Мир в огнеДеталиЭкология

Франция частично ограничила внутренние авиарейсы ради экологии. Пассажирам рекомендовали ездить на поездах

Запрет коснулся маршрутов, по которым можно проехать на поезде менее чем за 2,5 часа.

Ранее аналогичные меры приняли в Австрии.

Депутаты французской Национальной ассамблеи (нижней палаты парламента) проголосовали за частичную приостановку внутренних авиаперелетов. Об этом сообщает The Guardian. 

  • Ограничение коснется рейсов, которые могут выполняться прямым поездом менее чем за 2,5 часа. Оно не распространяется на стыковочные перелеты до аэропорта Шарль-де-Голль в Париже.
  • Такое решение было принято с целью сократить выбросы углекислого газа и влияние авиации на экологию. Ранее гражданская комиссия по защите климата, созданная президентом Франции Эммануэлем Макроном, рекомендовала отменить все авиарейсы с альтернативой в виде поездки по железной дороге в пределах 4 часов. Однако после дебатов в парламенте ограничение приняли в смягченной форме. 
  • В 2020 году французское правительство предоставило авиакомпании Air France-KLM ссуду в размере €7 млрд в обмен на отмену части внутренних рейсов, а в 2021 году преобразовало €3 млрд из выданной ссуды в гибридный бессрочный долг. В этом же году Франция внесла €1 млрд в уставной капитал авиаперевозчика, увеличив свою долю в компании с 14,3% до 29,9% и став крупнейшим ее акционером.
  • По словам генерального директора Air France-KLM Бенджамина Смита, к концу 2021 года авиакомпания сократит количество маршрутов внутри Франции на 40%.

Французский закон о борьбе с изменением климата 

29 марта Национальная ассамблея начала обсуждение законопроекта, состоящего из 69 статей.

  • Он подразумевает введение новых налогов на грузовые перевозки, более строгие санкции за загрязнение почвы, воздуха и воды, запрет рекламы топлива и другие меры по защите экологии и климата. 
  • Проект закона также основан на предложениях 150 случайно выбранных граждан, вошедших в гражданскую комиссию по защите климата. 
  • Эксперты отмечают, что закон дополнит экологическую политику Макрона, вытесняющую ископаемое топливо из использования и поддерживающую электромобили. По их мнению, она найдет поддержку у избирателей, обеспокоенных изменением климата. 
  • Пока законопроект не находит единодушного отклика среди французов. Если гражданская комиссия и Партия зеленых считают его недостаточным для сокращения выбросов в стране, то бизнес не желает оказаться в невыгодном положении в сравнении с европейскими конкурентами и опасается новых бюрократических препятствий для развития. 

Похожие меры в других странах

  • В 2020 году правительство Австрии ограничило внутренние перелеты авиакомпании Austrian Airlines по маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за 3 часа. Как и в случае с Air France, мера принята в обмен на пакет финансовой помощи от государства. Кроме того, австрийское правительство ввело налог в размере €30 на авиабилеты на рейсы протяженностью менее 217 миль (около 350 км). 
  • В 2019 году депутаты парламента Нидерландов проголосовали за запрет полетов между аэропортом Схипхол в Амстердаме и аэропортом Завентем в Брюсселе, между которыми 93 мили (менее 150 км). Однако инициатива так и не была реализована: в Еврокомиссии запрет восприняли как нарушение Директивы о свободном передвижении. 

Контекст

По данным международного исследования «Элитный статус: глобальное неравенство в полетах», в США, Канаде, Индии и некоторых странах ЕС чаще всего на самолетах летает небольшая доля людей. 

  • Так, во Франции всего 2% жителей страны воспользовались более 50% от общего числа рейсов, а в США на 66% рейсов летали 12% американцев. 
  • Исследователи считают, что именно часто летающие пассажиры должны нести ответственность за выбросы в атмосферу от перелетов. В частности, эксперты предложили ввести для них специальный налог за дополнительные авиаперелеты.

По данным Европейского агентства по окружающей среде, авиация производит порядка 3% выбросов, вредных для климата.

  • К примеру, при перелете Москва – Сочи на Airbus A320 выбросы углекислого газа в атмосферу составляют около 13,6 тонны. Соответственно, при наполненности салона на 100% на каждого пассажира приходится 76 кг CO2.
  • При этом, согласно исследованию Всемирного банка, на авиапассажиров, путешествующих первым классом, приходится примерно втрое больше выбросов CO2 по сравнению с пассажирами эконом-класса, так как кресла в первом классе занимают больше места.
Копировать ссылкуСкопировано