До сих пор фактическая блокада хуситами самого судоходного маршрута в Красном море ограниченно влияла на цены и потребителей, но все больше опасений звучит прежде всего в Европе, которая хочет подготовиться к росту цен на энергоносители и инфляции. Например, Италия выступает за создание миссии ЕС по морской безопасности в Красном море к следующей неделе.
В регионе с середины декабря уже действует миссия под руководством США, всю последнюю неделю США и Великобритания атакуют позиции йеменских хуситов, которые продолжают обстреливать торговые суда.
Наблюдатели негативно оценивают обстановку: авиаудары союзников, скорее, повышают вероятность перерастания конфликта в полноценную региональную войну; Байден балансирует между сдерживанием и эскалацией, но его помощники признают, что в этих действиях нет никакой логики; удары по хуситам, скорее всего, не будут иметь эффекта.
Основные тезисы спикеров Всемирного экономического форума в Давосе о ситуации в Красном море:
Это очень серьезная ситуация, и, похоже, она ухудшается. Я удивлен, что сырая нефть в США торгуется ниже $73 за баррель, риски очень реальны.
Майкл Вирт
генеральный директор Chevron
Нам придется понять, станет ли это нашей проблемой на долгое время.
Ваэль Саван
генеральный директор Shell
Мировые нефтяные рынки справятся с перебоями в Красном море в краткосрочной перспективе, но длительные нападения хуситов на корабли приведут к нехватке танкеров. Это может стать проблемой. Единственный вариант сегодня — это свободные мощности, которые составляют около 3,5% в глобальном масштабе. И по мере роста спроса эти резервные мощности будут разрушаться, если не будет дополнительных поставок. В мире не так много нефтеперерабатывающих заводов, которые полностью интегрированы. Китай предлагает такие возможности, и ожидается, что спрос на химикаты будет расти, поэтому это привлекательный рынок.
Амин Насер
генеральный директор Aramco
Перебои в судоходстве продлятся как минимум несколько месяцев. Для нас это означает увеличение времени транзита и, возможно, сбои в цепочке поставок. Трудно представить, что могут быть победители, в конечном итоге останутся только проигравшие.
Винсент Клерк
генеральный директор судоходной компании Maersk