В Канаде остановили работу два крупнейших оператора железных дорог
Крупнейшие канадские железнодорожные операторы Canadian National Railway (CN) и Canadian Pacific Kansas City (CPKC) в ночь с 22 на 23 августа объявили
Это первый случай в истории Канады, когда две главные железнодорожные компании одновременно останавливают работу. На долю CN и CPKC приходится почти 80% всех ж/д путей Канады. По ним ежедневно проходят товары общей стоимостью $740 млн, пригородными поездами пользуются более 30 тыс. жителей Монреаля, Ванкувера и Торонто в сутки.
Reuters отмечает, что Канада — вторая в мире страна по площади — «зависима» от железнодорожного транспорта: остановка движения приведет к замедлению поставок нефтепродуктов, химикатов и автомобилей внутри страны. Более того, экономика Канады тесно связана с США: на долю ж/д транспорта в первом полугодии 2024-го пришлось 14% от общего объема торговли между странами.
К чему приведет локаут в Канаде
По данным
Американские импортеры и экспортеры переходят на автотранспорт для доставки срочных грузов, но эксперты предупреждают: грузовых автомобилей «явно недостаточно» для перевозки товаров, которые обычно поставляются по канадским железным дорогам. Под угрозой — поставки машин, древесины, нефтепродуктов и зерна. CNN пишет, что локаут приведет к сбоям в работе важных отраслей промышленности США, в том числе сельского хозяйства, автомобилестроения и энергетики. Так, ряд автомобильных заводов в США могут временно остановить работу, если не получат двигатели и коробки передач от партнеров из Канады, фермеры столкнутся с нехваткой удобрений, а на очистных сооружениях может закончиться хлор, используемый для очистки воды.
В Union Pacific предупредили, что локаут грозит «разрушительными последствиями для экономики Канады и США». По подсчетам рейтингового агентства Moody’s Corp., остановка движения ж/д транспорта обойдется Канаде в $251 млн в день. Консалтинговое агентство Anderson Economic Group, в свою очередь, оценивает потенциальные экономические потери от трехдневного локаута в $300 млн, от недельного — в $1 млрд.
При этом представитель CPKC Патрик Уолдрон заявил, что локаут в конце августа — оптимальное решение с учетом возможных экономических последствий.
Лучше прекратить работу и принять решение [по контрактам] сейчас, чем допустить, чтобы профсоюз объявил забастовку этой осенью. Мы подходим к осеннему сезону отгрузки. В Канаде собирают новый урожай зерновых — первый за 2 года, на который не повлияла засуха. В порты прибывают рождественские подарки в контейнерах. Если подождать и затронуть забастовками осенний период отгрузки, последствия будут еще хуже.
Патрик Уолдрон
представитель железнодорожного оператора Canadian Pacific Kansas City
Почему профсоюзы и железнодорожники в Канаде не могут договориться
Переговоры между железнодорожными операторами и профсоюзом Teamsters продолжаются, несмотря на локаут. Обе стороны называют «камнем преткновения» рабочий график. CN и CPKC предлагают перейти на почасовую оплату труда вместо оклада, который зависит от количества миль, пройденных сотрудником. В Teamsters выступают против этой инициативы: руководство профсоюза считает, что такая система приведет к повышенным нагрузкам и переутомлению работников.
По словам членов Teamsters, работодатели уже устанавливают «изнурительные графики дежурств» и вынуждают отправляться в длительные командировки по стране из-за нехватки персонала. В CN и CPKC утверждают, что «устранили проблемы с графиком» и сделали несколько предложений Teamsters о повышении зарплаты, которые профсоюз «проигнорировал».
Мы всегда стремились к справедливым соглашениям. К сожалению, обе железнодорожные компании требуют уступок, на которые мы не можем пойти: они разлучают работников с их семьями и ставят безопасность сотрудников под угрозу, заставляя их работать сверхурочно.
Пол Буше
президент профсоюза Teamsters Canada
В каких еще странах бастовали железнодорожники
В 2024 году работники железнодорожных компаний проводили масштабные забастовки в нескольких странах Европы, включая Францию и Германию.
- В Париже сотрудники требовали повышения зарплаты и улучшения условий труда. Из-за забастовки на маршруты не вышла половина скоростных поездов во Франции.
- В Германии железнодорожники провели серию стачек: движение поездов дальнего следования и городских электричек приостанавливали пять раз за 4 месяца с требованием сократить рабочую неделю с 38 до 35 часов и повысить зарплаты.
Властям США железнодорожники угрожали забастовкой в 2022 году: они собирались остановить работу поездов, которые перевозили 30% грузов внутри страны, что стоило бы экономике порядка $2 млрд в день. Но Белый дом принял резолюцию о предотвращении забастовки и стал посредником между профсоюзами и работодателями, которые в итоге достигли соглашения о повышении зарплат и оплате медицинской страховки.
Министр труда Канады Стивен Маккиннон провел серию встреч с представителями Teamsters, CN и CPKC, но заявил, что власти не будут вмешиваться в переговоры, поскольку «спор касается только железнодорожников и профсоюза». Его позицию поддержал и премьер-министр страны Джастин Трюдо.
Мое послание очень простое: в интересах обеих сторон продолжать переговорный процесс и искать пути решения. Миллионы канадцев, рабочих, фермеров, предпринимателей по всей стране рассчитывают на то, что стороны выполнят свою работу и придут к соглашению.
Джастин Трюдо
премьер-министр Канады
Фото обложки: Zuma / TASS