КиберпанкДетали

Автопилоты с ИИ для поездов начнут производить в России в 2021 году

Внедрение искусственного интеллекта должно свести к минимуму число ЧП на железной дороге из-за человеческого фактора. Производством автопилотов займется дочернее предприятие Сбера и Cognitive Technologies - компания Cognitive Pilot. 

В России планируют начать массовое производство комплексов-автопилотов с искусственным интеллектом для поездов. Компания Cognitive Pilot (совместное предприятие Cognitive Technologies и Сбера) планирует начать выпуск автопилотов в 2021 году. Пока подобная технология не применяется нигде в мире.

  • Комплексы прошли опытную эксплуатацию под контролем разработчиков. В настоящий момент ведутся испытания контрольной эксплуатации, когда заказчик пользуется аппаратом самостоятельно, без помощи разработчика.
  • Благодаря внедрению ИИ планируется существенно сократить число ЧП на железной дороге из-за человеческого фактора. 
  • Комплексы оснащены системой технического зрения, которое распознает объекты на железной дороге, в том числе другие составы, стрелки, пути, людей, светофоры.
  • Система может оценивать обстановку, выдавать машинисту предупреждающие об опасности сигналы, а в случае отсутствия его реакции принимать необходимые решения.
  • Всего планируется произвести до 2 000 комплексов. Потенциальными клиентами являются компания «Российские железные дороги» и перевозчики из Европы.

Производить комплексы-автопилоты Cognitive Pilot будет в Томске на собственной роботизированной фабрике. На предприятии, открытом в сентябре 2020 года, уже собирают средние и небольшие серии уникальных интеллектуальных систем для беспилотных поездов и комбайнов с искусственным интеллектом. 

Соглашение о создании совместного предприятия между Сбером и Cognitive Technologies было подписано в ноябре 2019 года. Сбер получил по условиям сделки 30% Cognitive Pilot, а Cognitive Technologies - 70%.

Автопилотный проект для МЦК

  • В августе 2019 года «Российские железные дороги» протестировали первый в России беспилотный скоростной поезд  «Ласточка» для Московского центрального кольца. Испытание проходило на экспериментальной кольцевой железной дороге ВНИИЖТ в Щербинке.
  • Во время испытания были успешно отработаны как дистанционное управление, так и беспилотный режим. Кроме того, система машинного зрения, включенная в автопилотный комплекс поезда смогла отреагировать на манекен, установленный на рельсах, остановив перед ним состав. 
  • Прототип умного поезда был произведен на заводе «Уральские локомотивы» (совместное предприятие группы  «Синара» и компании Siemens) в Верхней Пышме.
  • Во время испытательного запуска на борту поезда находились глава РЖД Олег Белозеров и зампред правительства Максим Акимов.

Беспилотные поезда в других странах мира

Пассажирские поезда без машинистов курсируют в 20-ти странах мира. Самые длинные  беспилотные железнодорожные линии протянуты в Дубае, Ванкувере, Лилле, Пусане, Париже, Куала-Лумпуре, Тулузе, Тайбэе и Токио.

  • Первым от машинистов отказалось  метро Дубая (ОАЭ). Это произошло в 2017 году. Вместо вагона-локомотива в беспилотном поезде располагается смотровая площадка для пассажиров.
  • С 2018 года в немецком городе Потсдам эксплуатируется беспилотный трамвай от компании Siemens. Трамвай управляется автопилотом, но может переходить на дистанционное управление. 
  • Дочернее предприятие BMW Designworks USA поставило в 2017 году для города Куала-Лумпур, столицы Малайзии, «зеленые» беспилотные поезда метро. Эти составы оборудованы энергосберегающими технологиями, которые позволяют сократить затраты энергии в два раза по сравнению со среднестатистическими электропоездами. 
  • В столице России Москве беспилотный поезд курсирует между терминалами D и F. Это первая в стране автоматизированная система перевозки людей в аэропортах. Беспилотный поезд для Шереметьево разрабатывался австрийской компанией Doppelmayr. Сами разработчики называют проект автоматическим поездом на канатной тяге.  
  • До 2018 года беспилотные поезда курсировали в метро Сингапура, но власти города приняли решение отказаться от беспилотных поездов из-за частых сбоев в работе автопилотного комплекса. Это оказалось критичным для ежедневного пассажирского трафика в городе в 2 миллиона человек.
Копировать ссылкуСкопировано