Инаугурационное положение
В последнюю неделю своего президентства Трампу удалось вновь войти в историю. Он стал первым президентом США, которому дважды объявили импичмент. Документ поддержали 232 законодателя, включая 10 членов Республиканской партии. Пока завершен лишь первый шаг процесса — резолюцию приняла нижняя палата Конгресса США и дальше ее ждет рассмотрение в Сенате. Политика обвинили в подстрекательстве к мятежу, а также в том, что он «поставил под серьезную угрозу безопасность Соединенных Штатов и правительственные институты». Это связано с протестами, прошедшими в Вашингтоне 6 января и приведшими к штурму Капитолия сторонниками президента.
В ходе длившихся 7 часов дебатов спикер палаты представителей демократ Нэнси Пелоси назвала Трампа «очевидной и актуальной опасностью». Она также обвинила главу Белого дома во лжи из-за результатов выборов и «сеянии сомнений в демократии» и призвала применить импичмент как «конституционное средство, гарантирующее спасение страны от человека, который был столь решительно настроен разрушить то, что нам дорого». В случае объявления импичмента Трамп не сможет принять участие в президентских выборах 2024 года.
Перед голосованием у Капитолия произошла немногочисленная акция противников президента. Они пытались повесить на ограждение плакаты с именами 121 конгрессмена и 12 сенаторов, которых обвиняют в поддержке Трампа, поскольку те высказались против утверждения итогов выборов. В то же время канал CNN сообщил, что часть конгрессменов от Республиканской партии боятся за жизни своих родных, если поддержат импичмент. По данным издания, некоторые республиканцы «хотят проголосовать за импичмент, но боятся за свою жизнь и опасаются за жизни своих семей». Их можно понять — во время штурма Капитолия среди лозунгов протестующих был «повесить [вице-президента США Майка] Пенса», которого радикальные сторонники Трампа считают «предателем».
Две реальности
Пожалуй, самая яркая иллюстрация того, что происходит сейчас в США, — история 18-летней Хелены Дюк. Девушка ретвитнула видеозапись с толпой протестующих, ворвавшихся в здание Конгресса США во время утверждения результатов президентских выборов 6 января. На видео она идентифицировала свою мать Терезу и дядю с тетей. В сопроводительном комментарии к ретвиту девушка осудила родственников за участие в протрамповских демонстрациях.
Ее пост собрал 70 тыс. ретвитов и тысячи комментариев. В последних — полная поляризация. Одни хвалят Хелену за смелость и принципиальность, другие — называют предательницей. Сама Хелена Дюк объяснила свой поступок неприятием родительского лицемерия: летом они запретили ей ходить на акции движения Black Lives Matter, так как сочли, что его представители призывают к насилию.
Моя мать всю жизнь была демократом, но с приходом Трампа ее личность полностью изменилась. Было страшно наблюдать, как быстро она увлеклась ультраправыми идеями и конспирологией. Все ее мировоззрение теперь вращается вокруг того, что говорит Трамп.
Хелена Дюк
Семейство Дюков пока не комментировало ситуацию в СМИ. Однако, судя по всему, отношения в семье уже не будут прежними. На краудфандинговой платформе девушка собирает деньги на оплату обучения в колледже.
И эта история — вовсе не выбивающийся из ряда вон случай. Всего ФБР получило более 100 тыс. сообщений об участниках штурма Капитолия от рядовых американцев.
Кроме того, данные опроса Квиннипэкского университета показывают, что американское общество крайне полярно относится к текущим событиям. 56% опрошенных считают, что текущие политические противоречия между партиями очень глубоки и практически не предполагают компромисса. 47% респондентов уверены, что штурм здания Капитолия — попытка государственного переворота, за которую несет ответственность Трамп. В корне не согласны с такой точкой зрения 43% участников опроса. При этом только 31% уверен, что у Байдена получится вновь объединить страну. По данным опроса Ipsos, 56% американцев выступают за отстранение Трампа от должности.
Эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) и журналист Алексей Наумов считает, что сейчас американская политика переживает перерождение — она все меньше является соревнованием идей и превращается в соревнование отдельных нарративов, сторонники которых крайне гомогенизированы. В беседе с «Московскими новостями» эксперт отметил, что сейчас принадлежность к партиям определяется не идеологическими воззрениями, а такими характеристиками, как раса или религиозные убеждения.
Подается это так, что белые рабочие религиозные люди противостоят разноцветным нерелигиозным людям.
Алексей Наумов, эксперт РСМД
Наумов уверен, что текущий раскол в американском обществе является именно религиозным, а не политическим: электораты Республиканской и Демократической партий попросту не могут ужиться вместе. В пример он привел голосования в Конгрессе США — с каждым годом парламентарии все реже голосуют за законодательные инициативы соперников, уже не стремясь к компромиссу. Эксперт считает, что подобного не было в американской истории. Даже после Гражданской войны северяне позволили принять на Юге законы, дискриминирующие цветное население, тогда как сегодня каждая из партий стремится получить все.
С ним согласен и политолог-американист Малек Дудаков. Он также подчеркивает, что поляризация общества усугубляется тяжелым экономическим состоянием (кризисом, зияющим неравенством) и продолжающейся культурной войной между представителями либерального и консервативного лагерей.
