*Внимание: текст содержит описание сцен насилия над людьми!
Все, «достримился»
Они собирают столько зрителей, сколько может не собрать выступление популярной музыкальной группы. Избивают, унижают и «убивают» за деньги в прямом эфире. Конечно, рано или поздно на безумие выходцев из «нижнего интернета» обратили бы внимание те, кто находится намного выше.
Последней каплей показательных издевательств стала смерть Валентины Григорьевой. Она же — «Валентина Гениальная». Та самая розоволосая девушка, которая погибла в квартире известного своими скандальными выходками стримера Станислава Решетникова.

Татуированный, чаще всего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения парень, который в сети называет себя то Reeflay, то Панини, часто показывал зрителям, как оскорбляет и обижает свою верную подругу. Почему верную? Потому что несмотря на постоянные унижения, удары и оплеухи, девушка всегда возвращалась обратно к Решетникову.
Отношения стримера с подругой были в прямом смысле слова «болезненными». Люди платили ему за трансляции, в которых он подвергал Валентину самым разным пыткам. Брызнуть девушке в лицо из перцового баллончика? Легко. «Посадить на бутылку», «сесть на лицо» или накачать алкоголем до беспамятства — любой каприз за ваши донаты (прим ред.— пожертвования). Иногда зрителям становилось жаль девочку, и они просили мучителя остановиться. И снова за деньги.
Но дата 2 декабря 2020 года стала для стримера роковой. Между молодыми людьми, предположительно, случился конфликт. Решетников выгнал девушку на улицу без верхней одежды и долго не пускал обратно, а когда открыл ей дверь, она уже была «полуживая». Этот эфир стал последним в жизни Валентины. Поразило общественность и то, как блогер всячески «воскрешал» мертвую подругу. Кричал, бил по щекам, в какой-то момент стал умолять Валентину проснуться. Все это как в дешевом сериале стример комментировал на камеру, советовался со зрителями. «Нет сердцебиения, она белая вся, я не чувствую пульса», — схватившись за голову, твердил он.

Подоспевшие на место полицейские с бригадой медиков, которых вызвали соседи Решетникова, задали Станиславу всего один вопрос: «Все, «достримился»?!
Эксперты зафиксировали у погибшей множество увечий: закрытую черепно-мозговую травму, кровоподтеки по всему телу, синяки и субдуральную гематому, которая образовалась в результате ударов по лицу. Мыльная опера со смертельным исходом стала той самой точкой невозврата. Полиция задержала интернет-садиста. Теперь ему грозит до 15 лет тюремного заключения по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью». Все обвинения Решетников отрицает.
На канале у Reeflay было около 8 тысяч подписчиков. Сейчас его аккаунт заблокирован. Алкостримы со сценами насилия приносили молодому человеку до 200 тысяч рублей в месяц.
«Чернухи» больше.net
После вопиющего случая и видео с мертвой девушкой, которое посмотрели 20 миллионов человек, треш-стримерами заинтересовались в Совете Федерации. Из-за того, что такие жестокие «включения» стали весьма заметной частью интернет-потребления, глава комиссии СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ Алексей Пушков заявил, что подобные трансляции должны быть наказуемы на законодательном уровне, ведь за последние месяцы в стране случилось сразу несколько смертельных исходов. Последний произошел в конце января: 60-летний Юрий Душечкин, известный как Дед, погиб во время распития трех бутылок водки. Произошла передозировка алкоголем.
Применять ограничительные меры решили к контенту, который содержит элементы насилия, унижения человеческого достоинства, предпосылки для совершения преступления и нанесения ущерба здоровью и жизни человека.
Чтобы пресечь деятельность безумных блогеров, сенаторы предложили штрафовать стримеров на сумму от 300 до 600 тысяч рублей, а также сажать в тюрьму на срок от 3 до 6 лет.
Директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина также заявила о необходимости ввести строгие меры против авторов контента, пропагандирующего насилие. По ее словам, свидетелями деятельности треш-стримеров, чьи материалы находятся в открытом доступе, а также другого деструктивного контента могут стать дети.
Обязательства по возрастной маркировке информационной продукции на прямые эфиры, по сути, не распространяются, потому что это достаточно сложно осуществить технически. Соответственно, возникает вопрос: каким образом будут применяться технические меры со стороны социальных сетей, видеохостинга, и как они смогут в течение 15 минут все это дело заблокировать? Ведь это, к сожалению, не всегда возможно. Мне кажется, к этому диалогу очень важно привлечь сами площадки, чтобы они тоже какие-то варианты решения проблемы предложили.
Екатерина Мизулина
Директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты РФ
Мизулина уверяет: ситуацию может улучшить и новый закон о блокировке запрещенного контента в соцсетях, который вступил в силу 1 февраля. Модераторы соцсетей будут обязаны оперативно реагировать на жалобы пользователей о распространении информации. Если интернет-платформа не будет выполнять предписания, ей грозит крупный штраф. Лига безопасного интернета требует занести в реестр Instagram, Facebook, Twitter, TikTok, «ВКонтакте», YouTube, Telegram, WhatsApp и «Одноклассники».

