КапиталДетали

Цены на повседневные товары в России выросли на 14%. Главная причина – ослабление рубля

Девальвация могла увеличить стоимость продуктов и других товаров на 23%, считает эксперт.

Реальные доходы граждан выровнялись в 2018-2019 годах, но с начала 2020 года вновь стали падать.

Цены на главные продукты и товары повседневного спроса в российских магазинах в октябре поднялись на 14% относительно того же периода 2019 года. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на данные исследовательского холдинга «Ромир».

  • Исследователи проанализировали данные о покупках 15 тысяч домохозяйств в 220 городах России с населением от 10 тысяч человек. Всего это около 40 тысяч граждан.
  • Все участники исследования сканировали QR-коды чеков.
  • Затем специалисты «Ромир» отобрали 200 наименований социально значимых товаров.
  • В список продуктовых товаров вошли мясо, рыба, сыр, молоко, колбаса, яйца, сосиски, хлеб, помидоры, сливочное масло, овощи и фрукты. 
  • В список непродуктовых товаров включили одежду, обувь, детские товары, лекарства, бытовую химию, средства личной гигиены.

Результаты исследования

Октябрь 2020 года показал рост цен на 14% относительно аналогичного периода прошлого года. Однако с января 2019 года стоимость товаров поднялась на 18%.

  • Производители и ритейлеры меняли цены практически одновременно.
  • В течение года стоимость товаров менялась скачками, продавцы реагировали с небольшой задержкой на изменения курсов валют и на изменения в налоговом законодательстве. 
  • На стоимость товаров повлияли ослабление рубля и повышение НДС с 18% до 20%.

Позиция Росстата

Статистика «Ромира» замеряет стоимость продуктов, которые покупают граждане. Подход Росстата иной: служба исследует базовый набор товаров, а в нем учитываются не только еда и одежда, но и услуги. Поэтому динамика цен получается разной.

  • По данным Росстата, прирост цен на товары в октябре 2020 года составил 4,5% по сравнению с 2019 годом. 
  • Так, в 1,6 раза выросли цены на гречку, в 1,5 раза - на ртутные термометры, сахар-песок подорожал на 39,8%, а ювелирные изделия – на 26,6%.

При расчете индекса Росстат использует данные как по отечественным, так и по зарубежным товарам. По словам экспертов, потребительская корзина «Ромира» состоит из преимущественно импортных товаров: на них сильнее всего сказалось падение рубля. За 9 месяцев 2020 года девальвация увеличила ценник на 23%, считает замглавы ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова.

Падение доходов и экономия

Реальные доходы россиян (за вычетом обязательных платежей) падали с 2014 по 2017 год. В 2018 году доходы незначительно подросли – на 0,1%. С января по октябрь 2020 года доходы россиян упали на 4,3% в годовом выражении.

Во II квартале 2020 года 64% молодых семей не могли позволить себе других товаров, кроме еды и одежды, фиксировал Росстат. 

  • Осенью 2020 года, из-за роста случаев заболевания COVID-19 и сопутствующих этому ограничений, россияне вернулись к сберегательной модели поведения. 
  • Граждане урезали расходы на одежду и развлечения, но ощутимо повысили траты на еду и лекарства.
  • Ужесточение ограничений во второй половине октября привело к тому, что продажи непродовольственных товаров остались вблизи уровня предыдущего месяца, объем платных услуг, очищенный от сезонного фактора, вырос на 1,9% против сентябрьского роста на 4,6%.
Копировать ссылкуСкопировано