Сетевые войны
Проблемы ждут Трампа не только со стороны законодателей — против президента выступили и ИТ-гиганты. Аккаунты американского президента заблокированы в Facebook, Twitter, Instagram и YouTube. Причем блокировки коснулись не только самого Трампа, также были удалены аккаунты многих консервативных блогеров и небольших правых медиа. На Shopify больше нет магазинов с протрамповским мерчем, принадлежащих штабу политика. Apple, Google и Amazon заблокировали популярную среди американских ультраправых соцсеть Parler, в которой сторонники Трампа координировали поход на Вашингтон. Также Amazon запретил продажу продукции, связанной с поддерживающей Трампа организацией QAnon из-за роли группировки в штурме Капитолия.
К ИТ-компаниям присоединился и финансовый сектор. PayPal закрыл группу, в которой сторонники Трампа скидывались на поездку в столицу. Signature Bank, в совете директоров которого некогда состояла дочь главы Белого Дома Иванка Трамп, прекратит сотрудничество с президентом. А Deutsche Bank, по данным The New York Times, намерен простить Трампу долг в размере $300 млн, чтобы как можно скорее разорвать все контакты с политиком.
Кроме того, власти Нью-Йорка расторгают три соглашения о сотрудничестве с The Trump Organization, так как считают, что президент США занимался подстрекательством к мятежу. Отмечается, что власти города уведомят организацию о том, что Нью-Йорк начнет процесс отмены своих соглашений на эксплуатацию карусели в Центральном парке, двух популярных катков и поля для гольфа Ferry Point.
Политолог-американист Малек Дудаков считает, что сейчас не стоит разделять интересы бизнеса и интересы партии которой этот бизнес симпатизирует. В беседе с «Московскими новостями» он напомнил, что либеральные политики зачастую уходят в топ-менеджмент ИТ-корпораций, а специалисты из компаний Кремниевой долины — желанные кандидаты для президентских администраций демократов.
Это единая среда, где все друг друга знают и все повязаны. Там нет какого-то прямого давления — в такой системе все решения принимаются неформально и на основе общего консенсуса, чтобы не задеть ничьи интересы из «своих» аппаратчиков.
Малек Дудаков, политолог-американист
Эксперт РСМД Алексей Наумов, напротив, считает, что своими нынешними действиями «большой бизнес» пытается спастись от политики. Он напомнил, что традиционно демократы с большим недоверием и скепсисом относятся к глобальным соцсетям, и, блокируя сторонников Трампа, соцсети пытаются показать будущей демократической администрации, что лишь оставаясь сильными крупными корпорациями они способны противостоять распространению радикальных идей.
Политтехнолог Павел Дубравский в беседе с «Московскими новостями» выразил мнение, что американский бизнес всегда действует с оглядкой на политику. Однако он подчеркнул, что происходящее не является давлением со стороны государства, а продиктовано желанием бизнеса не иметь дополнительных проблем, особенно связанных с антимонопольным законодательством, и соответствовать новой политической повестке, получившей признание в обществе, и в особенности в его интеллектуальном авангарде.
В будущее возьмут не всех
Прошедшие в 2020 году президентские выборы остаются серьезным экзаменом уже не только для американской демократии, но и для политической системы США в целом. Ближайшие недели покажут, сможет ли Байден привести соперничающие партии к консенсусу. Здесь противостоять ему будут не только республиканцы, но и радикальное крыло демократов.
Несмотря на поражение Трампа, сам трампизм никуда не делся. Сторонники покидающего пост главы Белого дома президента готовы к реваншу, а Демократическая партия явно настроена на то, чтобы этого реванша не допустить. Кроме того, демократы заинтересованы и в повышении градуса радикализма со стороны трампистов, чтобы расколоть Республиканскую партию перед грядущими электоральными кампаниями.
Политолог Малек Дудаков уверен, что процесс раскола в американском обществе уже не обратить вспять. Он подчеркнул, что это процесс, идущий уже несколько десятилетий. По мнению эксперта, он продолжится, пока не наступит определенный катарсис (вплоть до социального конфликта или сецессии). С ним согласен и политтехнолог Павел Дубравский. Он напомнил, что американская история знала множество конфликтных периодов, однако ранее они приводили к поиску компромисса и некоему отрезвлению политики.
Сейчас мы все больше наблюдаем тренд к окончательной поляризации двух ценностных систем, не способных ужиться в рамках одной страны.
Павел Дубравский, политттехнолог
Эксперт РСМД Алексей Наумов также считает, что сейчас в США идут процесс радикализации как республиканского, так и демократического электората и процесс его «огораживания» в своих закрытых группах. Несмотря на заявления Джо Байдена о поиске компромисса и примирения, его фигура слишком демонизирована республиканским избирателем, а других крупных политиков, выступающих за консенсус, в США нет.
Несмотря на демографические изменения, с каждым избирательным циклом укрепляющие позиции Демократической партии, она далека от полного доминирования. Если ей не удастся провести свои экономические реформы и удовлетворить чаяния избирателя, то маятник общественной симпатии может вновь качнуться к республиканцам, которые также попытаются закрепить свое доминирование. И в этой борьбе светлого будущего именно для Америки, а не для одной из партий, пока что не видно.