КапиталДетали

Локаут стоимостью $1 млрд: к чему приведет остановка движения на крупнейших железных дорогах в Канаде

В Канаде два крупнейших оператора железных дорог объявили локаут: остановили движение по путям и запретили 9,3 тыс. сотрудников выходить на работу. Это произошло после того, как железнодорожники не смогли договориться с профсоюзом о новых контрактах для сотрудников. По предварительным подсчетам, локаут будет стоить экономике Канады $251 млн в день.

В Канаде остановили работу два крупнейших оператора железных дорог

Крупнейшие канадские железнодорожные операторы Canadian National Railway (CN) и Canadian Pacific Kansas City (CPKC) в ночь с 22 на 23 августа объявили локаут и запретили более 9 тыс. сотрудников выходить на работу. Это произошло на фоне затянувшихся переговоров с крупным профсоюзом Teamsters Canada, который объединяет сотрудников CN и CPKC: работодатели предлагают почасовую оплату труда и повышение зарплат, а Teamsters настаивает на установке нормированного графика. Срок действия предыдущего коллективного договора истек 31 декабря 2023 года, с тех пор стороны пытаются договориться о новых условиях. 

Это первый случай в истории Канады, когда две главные железнодорожные компании одновременно останавливают работу. На долю CN и CPKC приходится почти 80% всех ж/д путей Канады. По ним ежедневно проходят товары общей стоимостью $740 млн, пригородными поездами пользуются более 30 тыс. жителей Монреаля, Ванкувера и Торонто в сутки. 

Reuters отмечает, что Канада — вторая в мире страна по площади — «зависима» от железнодорожного транспорта: остановка движения приведет к замедлению поставок нефтепродуктов, химикатов и автомобилей внутри страны. Более того, экономика Канады тесно связана с США: на долю ж/д транспорта в первом полугодии 2024-го пришлось 14% от общего объема торговли между странами.

Фото: Dyck Darryl / CP / ABACA / TASS

К чему приведет локаут в Канаде

По данным американской железнодорожной компании Union Pacific, из-за остановки движения границу США и Канады ежедневно не будут пересекать 2,5 тыс. вагонов. CN и CPKC еще на прошлой неделе приостановили поставки скоропортящихся и опасных грузов, чтобы обеспечить безопасность путей на время локаута. 

Фото: Dyck Darryl / CP / ABACA / TASS

Американские импортеры и экспортеры переходят на автотранспорт для доставки срочных грузов, но эксперты предупреждают: грузовых автомобилей «явно недостаточно» для перевозки товаров, которые обычно поставляются по канадским железным дорогам. Под угрозой — поставки машин, древесины, нефтепродуктов и зерна. CNN пишет, что локаут приведет к сбоям в работе важных отраслей промышленности США, в том числе сельского хозяйства, автомобилестроения и энергетики. Так, ряд автомобильных заводов в США могут временно остановить работу, если не получат двигатели и коробки передач от партнеров из Канады, фермеры столкнутся с нехваткой удобрений, а на очистных сооружениях может закончиться хлор, используемый для очистки воды. 

Фото: Nathan Denette / AP / TASS

В Union Pacific предупредили, что локаут грозит «разрушительными последствиями для экономики Канады и США». По подсчетам рейтингового агентства Moody’s Corp., остановка движения ж/д транспорта обойдется Канаде в $251 млн в день. Консалтинговое агентство Anderson Economic Group, в свою очередь, оценивает потенциальные экономические потери от трехдневного локаута в $300 млн, от недельного — в $1 млрд. 

При этом представитель CPKC Патрик Уолдрон заявил, что локаут в конце августа — оптимальное решение с учетом возможных экономических последствий.

Лучше прекратить работу и принять решение [по контрактам] сейчас, чем допустить, чтобы профсоюз объявил забастовку этой осенью. Мы подходим к осеннему сезону отгрузки. В Канаде собирают новый урожай зерновых — первый за 2 года, на который не повлияла засуха. В порты прибывают рождественские подарки в контейнерах. Если подождать и затронуть забастовками осенний период отгрузки, последствия будут еще хуже.

Патрик Уолдрон 
представитель железнодорожного оператора Canadian Pacific Kansas City

Почему профсоюзы и железнодорожники в Канаде не могут договориться 

Переговоры между железнодорожными операторами и профсоюзом Teamsters продолжаются, несмотря на локаут. Обе стороны называют «камнем преткновения» рабочий график. CN и CPKC предлагают перейти на почасовую оплату труда вместо оклада, который зависит от количества миль, пройденных сотрудником. В Teamsters выступают против этой инициативы: руководство профсоюза считает, что такая система приведет к повышенным нагрузкам и переутомлению работников. 

Фото: Crystal Schick / Flickr

По словам членов Teamsters, работодатели уже устанавливают «изнурительные графики дежурств» и вынуждают отправляться в длительные командировки по стране из-за нехватки персонала. В CN и CPKC утверждают, что «устранили проблемы с графиком» и сделали несколько предложений Teamsters о повышении зарплаты, которые профсоюз «проигнорировал». 

Мы всегда стремились к справедливым соглашениям. К сожалению, обе железнодорожные компании требуют уступок, на которые мы не можем пойти: они разлучают работников с их семьями и ставят безопасность сотрудников под угрозу, заставляя их работать сверхурочно. 

Пол Буше
президент профсоюза Teamsters Canada

В каких еще странах бастовали железнодорожники


В 2024 году работники железнодорожных компаний проводили масштабные забастовки в нескольких странах Европы, включая Францию и Германию

  • В Париже сотрудники требовали повышения зарплаты и улучшения условий труда. Из-за забастовки на маршруты не вышла половина скоростных поездов во Франции. 
  • В Германии железнодорожники провели серию стачек: движение поездов дальнего следования и городских электричек приостанавливали пять раз за 4 месяца с требованием сократить рабочую неделю с 38 до 35 часов и повысить зарплаты. 

Властям США железнодорожники угрожали забастовкой в 2022 году: они собирались остановить работу поездов, которые перевозили 30% грузов внутри страны, что стоило бы экономике порядка $2 млрд в день. Но Белый дом принял резолюцию о предотвращении забастовки и стал посредником между профсоюзами и работодателями, которые в итоге достигли соглашения о повышении зарплат и оплате медицинской страховки. 

Министр труда Канады Стивен Маккиннон провел серию встреч с представителями Teamsters, CN и CPKC, но заявил, что власти не будут вмешиваться в переговоры, поскольку «спор касается только железнодорожников и профсоюза». Его позицию поддержал и премьер-министр страны Джастин Трюдо. 

Мое послание очень простое: в интересах обеих сторон продолжать переговорный процесс и искать пути решения. Миллионы канадцев, рабочих, фермеров, предпринимателей по всей стране рассчитывают на то, что стороны выполнят свою работу и придут к соглашению.

Джастин Трюдо
премьер-министр Канады

Фото обложки: Zuma / TASS

Копировать ссылкуСкопировано