Правила игрыДеталиТехнологии

Европа вкладывает миллиарды в автострады и отказывается развивать железные дороги. К чему это приведет и как модернизируют ж/д отрасль в РФ

Немецкие аналитики подсчитали, что за минувшую четверть века протяженность автомобильных дорог в Европе выросла на 60%, при этом железные дороги стали короче на 6,5%.  

Железнодорожная отрасль в Азии, наоборот, только набирает обороты и открывает транспортные коридоры на тысячи километров. У России в планах — развивать восточные направления и запустить высокоскоростную ж/д магистраль между двумя столицами.

 Что происходит

Европейские правительства отказываются от финансирования железнодорожной отрасли и делают ставку на строительство и развитие автомобильных магистралей. К такому выводу пришли аналитики центров Wuppertal Institute и T3 Transportation. 

  • Согласно их подсчетам, за последние 25 лет протяженность автомобильных дорог в Европе выросла на 60%, при этом железные дороги стали короче на 6,5%. 
  • На развитие автомагистралей власти европейских стран выделили в 1,5 раза больше бюджетных денег, чем на реализацию ж/д проектов. 
  • Больше всего новых автомагистралей появилось в Ирландии, Румынии и Польше.
  • Только шесть европейских государств инвестировали в развитие железных дорог больше, чем автомобильных — это Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Италия и Люксембург. В остальных государствах власти не развивали этот транспорт и приняли решение навсегда закрыть около 13,7 тыс. км региональных пассажирских ж/д линий.

Почему это важно 

По мнению экспертов, опрошенных Guardian, европейские власти своими действиями по сути поощряют увеличение выбросов от автотранспорта. 

Нам нужно, чтобы правительства прекратили закрывать железнодорожные линии и станции и вновь запустили движение по закрытым участкам. Только так мы сможем решить проблему, связанную с выбросами от транспорта, и добиться углеродной нейтральности.

Лорелей Лимузен представитель Greenpeace

Важность сохранения и развития железных дорог отмечают и в Международном энергетическом агентстве (МЭА). По оценкам ведомства, к 2050 году глобальная пассажирская и грузовая активность увеличится более чем вдвое — людям и бизнесу потребуются дополнительные возможности для передвижения, и поезда могут стать одним из самых востребованных и выгодных с точки зрения затрат видов транспорта. 

Также аналитики называют железные дороги важнейшей составляющей экономического роста — они обеспечивают связь между регионами и странами. 

Кроме того, как отмечают эксперты МЭА, ж/д — самый экологичный вид транспорта — с точки зрения выбросов и использования ископаемого топлива, поэтому критически важно его развивать.

Мировая практика 

В странах Северной Америки с конца XX века власти тоже сделали ставку на развитие автомобильной и авиаотрасли, не вкладывали средства в строительство железных дорог. Это привело к тому, что практически все перевозки товаров осуществляются на грузовиках, а доля ж/д транспорта в пассажирских перевозках сократилась в несколько раз. 

В Азии развитие железнодорожной отрасли, наоборот, набирает обороты. К примеру, власти Кыргызстана объявили о начале строительства крупной ж/д магистрали, которая также пройдет через Узбекистан и соединит Китай с Ираном и Турцией. По некоторым оценкам этот маршрут сократит путь в Европу на 900 км и позволит экономить 7–8 дней в пути. 

Фото: The Third Pole

Еще один крупный транспортный коридор планируют построить на территории Казахстана, Монголии и России. Проект стоимостью более 30 млрд рублей предполагает строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино (Тува и Красноярский край) с выходом к российско-монгольской границе и далее через Монголию в Китай. Протяженность маршрута составит более 3 тыс. км. По оценкам экспертов, запуск этого проекта позволит сократить расстояние для перевозки грузов между Россией и Китаем на 1 тыс. км. Завершение строительства намечено на 2030 год.   

Фото: Wikipedia

В России

В России модернизация железнодорожных магистралей входит в число национальных приоритетных проектов. В последние годы особенно активно развивают ж/д инфраструктуру Восточного полигона — построены новый Байкальский тоннель, соединивший Сибирский и Дальневосточный округа, а также мостовой переход через реку Зея в Амурской области, который существенно сократил время доставки грузов по Транссибу к морским портам Дальнего Востока.

Российские эксперты отмечают, что благодаря модернизации Восточного полигона Россия и Китай к 2024 году могут нарастить товарооборот почти вдвое.

Еще один крупный проект — высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом. Она пройдет по территории Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. По ВСМ пассажиры смогут добираться из одной столицы в другую за 2,5 часа. Открытие железнодорожной ветки намечено на 2028 год. По словам президента России Владимира Путина, в будущем маршруты ВСМ можно будет проложить из Москвы до Адлера, а в перспективе создать направления до Казани, Воронежа и на Урал.

Фото: hsrail.ru

Железнодорожная сеть развивается и в Москве: с 2019 года правительства Москвы и Подмосковья, Минтранспорт и РЖД начали масштабную реконструкцию радиальных ж/д линий, связывающих столицу с Московской областью. За 4 года в московском регионе запущено четыре радиальные линии — МЦД-1 от Одинцова до Лобни, МЦД-2 от Нахабина до Подольска, МЦД-3 от Зеленограда до Раменского и МЦД-4 от Апрелевки до Железнодорожного. В планах открытие еще одного диаметра — МЦД-4 — от Пушкина до Домодедова. 

Копировать ссылкуСкопировано