Ситуацию с «нижним интернетом» нашей редакции прокомментировали и в Роскомнадзоре:
Решение вопроса с треш-стримингом видится только в объединении усилий государства и интернет-сообщества. Вступивший в силу закон о самоконтроле соцсетей позволит сделать эту работу более эффективной. Социально опасный контент должен своевременно выявляться и блокироваться. Теперь эта обязанность закреплена законодательно за соцсетями. Полагаем, что введение наказания в отношении треш-стримеров вплоть до уголовного вкупе с реализацией упомянутого закона позволит искоренить это социально опасное явление.
Роскомнадзор
Выходцы из «нижнего интернета»
Стримы в России, также как и во всем мире, уже давно стали отдельной культурой. И неспроста. Блогеры играют в компьютерные игры в прямом эфире, устраивают кулинарные поединки и распаковывают для аудитории подарки. По сути дела, такие трансляции стали альтернативой телевидению, где в роли ведущих выступают сами блогеры. Но вместе с положительными персонажами, как это обычно бывает, на рынок вышли и те, кого потом назовут выходцами из «нижнего интернета». То есть создатели того самого деструктивного контента, который позже доведет до могилы далеко не одного человека.

Одними из первопроходцев треш-стримов на территории России стали Андрей Щадило и Сергей Новик, которые создали YouTube-канал «Мопс дядя Пес». В 2016 году они популяризировали онлайн-унижения за денежное вознаграждение от зрителей в прямом эфире. За 50 тысяч рублей мужчины могли выстрелить друг в друга из травматического оружия или нанести себе любые увечья на выбор зрителей.
В 2019 году один из основателей канала Сергей Новик умер. Официальная причина — двусторонняя пневмония легких. По версии зрителей канала, Новика добило употребление спиртных напитков, которые оплачивали пользователи интернета.
YouTube далеко не единственная площадка для подобного контента. Многие стримеры предпочитают сервис Twitch. То, что всего несколько лет назад казалось безобидным занятием, с годами превратилось в коммерческий бизнес. Оказалось, что тех, кто готов делиться с окружением своим маленьким миром — много. А тех, кто готов содержать чужой мир — еще больше.
А ты считаешь деньги в моем кошельке?
Работа треш-стримеров строится по принципу: чем больше зла, тем больше денег. Эта категория блогеров работает исключительно за донаты. Ради пожертвований от пользователей они и заводят «рабов», над которыми издеваются. Зарабатывают любители контента ужасов так же, как и рядовые стримеры.
Площадка сама предлагает создателям контента статус партнеров и делит с ними рекламную выручку от брендов. Промо-ролики показывают зрителям, когда они заходят на трансляцию. Авторы зарабатывают на этом где-то 1 – 5$ на тысячу просмотров. Чтобы получить возможность такой монетизации, стримеру нужно выполнить минимальные требования. Например, на Twitch он должен провести не менее 7 стримов за месяц общей длительностью больше 500 минут, иметь минимум 50 подписчиков и не менее 3 уникальных зрителей на трансляции. Также автор получает отчисления за платных подписчиков. На Twitch цена подписки составляет $4,99 – $24,99 в месяц, из этой суммы 50 – 70% получает сам стример.
Анна Гидирим
Руководитель российского подразделения Admitad

По словам директора фестиваля стрим-культуры «Стримфест» Михаила Лисецкого, одна из причин популярности стримов — очень низкий порог входа: каждый может купить веб-камеру и подключить ее к своему компьютеру, было бы желание. Мужчина уверяет: в пандемию стримеров стало еще больше. Для того, чтобы блогеры не забывали, что они своими материалами провоцируют молодежь как на позитивные, так и негативные решения в своей жизни, с ними проводят разъяснительные беседы.
Сама атмосфера этих встреч, ее доброжелательность и контактность помогает стримерам почувствовать ответственность за свой контент, за аудиторию, помогает в самоидентификации.
Михаил Лисецкий
Директор фестиваля стрим-культуры «Стримфест»
История без смысла
Но если с мотивацией тех, кто не думает о морали ради быстрого заработка все понятно, то остается вопрос к тем, кто готов платить за сомнительный контент свои кровные.
По мнению психологов, треш-стримы опасны для людей с нестабильной психикой. Зрители таких эфиров становятся безжалостными к мучениям и уже не чувствуют «боли» тех, кто принимает участие в съемках.
Треш-стрим удовлетворяет одну из наших главных потребностей — осуществлять контроль и власть над другим человеком. Мы стремимся к тому, чтобы полностью владеть ситуацией. Но иногда это приобретает болезненные формы. Треш-стримерами (как, например, абьюзерами и психопатами) в основном становятся люди, которые в детстве были чем-то не удовлетворены и ущемлены. Только глубоко обиженный человек пытается сделать больно другому на широком экране, получая тем самым удовлетворение. Во время треш-стрима происходит дегуманизация и деструкция человека, мы перестаем воспринимать его как живого.
Анна Гусева
Старший преподаватель кафедры психологии университета «Синергия»
Несмотря на то, что в роли палача всегда выступают сами стримеры, СМИ неоднократно задавались вопросом, а не являются ли почитатели маргинальных героев с их изощренными пытками такими же участниками насилия? Ведь зрители сами заказывают определенный контент, а значит, по-хорошему, ответственность за мучения жертв треш-блогеров должны нести поровну. Хотя бы в виде блокировки аккаунта.