Мир в огнеДетали

Китай и Италия «повоюют» за шины: как страны не поделили компанию Pirelli и почему она так важна

Власти Италии опасаются, что местный крупный производитель шин Pirelli, которым с 2015-го владеет китайская группа ChemChina, может перейти под полный контроль КНР.

Правительство ищет возможность отменить сделку, которая была заключена 8 лет назад.

Что происходит

Власти Италии обеспокоены тем, что местный производитель шин Pirelli, которым владеет китайская группа ChemChina, может перейти под полный контроль КНР. 

История вопроса

В 2015-м ChemChina приобрела контрольный пакет акций культового итальянского бизнеса. Многие политики и инвесторы тогда выступили против этой сделки, говоря о том, что технологии компании рискуют попасть в руки Пекина.

Досье

Pirelli — один из крупнейших производителей автомобильных шин в мире. Он располагает 24 фабриками в 13 странах мира, в том числе в Великобритании, Германии и России.

Контекст

Согласно Bonafide Research, мировой рынок шин к 2027 году будет оцениваться в $339,85 млрд.

Что происходит

Власти Италии опасаются, что местный крупный производитель шин Pirelli, которым с 2015-го владеет китайская группа ChemChina, может перейти под полный контроль КНР. Власти ищут возможность отменить сделку, которая была заключена 8 лет назад. Об этом пишет Financial Times.

  • Магнат и бывший владелец Pirelli Марко Тронкетти Провера, который активно поддерживал продажу компании в 2015-м, кардинально изменил свою точку зрения — теперь бизнесмен считает, что «китайцы опасны», и, как следствие, будущее компании также находится под угрозой. В первую очередь это связано с вмешательством правящей Коммунистической партии Китая в дела производителя — ChemChina сейчас входит в государственный холдинг Sinochem.
  • Этот факт стал вызывать недовольство правительства Италии, в частности председателя Совета министров Джорджи Мелони. Власти страны намерены снизить влияние Китая на Pirelli. 
  • Как отмечает Financial Times, одно из возможных решений — расследование условий сделки с ChemChina, что может помочь наложить ограничения на доли компании в Pirelli, его право голоса и право на назначение членов совета директоров.
  • Есть вероятность, что сделку могут признать незаконной, поскольку итальянские власти не проводили никаких проверок, а продаже способствовали миноритарные акционеры и Еврокомиссия.
  • Однако отменить сделку будет сложно, говорят эксперты. 

Отмена существующей сделки 8 лет спустя — это не то же самое, что проведение прозрачной проверки в самом начале. Это может серьезно навредить имиджу итальянского правительства, как только бы об этом написали в китайских СМИ. И за этим может последовать реакция населения, которое может начать отказываться от итальянских брендов.

Питер Лу
партнер и глава международной юридической фирмы McDermott Will & Emery в Китае

Правительство находится в трудном положении. Мы говорим о компании, зарегистрированной на бирже, и это может создать опасный прецедент.

Итальянский чиновник

История вопроса

В 2015 году китайская ChemChina приобрела контрольный пакет акций культового итальянского бизнеса Pirelli. Многие итальянские политики и инвесторы тогда выступили против этой сделки, говоря о том, что технологии компании рискуют попасть в руки Пекина.

  • За прошедшие годы с момента сделки ChemChina вошла в государственный холдинг Sinochem. Кроме того, Жэнь Цзяньсин, с которым Провера заключал сделку, покинул свою должность. Его заменил Фрэнк Нин, однако в 2021 году и он ушел в отставку, а новым председателем правления Sinochem стал Ли Фаньжун, которого назначила КПК.
  • После этого власти Китая стали все активнее участвовать в управлении Pirelli. К примеру, в сентябре 2022 года помощник гендиректора Sinochem направил письмо руководству производителя, в котором посоветовал предварительно информировать Пекин о любой встрече топ-менеджеров компании с иностранными правительственными и дипломатическими чиновниками, включая итальянцев. Кроме того, в письме говорилось о том, что все корпоративные мероприятия и визиты иностранных официальных лиц должны организовываться Пекином.
  • Также Sinochem призвала компании холдинга, включая китайские дочерние компании Pirelli, сосредоточиться на «полной реализации трехлетнего плана действий Си Цзиньпина по скорейшему внедрению современной китайской бизнес-системы в компаниях, контролируемых Sinochem». Кроме того, китайские подразделения Pirelli обязали согласовывать все важные решения по управлению бизнесом с партийными комитетами.
  • На предстоящем собрании акционеров производителя, которое пройдет 31 июля, новым генеральным директором компании должен стать Джорджио Бруно, заместитель Тронкетти Провера.
  • В марте Sinochem заявила о пересмотре условий соглашения акционеров. По новым условиям, она имеет право назначать девять членов совета директоров вместо восьми, а у структуры Тронкетти Провера — только трех вместо нынешних четырех. 
  • Старое соглашение гласило, что действующий генеральный директор имеет право сам выбирать своего преемника. При этом в совет директоров Pirelli Бруно был назначен руководством Sinochem. Кроме того, в будущем его преемника, вероятно, назначит сама китайская компания. 

Досье

  • Pirelli — один из крупнейших производителей автомобильных шин в мире. Он располагает 18 фабриками в 12 странах мира, в том числе в Великобритании, Германии и России.
  • Потребительский рынок (шины для легковых автомобилей, внедорожников, фургонов и мотоциклов) обеспечивает 70% продаж компании, промышленные поставки (продукция ориентирована на спецтранспортные средства — автобусы, грузовые автомобили, экскаваторы и тракторы) — до 30% общего объема продаж.
  • Шины Pirelli широко используются в авто- и мотоспорте. Компания много лет участвовала в чемпионате мира Формулы-1. С 2011 года она стала эксклюзивным поставщиком шин для этого турнира. К сентябрю 2022 года на итальянских шинах стартовали в 361 этапе мирового первенства Ф1. С 2008 года в ряде сезонов чемпионата мира по ралли Pirelli становилась монопольным поставщиком шин. С 2011 компания стала единственным официальным поставщиком шин для ФИА Формула-2 и ФИА Формула-3.
  • Широкую известность также приобрел Календарь Пирелли — ежегодно выпускаемый компанией фотокалендарь. Как правило, съемки проводятся с ведущими мировыми фотографами, в качестве моделей выступают звезды шоу-бизнеса и моды — в числе них были Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Милла Йовович, Кейт Мосс, Дженнифер Лопес, Софи Лорен и многие другие. 

Контекст

  • Согласно оценкам Bonafide Research, мировой рынок шин к 2027 году будет оцениваться в $339,85 млрд.
  • По словам экспертов, спрос на шины растет во всем мире из-за нескольких факторов. Среди них — рост населения, урбанизация и расширение мощностей автомобильной промышленности. Шины пользуются большим спросом, поскольку все больше людей владеют автомобилями и другими транспортными средствами.
  • Кроме того, рост электронной коммерции и онлайн-покупок также способствовал увеличению спроса на шины для грузовых автомобилей. 
  • Тенденция к созданию более экономичных и экологичных транспортных средств также оказала влияние на шинную промышленность. Поскольку производители транспортных средств стремятся повысить экономию топлива и сократить выбросы вредных веществ, они все чаще используют шины, безвредные для окружающей среды. Потребители все чаще готовы переплачивать за такие шины.
  • По последним данным, самый крупный производитель шин в мире — это французский Michelin. За ним следуют Bridgestone (Япония), Continental (Германия), Goodyear (США), Sumitomo (Япония) и Pirelli.