ищем единомышленников. ⠀ Я никогда ничего такого не делал. Понимаю, что может не получится. И еще понимаю, что одни мы точно не справимся. Поэтому, надеюсь на ваше участие. ⠀ Давайте соберёмся в Месте. И построим свой стол. Кто с нами?

Публикация от Andrey Doronichev (@dobry)

Иногда они возвращаются

Попытать счастья в Кремниевой долине хотел и сооснователь проекта Resonance Software Майкл Карлов. Он и его команда задумали создать аналог NFC (технологию беспроводной передачи данных малого радиуса действия). Начали развивать идею  в Москве, а потом решили попробовать силы там, где сбываются мечты самых креативных, — в Долине. По словам предпринимателя, в «Мекке стартапов» он провел полтора года, но реализовать там проект не получилось. Пришлось вернуться в Россию.

Я абсолютно не жалею, что вернулся. В Долине достаточно своеобразная жизнь, там очень скучно. Но почва для бизнеса действительно куда плодороднее, чем у нас. Намного проще найти капитал. Долина создана натуральным образом, естественным рыночным отбором. Это не искусственно созданное «Сколково», которое опирается на прошлые модели. Но, с другой стороны, это задает уникальный формат нашего рынка. У каждой страны свое венчурное пространство

Майкл Карлов
Сооснователь проекта Resonance Software

Сегодня в Долине, как никогда, много российских программистов и стартаперов. Они составляют своего рода русскоязычную коммуну и поддерживают IT-стремления друг друга: творят и презентуют, презентуют и творят. 

По ощущениям Майкла, «в Кремниевой долине, если ты знаешь, что ты делаешь, и хорошо разбираешься в этой культуре, то окей. Если ты не разбираешься и просто хочешь попробовать — ничего не получится. Люди, которые приехали ради «хайпа», как раз очень быстро разочаровывались. Говорят, что первое, что нужно сделать, когда приезжаешь — доказать всем, что ты останешься надолго. Например, купить дом или взять кредит. Если ничего материального человека в Долине не держит, то зачем тогда тратить на него время и пытаться наладить бизнес-контакт?» 

Хотя покорить калифорнийский IT-Олимп совсем непросто, тропа к нему, протоптанная российскими специалистами, не зарастает. Отечественные разработчики стремятся в Долину, где проекты якобы позволяют «делать деньги из воздуха», в то время как разработки в России все чаще разбиваются о скалы безразличия инвесторов. 

В России всегда были грамотные кадры «технических» профессий. Математики, инженеры, теперь вот IT-специалисты. У нас всегда был высокий образовательный уровень. Но сейчас научный бюджет России — $6 миллиардов, в то время как у одной лишь компании Amazon — $36 миллиардов. Делайте выводы сами. Скорее всего, это будет меняться, но непонятно — когда. С кадрами у нас пока что все хорошо, но мы не знаем, что с ними будет лет через 10.

Майкл Карлов
Предприниматель, сооснователь проекта Resonance Software

Не выходя из комнаты

Создатель мобильного приложения The Planes, программист Руслан Зиннуров на поддержку государства никогда не рассчитывал и смело заявляет: «Никаких инвесторов». Все создавал исключительно своими силами. О Кремниевой долине никогда не мечтал, родное Выхино всегда привлекало больше: 

«Не вижу никаких препятствий в том, чтобы развиваться у себя дома, в Москве. Я инвесторов никогда не искал, хотя это дело полезное. Изначально с такими же энтузиастами мы начали создавать самое простое мобильное приложение. Позже решили, что это будет игра, но хорошо отрисованная, с шикарным саунд-дизайном. Сейчас дорабатываем, шлифуем и готовим к запуску. В ноябре наше детище, которое мы собирали по крупицам последние 2 года, наконец, станет общедоступно». 

https://www.youtube.com/watch?v=u3xo9qqmXDo

«Конечно, я мог бы так же собрать свои вещи, взять в подмогу несколько человек и попытать силы в другой стране, но зачем? Да, у нас есть пробелы в государстве в плане поддержки молодых стартаперов. Кто бы что ни говорил, Россия не Кремниевая долина и не Лондон, куда также мигрируют наши соотечественники. У меня была возможность сотрудничества с Сингапуром, но я предпочел Россию. Я всегда выбираю свою страну. Хоть наша политика и вызывает ряд вопросов». 

Основатель российской компании «Моторика» Илья Чех считает, что не обязательно переносить офис за рубеж, даже если действуешь на глобальном рынке. «Моторику», которая изготавливает функциональные протезы рук для детей и взрослых, знают во всем мире. Заказы поступают из США, Германии, Чехии, Франции, Индии, Великобритании. Несмотря на обширную территорию, где продукция Чеха пользуется огромным успехом, головной офис предпринимателя находится в России. По его словам, «тут намного удобнее» работать. 

А вот в отношении перспектив развития IT-сферы в своей стране бизнесмен пессимистичен. По его мнению, в России не хватает финального звена в венчурной цепочке для высокотехнологичных компаний, то есть стратегических инвесторов, готовых внедрять инновации.

Основатель и совладелец компании «Моторика» Илья Чех / motorica.org
Основатель и совладелец компании «Моторика» Илья Чех / motorica.org

Для нас это большой рынок с отсутствием конкуренции, но даже мы по мере роста становимся, в том числе и юридически, международной компанией. В России достаточно низкие затраты на разработки за счет более низкого уровня зарплат по сравнению с Европой или США, поэтому наш R&D-центр всегда будет в России. Маленьким стартапам у нас довольно удобно, но по мере роста риски постепенно возрастают. С точки зрения именно IT-сферы за последние годы мало что изменилось, и не сказать, что Россия стала привлекательнее.

Илья Чех
Основатель и совладелец компании «Моторика»

Ветер перемен  

Взяв курс на цифровую трансформацию, которая стала одной из пяти национальных целей развития страны до 2030 года, российские власти утвердили внушительный список мер поддержки компаний и специалистов в IT-сфере. 

В июле этого года Владимир Путин подписал закон о налоговом маневре в IT-отрасли, согласно которому с 2021 года налог на прибыль для российских IT-компаний будет снижен с 20% до 3%, а ставка страховых взносов — с 14% до 7,6%.

Помимо снижения налоговой нагрузки на IT-компании, новая программа господдержки, которую председатель правительства Михаил Мишустин презентовал в Иннополисе, обещает развитие государственно-частного партнерства, стимулирование спроса на отечественную продукцию, поддержку инновационной активности и стартапов, а также снижение дефицита IT-кадров. Не за горами еще один пакет мер, поддерживающих российских айтишников. О нем на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» рассказал глава Минцифры Максут Шадаев

Новые законы, очевидно, направлены на удержание на родине самых квалифицированных IT-кадров, которых все еще выпускают российские вузы. Но смогут ли эти меры создать условия для значимого развития не только IT- исполнителей, но и крупных IT-предпринимателей — зависит и от общей экономической ситуации в стране. Чтобы получить свою Кремниевую долину, российским властям предстоит решить череду непростых национальных задач.

Копировать ссылкуСкопировано