В России планируют начать массовое производство комплексов-автопилотов с искусственным интеллектом для поездов. Компания Cognitive Pilot (совместное предприятие Cognitive Technologies и Сбера) планирует начать выпуск автопилотов в 2021 году. Пока подобная технология не применяется нигде в мире.
- Комплексы прошли опытную эксплуатацию под контролем разработчиков. В настоящий момент ведутся испытания контрольной эксплуатации, когда заказчик пользуется аппаратом самостоятельно, без помощи разработчика.
- Благодаря внедрению ИИ планируется существенно сократить число ЧП на железной дороге из-за человеческого фактора.
- Комплексы оснащены системой технического зрения, которое распознает объекты на железной дороге, в том числе другие составы, стрелки, пути, людей, светофоры.
- Система может оценивать обстановку, выдавать машинисту предупреждающие об опасности сигналы, а в случае отсутствия его реакции принимать необходимые решения.
- Всего планируется произвести до 2 000 комплексов. Потенциальными клиентами являются компания «Российские железные дороги» и перевозчики из Европы.
Производить комплексы-автопилоты Cognitive Pilot будет в Томске на собственной роботизированной фабрике. На предприятии, открытом в сентябре 2020 года, уже собирают средние и небольшие серии уникальных интеллектуальных систем для беспилотных поездов и комбайнов с искусственным интеллектом.
Соглашение о создании совместного предприятия между Сбером и Cognitive Technologies было подписано в ноябре 2019 года. Сбер получил по условиям сделки 30% Cognitive Pilot, а Cognitive Technologies - 70%.
Автопилотный проект для МЦК
- В августе 2019 года «Российские железные дороги» протестировали первый в России беспилотный скоростной поезд «Ласточка» для Московского центрального кольца. Испытание проходило на экспериментальной кольцевой железной дороге ВНИИЖТ в Щербинке.
- Во время испытания были успешно отработаны как дистанционное управление, так и беспилотный режим. Кроме того, система машинного зрения, включенная в автопилотный комплекс поезда смогла отреагировать на манекен, установленный на рельсах, остановив перед ним состав.
- Прототип умного поезда был произведен на заводе «Уральские локомотивы» (совместное предприятие группы «Синара» и компании Siemens) в Верхней Пышме.
- Во время испытательного запуска на борту поезда находились глава РЖД Олег Белозеров и зампред правительства Максим Акимов.
Беспилотные поезда в других странах мира
Пассажирские поезда без машинистов курсируют в 20-ти странах мира. Самые длинные беспилотные железнодорожные линии протянуты в Дубае, Ванкувере, Лилле, Пусане, Париже, Куала-Лумпуре, Тулузе, Тайбэе и Токио.
- Первым от машинистов отказалось метро Дубая (ОАЭ). Это произошло в 2017 году. Вместо вагона-локомотива в беспилотном поезде располагается смотровая площадка для пассажиров.
- С 2018 года в немецком городе Потсдам эксплуатируется беспилотный трамвай от компании Siemens. Трамвай управляется автопилотом, но может переходить на дистанционное управление.
- Дочернее предприятие BMW Designworks USA поставило в 2017 году для города Куала-Лумпур, столицы Малайзии, «зеленые» беспилотные поезда метро. Эти составы оборудованы энергосберегающими технологиями, которые позволяют сократить затраты энергии в два раза по сравнению со среднестатистическими электропоездами.
- В столице России Москве беспилотный поезд курсирует между терминалами D и F. Это первая в стране автоматизированная система перевозки людей в аэропортах. Беспилотный поезд для Шереметьево разрабатывался австрийской компанией Doppelmayr. Сами разработчики называют проект автоматическим поездом на канатной тяге.
- До 2018 года беспилотные поезда курсировали в метро Сингапура, но власти города приняли решение отказаться от беспилотных поездов из-за частых сбоев в работе автопилотного комплекса. Это оказалось критичным для ежедневного пассажирского трафика в городе в 2 миллиона человек.