С тех пор как космонавты Юрий Гидзенко, Сергей Крикалев и астронавт Уильям Шеперд впервые взошли на борт МКС 2 ноября 2000 года, станция никогда не оставалась без людей. За 20 лет там побывал 241 человек из 19 стран.
Почти четверть века у жителей Земли есть общий обитаемый форпост на высоте в 400 км над поверхностью планеты.
Физически это довольно обширное пространство. Внутреннее помещение сравнимо с домом из шести спален. В длину станция 109 метров – больше любого самолета-гиганта. А размах «крыльев» из панелей солнечных батарей достигает 73 метров – как у Airbus A380. А в 2010 году у космического дома появилась и комната с панорамным видом на родную планету: модуль Cupola от Европейского космического агентства.
Капсулу с остеклением на 360° придумали, чтобы экипаж мог наблюдать за стыковкой или выходом в открытый космос, однако у нее обнаружился и приятный побочный эффект. Теперь космонавты могут делать фантастические фото, которые с легкостью превращают их в звезд Инстаграма.
От «Мира» к сотрудничеству
МКС стала уникальной с точки зрения масштабов, но сам принцип орбитальной станции не нов. Долгое время это была область, где господствовал СССР. Впервые такую станцию – «Салют-1» – вывели на орбиту еще в 1971 году. Она проработала только полгода, но усовершенствованные аналоги постепенно увеличивали срок службы. А станция «Мир», которую запустили в 1986 году, проработала на орбите 15 лет. Ее затопили в Тихом океане в марте 2001 года – вскоре после заселения МКС.
После развала Союза новую национальную станцию Россия себе позволить не могла. Но и американцы тоже не пошли этим путем. В 1970-х Штаты усиленно инвестировали в программу освоения Луны и строительство многоразовых челноков Space Shuttle. Станция тоже была в планах – как перевалочный пункт для полетов на Марс, но на нее не хватило денег. В 1980-х администрация Рейгана анонсировала проект станции Freedom, но ее так и не построили. А в 1993 году уже при Клинтоне решили трансформировать ее в МКС и подключить российскую сторону.
Как ни странно, у США не было возможностей построить станцию в одиночку. Оказалось, что Freedom будет стоить очень дорого, поэтому в США решили взять курс на сотрудничество с Россией, уже имеющей успешный опыт проектирования и создания орбитальных станций. Зато у США были успехи по запуску Space Shuttle, наш же «Буран», откровенно говоря, запоздал.
Леонид Хазанов, промышленный эксперт
МКС, по словам Хазанова, позволила наладить подлинное международное сотрудничество в космосе и создала задел для освоения Солнечной системы и пространства за ее границей.
«Станция показала все сложности долговременного пребывания в космосе и развила наше понимание долговременного влияния условий невесомости на человеческий организм», – отмечает Антон Иванов, директор космического центра университета «Сколтех».
В бесконечность и далее
За 20 лет МКС стал четко работающим механизмом, поэтому мир привык к рутинным новостям из жизни станции: технические работы, научные исследования, стыковки, отправка новых миссий, возвращение прежних. Были и громкие заголовки: от смешных до трагических. Например, свадьба космонавта Юрия Маленченко на борту; крушение шаттла Columbia, которое унесло жизни 7 астронавтов; изобретение антигравитационной кофемашины; одновременное пребывание на борту сразу 13 членов экипажа (это рекорд); первый в истории выход в открытый космос, совершенный двумя женщинами; клип на песню Дэвида Боуи Space Oddity, снятый астронавтом Крисом Хэдфилдом.
В конце 2020 года вокруг станции появился тревожный информационный фон. В сентябре стало известно об утечке воздуха в российском сегменте «Звезда». А через два месяца прогремело заявление о том, что российские эксперты ожидают «лавинообразный выход из строя многочисленных элементов на борту МКС» после 2025 года. Его сделал Владимир Соловьев, замгендиректора РКК «Энергия», головного предприятия России по пилотируемым космическим полетам. Соловьев рекомендовал «пересмотреть сроки дальнейшего участия в программе» и переключиться на проекты собственных орбитальных станций.
Роскосмос не подтвердил намерение покинуть МКС с 2025 года, однако его глава Дмитрий Рогозин в мае нынешнего года уже рассуждал о планах создания национальной станции. «МКС просуществует, наверно, до 2030 года. Сейчас мы приступаем к созданию новой орбитальной станции, у нас уже есть в резерве два модуля, один уже создан, так называемый узловой модуль, второй – это энергетический модуль, который позволит обеспечить питанием нашу новую станцию. Мы к ней планируем нарастить еще несколько модулей: по сути, после 2030 года Российская Федерация будет страной, которая создаст новую станцию» – сказал Рогозин в эфире YouTube-канала «Соловьев LIVE».
Фактически мы создаем ступеньку для покорения дальнего космоса.
Дмитрий Рогозин,глава Роскосмоса
По его словам, новая станция, в отличие от МКС, сможет дозаправлять корабли и спутники, увеличивая срок их службы и дальность полета. Кроме того, на ней планируется разместить цех для сборки космических аппаратов, которые полетят на Луну, Марс и к астероидам, и штаб по руководству всей орбитальной группировкой.
Россия может построить собственную национальную космическую станцию, вопрос лишь в том, сколько денег на нее надо, и потянет ли их бюджет нашей страны? Мне кажется, было бы правильнее реализовать международный проект в кооперации с Индией и Китаем.
Леонид Хазанов, промышленный эксперт
«Российские планы очень часто меняются, поэтому утверждать, что после МКС Россия построит свою станцию, я бы не стал», – говорит инженер Александр Шаенко, который разрабатывал ракеты-носители «Ангара-А5» и KSLV.
