В США, Канаде, Индии и некоторых странах ЕС небольшая доля людей чаще других летают на самолетах. К примеру, 2% жителей Франции воспользовались более 50% от общего числа рейсов в стране, а в США около 12% жителей летали на 66% рейсов, совершенных в этой стране. Такие данные привели участники международного исследования «Элитный статус: глобальное неравенство в полетах».
- По их мнению, часто летающие пассажиры должны нести ответственность за выбросы в атмосферу от перелетов.
- В частности, ученые предложили для этой категории людей ввести специальный налог за дополнительные авиаперелеты.
Детали
В представленном докладе экологические благотворительные организации собрали данные из 30 стран, жители которых летают больше всего. В этих странах самые высокие авиационные выбросы. В отчете представлена информация о рейсах, совершенных до пандемии.
- В топ-5 антирейтинга вошли США, Китай, Великобритания, Япония и Германия.
- Ученые отметили, что Россия, а также Саудовская Аравия, Катар и ЮАР тоже считаются одними из самых загрязняющих авиатопливом стран, однако данных о точном числе полетов исследователям найти не удалось.
Проанализировав информацию, они пришли к выводу, что «элитное меньшинство», которое может позволить себе летать несколько раз в год, кроме США, Канады и Китая, также есть в Нидерландах, Франции, Великобритании и Индии. Меньше половины населения этих стран летают реже одного раза за год.
Ученые призвали ввести для этой категории населения специальный прогрессивный налог, который будет увеличиваться в зависимости от количества совершенных перелетов. Это, по их словам, сможет решить проблему изменения климата «справедливым образом». Однако какой величины может быть подобный налог, исследователи не уточнили.
Экологические инициативы авиакомпаний
На предложение о введении климатического сбора для часто летающих пассажиров отреагировали в Международной ассоциации воздушного транспорта. По мнению исполнительного директора ассоциации Майкла Гилла, налоги — неэффективный способ борьбы с выбросами. Куда важнее инвестировать в развитие экологически чистого авиатранспорта и соответствующего топлива. Подобные проекты уже есть у некоторых авиакомпаний.
- В январе 2021 года американская корпорация Boeing объявила, что к 2030 году начнет поставлять коммерческие самолеты, способные летать на биотопливе. Ранее, в 2018 году, один из самолетов компании — грузовое судно 777 Freighter — успешно выполнил полет полностью на биотопливе.
- В Airbus также работают над созданием новых самолетов, которые позволят сократить выбросы углерода. В рамках проекта ZEROe компания представила три прототипа моделей с нулевым уровнем выбросов углекислого газа. По замыслу, они будут работать на водороде. Их коммерческое производство должно начаться в 2035 году.
Контекст
По данным Европейского агентства по окружающей среде, на долю авиации приходится около 3% вредных для климата выбросов.
К примеру, при перелете Москва – Сочи на Airbus A320 выбросы углекислого газа в атмосферу составляют около 13,6 тонны. Соответственно, при наполненности салона на 100% на каждого пассажира приходится 76 кг CO2.
При этом, согласно исследованию Всемирного банка, на авиапассажиров, путешествующих первым классом, приходится примерно втрое больше выбросов CO2 по сравнению с пассажирами экономкласса, так как кресла в первом классе занимают больше места.
О том, когда в России представят первый отечественный электросамолет, читайте в нашем материале.