Что происходит
- В Норвегии сотни защитников окружающей среды и активистов, которые представляют коренной народ саами (или саамы), перекрыли центральные дороги Осло, требуя сноса двух ветряных электростанций.
- Ветрогенераторы расположены на полуострове Фосен, где традиционно проживают и разводят оленей саами. Пастухи утверждают, что животных отпугивают строительный шум и свист вращающихся лопастей. Кроме того, застройка региона разрушает вековые традиции образа жизни аборигенов.
- Примечательно, что Верховный суд Норвегии еще в 2021 году постановил, что турбины в регионе Фосен нарушают права коренного народа и признал разрешение на их эксплуатацию недействительным. Однако суд не уточнил, что делать с 151 ветрогенератором, поэтому турбины, энергия которых может питать до 100 тыс. домов Норвегии, продолжают работать: несмотря на неоднократные призывы к их демонтажу, власти продолжают бездействовать.
- В ходе очередного протеста саами и экоактивисты установили на улицах Осло несколько
палаток-лавву (или кувакса) и прошлись маршем по дорогам, размахивая саамскими флагами.
Такое ощущение, что правительство действительно стратегически уничтожает культуру разведения северных оленей. И это действительно пугает многих молодых людей, потому что для нас наша культура — это все. Мы действительно ничто без наших земель и наших северных оленей.
Элла Мари Хэтта Исаксен
саамская активистка
- Кроме того, около 12 человек ворвались в один из залов парламента Норвегии и начали распевать там йойк, традиционные саамские песнопения.
Что говорят
- В марте 2023-го после серии протестов с призывами снести ветрогенераторы (в одном из них принимала участие экоактивистка Грета Тунберг) министр нефти и энергетики Терье Осланд от лица правительства Норвегии извинился перед саами. Он назвал строительство ветряных турбин на оленьих пастбищах нарушением прав человека, однако никаких обещаний о демонтаже уже возведенных установок не дал.
Моя цель — найти решения, которые позволят сосуществовать ветровой энергетике в Фосене и оленеводству, и я по-прежнему верю, что с этой задачей мы справимся.
Терье Осланд
министр нефти и энергетики Норвегии
- Владельцы электростанций Roan Vind и Fosen Vind — немецкая компания Stadtwerke Muenchen, норвежские коммунальные предприятия Statkraft и TroenderEnergi, а также швейцарские фирмы Energy Infrastructure Partners и BKW.
Мы верим, что правительство найдет эффективное решение, позволяющее нам продолжать производство возобновляемой энергии, не нарушая при этом права местных коренных народов.
заявление Roan Vind
- В швейцарской BKW считают, что ветряные турбины в регионе Фосен продолжат работу, а саамские оленеводы «получат материальную компенсацию за неудобства». Правда, кто профинансирует компенсацию — неизвестно.
Контекст
- В Норвегии 90% выработки электроэнергии приходится на гидроэлектростанции. В стране также активно строят ветряные электростанции: власти и местные компании считают энергию ветра «ключом к нулевым выбросам и сдерживанию цен на электроэнергию». Ожидается, что этот подход поможет Норвегии достичь климатической цели: к 2030-му сократить выбросы углерода не менее чем на 55% по сравнению с 1990 годом.
- Так, еще весной 2022-го в Норвегии возобновили лицензирование наземных ветроэнергетических установок. В 2019 году этот процесс приостановили из-за протестов местного населения (в частности, рыбаков) против застраивания ранее нетронутой земли.
Фото: Fosen Vind Фото: Fosen Vind Фото: Fosen Vind
- При этом на фоне стремления ЕС отказаться от российских углеводородов норвежские нефтяные компании оперативно возобновили разработку месторождений в Баренцевом море — несмотря на протесты рыбаков и экологов. В этом году правительство намерено выдать лицензии на разведывательные работы на 92 участках, 78 из которых — в Баренцевом море. Bloomberg пишет, что на Норвегию «оказывается постоянное давление» со стороны стран ЕС: от королевства ожидают увеличения поставок топлива.
- В июне 2023-го премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стере заявил, что власти рассчитывают «держать баланс» между «зеленой» экономикой и разработкой полезных ископаемых.
В цифрах
- Смена тактики властей в энергетической сфере помогла Норвегии в 2022 году заработать рекордные $140 млрд на экспорте нефти и газа. Это самый высокий показатель за всю историю страны, говорится в отчете статистического управления королевства. Уровень доходов от продажи углеводородов в 2022 году превысил показатель 2021-го почти в 3 раза: тогда прибыль Норвегии от экспорта нефти и газа составила $48 млрд.
- Норвегия — один из ключевых экспортеров нефти и газа в Европу. В 2022 году страна нарастила добычу газа примерно на 8% и стала основным поставщиком этого топлива в Европу. На королевство приходится около трети всех поставок в ЕС.
- По данным The New York Times, в 2022 году Норвегия заработала на $100 млрд больше планируемого из-за европейского эмбарго на российские энергоносители. При этом старший вице-президент норвежской нефтегазовой компании Equinor Айрик Варнесс заявил, что королевство «не сможет в полной мере заменить Россию на энергетическом рынке в Европе».