Бизнес космических масштабов
Разговоры, причем все более громкие, о судьбе МКС, ведутся и по другую сторону океана. Станция, содержание которой обходится США в 3-4 миллиарда долларов, финансируется из федерального бюджета. Однако такие расходы чиновникам из Вашингтона кажутся чрезмерными. Во всяком случае, так рассуждали люди из уходящей администрации Дональда Трампа. В феврале 2018 года Белый Дом предложил прекратить финансирование МКС из государственного бюджета, начиная с 2025 года.
Глава НАСА Джим Бринденстайн с этим согласился, заявив в интервью The Washington Post, что «есть люди, которые могут взять на себя коммерческое управление МКС». «Я разговаривал со многими корпорациями, которые заинтересованы в участии в этом проекте в форме консорциума», – сказал Бринденстайн.
Конгресс, правда, предложение по урезанию финансирования не поддержал, но о курсе на частное освоение околоземной орбиты можно говорить как о свершившемся факте.
Согласно программе, уже сейчас НАСА резервирует часть станции для коммерческих клиентов. Частный партнер сможет рассчитывать на инфраструктуру и человеческий ресурс МКС: заказать доставку груза на борт или зарезервировать услуги экипажа.
В долгосрочной перспективе НАСА хочет видеть на околоземной орбите несколько станций, управляемых разными компаниями. На них сможет работать как НАСА, так и другие компании.
Мы хотим конкуренции. Мы хотим иметь больше, чем одну платформу. В ближайшие несколько лет мы будем работать над разработкой коммерческих станций.
Фил МакАлистер, директор по коммерческим космическим программам НАСА
Частные стартапы и научные цели
Несколько проектов уже в стадии разработки. Так, компания Axiom Space к 2024 году пристыкует к МКС собственный коммерческий модуль. А уже в 2021 году она планирует отправить на станцию трех космических туристов. Путешественники полетят в компании профессионального астронавта на корабле Crew Dragon – детище Илона Маска, который в мае 2020 года совершил первый полет к МКС.
Туристы проведут на станции 10 дней. Это будет первая частная поездка на МКС с 2009 года. Последним побывал там за деньги основатель Cirque du Soleil канадец Ги Лалиберте. Всего же на МКС состоялось 8 частных полетов – все они проходили на российских кораблях «Союз».
Неподалеку от Лас Вегаса, в пустыне Невада прямо сейчас строится космическая станция размером 16,88 на 6,7 метра. Это B330 от компании Bigelow Aerospace. Полностью автономная станция вмещает до 6 человек. Ее можно взять на космический корабль в сложенном виде и развернуть прямо в космосе, надув, как воздушный шар. Станцию планируют отправить на орбиту уже в 2021 году. Если запуск будет успешен, в Bigelow Aerospace хотят опробовать нечто большее: станцию Olympus, которая больше B330 в 2,4 раза. «Это будет монструозный космический аппарат по любым современным стандартам», – говорит глава компании Роберт Бигелоу.
А стартап NanoRacks в сотрудничестве с United Launch Alliance и вовсе работает над, казалось бы, фантастической идеей: превратить обломки ракет, выводящие спутники и корабли на орбиту, в небольшие космические станции. Мысль в том, чтобы добавить роботизированный модуль между второй ступенью ракеты и космическим аппаратом. Когда ступень отделяется от полезного груза, робот начинает «редизайн» ракеты, превращая пустой топливный бак в помещение, где впоследствии смогут жить космонавты. Первый тестовый полет NanoRacks планирует провести в марте 2021 года.
Частные станции вполне реальны, однако они вряд ли составят конкуренцию МКС, считает Леонид Хазанов. «МКС предназначена для исследования внеземного пространства, частные станции – для жизни космических туристов. Создавать их – дорогое удовольствие, поэтому окупаться они будут за счет денег богатых людей. Проведение же на них опытов возможно лишь при наличии государственного финансирования. Тогда их проектантам придется доказывать их дешевизну, но в этом пока есть сомнения – МКС все же обкатана за долгие годы и в полной мере может использоваться для науки», - говорит эксперт.
Что будет с МКС
«В какой-то момент мы постепенно свернем работу МКС», – отмечает Фил МакАлистер из НАСА. Точных сроков «конца» МКС никто не называет. Технически она еще жизнеспособна: в НАСА считают, что она сможет работать по крайней мере до 2028 года.
Кроме того, всегда есть риск столкновения с микрометеоритами и космическим мусором, например, с использованными космическими кораблями или отсоединяющимися ступенями ракет. Это очень опасно: такая встреча чревата разгерметизацией, что создает угрозу для жизни экипажа.
«Думаю, что предел технической эксплуатации первых запущенных модулей уже наступил. Вероятно, трещина в модуле «Звезда», который на орбите уже более 20 лет, образовалась из-за усталостного разрушения материала стенок модуля», – говорит Александр Шаенко.
Есть и финансовые причины отказаться от МКС: ее годовое обслуживание составляет половину бюджета НАСА на пилотируемые полеты. Отдав околоземную орбиту в частные руки, НАСА cможет перенаправить деньги на лунную миссию ARTEMIS, в рамках которой планируется к 2024 г. высадить на Луне мужчину и женщину.
МКС – это проект, который зависит не только от технической и финансовой стороны, но и от политики. Возможно, многое в ее будущем прояснится с приходом администрации Байдена. «Приоритеты освоения космического пространства в США определяет президент. Еще не известно имя нового администратора NASA, которого назначит вновь избранный президент, – говорит Антон Иванов. – Думаю, что существование станции невозможно без государственного финансирования, но роль коммерческих компаний, скорее всего, сильно возрастет. В США государственный бюджет на освоение космоса распределяет NASA, и тратится он в коммерческих компаниях, например, Boeing и Lockheed Martin», – отмечает эксперт.