Минэкономразвития сформировало первые параметры концепции развития электротранспорта в России. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на презентацию ведомства. Ожидается, что благодаря программе поддержки электромобилей их доля в России увеличится с 0,1% до 15% в 2030 году.
Созданная рабочей группой при Минэкономразвития концепция «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах» предполагает, что к 2024 году из федерального бюджета на развитие электротранспорта власти потратят 31,3 млрд рублей. Общий объем программы до 2030 года составляет 418 млрд рублей, из них 153,5 млрд рублей будет выделено из госбюджета и внебюджетных фондов.
Льготы и инфраструктура
- Пилотными городами, в которых внедрят правительственную программу, станут Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Севастополь, Казань и Калининград.
- В этих городах планируют ввести «нулевой транспортный налог и бесплатный паркинг» для электромобилей.
- Программа поддержки электромобилей включает в себя установку 20 тыс. зарядных станций к 2024 году. На это потребуется 37,7 млрд рублей. Государство намерено предоставить половину этой суммы: 40% из федерального бюджета, 10% — из средств регионов. К 2030 году число зарядных станций должно вырасти до 150 тыс.
Протекционизм и роль КамАЗа
- Программу будет выполнять национальный консорциум, который возглавит КамАЗ, об остальных автоконцернах в презентации Минэкономразвития не упоминается.
- Несмотря на то что в России пока нет действующих производителей электромобилей, программа Минэкономразвития предусматривает ограничение импорта. В частности, планируется увеличить утильсбор и ввести требование локализации производства батареи и мотора для электромобилей.
- Главным бенефициаром этих мер станет КамАЗ — единственный в России автопроизводитель, у которого есть образец легкового электромобиля. В декабре 2020 года компания презентовала машину «Кама-1». При этом старт ее серийного производства ожидается не раньше 2023–2024 годов.
Российский рынок электромобилей
По итогам 2020 года доля электрокаров составила 0,1% от общего количества автомобилей в России.
- Согласно плану правительства, в 2022 году доля приобретаемого электротранспорта в России достигнет 1,7% рынка в 1,8 млн автомобилей, а к 2030 году она вырастет до 15% при объеме рынка в 2,5 млн машин.
- Общий парк электрокаров к 2030 году должен достигнуть показателей в 1,5 млн машин. Эксперты предполагают, что такой цели возможно добиться при росте экономики и реальных доходов населения.
По данным аналитического агентства «Автостат», в начале 2021 года рынок электромобилей в России насчитывал 10 836 машин. За 2020 год в стране продали 6 тыс. новых или подержанных электрокаров. Наиболее популярными в России считаются машины японского автопроизводителя Nissan, их доля от общего числа электрокаров составляет 83,48%. На втором месте идет американская Tesla с долей 6,45%, на третьем японская Mitsubishi, ее доля — 3,69%.
Планы автопроизводителей по переходу на электромобили
В январе 2021 года американская корпорация General Motors (GM) заявила о намерении перейти на выпуск автомобилей с нулевыми вредными выбросами к 2035 году. К этому сроку концерн также планирует перевести свое производство на возобновляемые источники энергии, а к 2040-му — стать
В феврале британский автопроизводитель Jaguar Land Rover (JLR) заявил, что к 2025 году под брендом Jaguar будут выпускаться только электромобили. На программу по переходу на электромобили компания планирует тратить каждый год $3,5 млрд.
В том же месяце стало известно о планах компании Audi (Volkswagen Group) отказаться от машин с двигателями внутреннего сгорания и перейти на производство электрокаров в течение ближайших 20 лет.
Шведская компания Volvo в марте сообщила, что к 2030 году планирует продавать только электромобили. К 2025 году 50% от мировых продаж бренда придется на электрокары, остальные 50% — на машины с гибридным двигателем.
В мае о планах по выпуску полностью электрического автомобиля к 2030 году объявила итальянская компания Lamborghini. Автопроизводитель представил программу трансформации на ближайшее десятилетие, согласно которой через 5 лет Lamborghini планирует наладить выпуск гибридов, а к 2030 году ― запустить производство своего первого электромобиля.
Развитие электрического общественного транспорта в Москве
В апреле 2021 года столичный департамент транспорта сообщил, что ежедневно в Москве электробусами пользуются около 5 тыс. пассажиров. Всего с момента запуска в 2018 году они перевезли 85 млн человек.
- На данный момент в Москве курсирует 600 электробусов на 45 маршрутах.
- В 2021 году власти города планируют увеличить автопарк электробусов до 1 тыс. машин.
- Ожидается, что к 2024 году в столице будет до 2,2 тыс. автобусов на электротяге.
- Согласно плану правительства Москвы, к 2030 году весь наземный общественный транспорт в столице будет состоять только из электробусов и трамваев.
Фото обложки: Карпов Сергей / ТАСС