Депутаты французской Национальной ассамблеи (нижней палаты парламента) проголосовали за частичную приостановку внутренних авиаперелетов. Об этом сообщает The Guardian.
- Ограничение коснется рейсов, которые могут выполняться прямым поездом менее чем за 2,5 часа. Оно не распространяется на стыковочные перелеты до аэропорта Шарль-де-Голль в Париже.
- Такое решение было принято с целью сократить выбросы углекислого газа и влияние авиации на экологию. Ранее гражданская комиссия по защите климата, созданная президентом Франции Эммануэлем Макроном, рекомендовала отменить все авиарейсы с альтернативой в виде поездки по железной дороге в пределах 4 часов. Однако после дебатов в парламенте ограничение приняли в смягченной форме.
- В 2020 году французское правительство предоставило авиакомпании Air France-KLM ссуду в размере €7 млрд в обмен на отмену части внутренних рейсов, а в 2021 году преобразовало €3 млрд из выданной ссуды в гибридный бессрочный долг. В этом же году Франция внесла €1 млрд в уставной капитал авиаперевозчика, увеличив свою долю в компании с 14,3% до 29,9% и став крупнейшим ее акционером.
- По словам генерального директора Air France-KLM Бенджамина Смита, к концу 2021 года авиакомпания сократит количество маршрутов внутри Франции на 40%.
Французский закон о борьбе с изменением климата
29 марта Национальная ассамблея начала обсуждение законопроекта, состоящего из 69 статей.
- Он подразумевает введение новых налогов на грузовые перевозки, более строгие санкции за загрязнение почвы, воздуха и воды, запрет рекламы топлива и другие меры по защите экологии и климата.
- Проект закона также основан на предложениях 150 случайно выбранных граждан, вошедших в гражданскую комиссию по защите климата.
- Эксперты отмечают, что закон дополнит экологическую политику Макрона, вытесняющую ископаемое топливо из использования и поддерживающую электромобили. По их мнению, она найдет поддержку у избирателей, обеспокоенных изменением климата.
- Пока законопроект не находит единодушного отклика среди французов. Если гражданская комиссия и Партия зеленых считают его недостаточным для сокращения выбросов в стране, то бизнес не желает оказаться в невыгодном положении в сравнении с европейскими конкурентами и опасается новых бюрократических препятствий для развития.
Похожие меры в других странах
- В 2020 году правительство Австрии ограничило внутренние перелеты авиакомпании Austrian Airlines по маршрутам, которые можно преодолеть на поезде менее чем за 3 часа. Как и в случае с Air France, мера принята в обмен на пакет финансовой помощи от государства. Кроме того, австрийское правительство ввело налог в размере €30 на авиабилеты на рейсы протяженностью менее 217 миль (около 350 км).
- В 2019 году депутаты парламента Нидерландов проголосовали за запрет полетов между аэропортом Схипхол в Амстердаме и аэропортом Завентем в Брюсселе, между которыми 93 мили (менее 150 км). Однако инициатива так и не была реализована: в Еврокомиссии запрет восприняли как нарушение Директивы о свободном передвижении.
Контекст
По данным международного исследования «Элитный статус: глобальное неравенство в полетах», в США, Канаде, Индии и некоторых странах ЕС чаще всего на самолетах летает небольшая доля людей.
- Так, во Франции всего 2% жителей страны воспользовались более 50% от общего числа рейсов, а в США на 66% рейсов летали 12% американцев.
- Исследователи считают, что именно часто летающие пассажиры должны нести ответственность за выбросы в атмосферу от перелетов. В частности, эксперты предложили ввести для них специальный налог за дополнительные авиаперелеты.
По данным Европейского агентства по окружающей среде, авиация производит порядка 3% выбросов, вредных для климата.
- К примеру, при перелете Москва – Сочи на Airbus A320 выбросы углекислого газа в атмосферу составляют около 13,6 тонны. Соответственно, при наполненности салона на 100% на каждого пассажира приходится 76 кг CO2.
- При этом, согласно исследованию Всемирного банка, на авиапассажиров, путешествующих первым классом, приходится примерно втрое больше выбросов CO2 по сравнению с пассажирами эконом-класса, так как кресла в первом классе занимают больше места.