Бесконтактная оплата проезда в московском метро через систему распознавания лиц станет доступной для пассажиров до конца 2021 года. Об этом пишет «Интерфакс» со ссылкой на замначальника метрополитена Андрея Кичигина.
- Система получила название Face Pay.
- Биометрический способ оплаты будет работать как непосредственно на турникетах, так и в кассах — для покупки обычных билетов.
- В ходе тестирования технологии в метро было зафиксировано 2 тыс. успешных проходов через турникеты.
- Поставщиками биометрических данных при этом выступят банки, которые уже используют распознавание по лицу для подтверждения финансовых операций.
Биометрия в России
23 декабря 2020 года Государственная дума приняла в окончательном, третьем чтении закон о расширении сфер использования Единой биометрической системы (ЕБС) для удаленной идентификации при получении финансовых и государственных услуг. Согласно закону, идентифицировать клиентов через ЕБС и ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) могут также подконтрольные ЦБ организации, осуществляющие операции с денежными средствами.
- Закон вступил в силу 1 января 2021 года.
- Он не только увеличил количество сфер применения биометрии, но и уточнил требования к безопасности данных.
- Банки с базовой лицензией теперь смогут в добровольном порядке принимать участие в сборе данных в ЕБС (ранее предполагалось, что функция для них будет обязательной).
- Закон дает возможность собирать биометрические данные через МФЦ.
- ЕБС с января 2020 года получила статус государственной системы.
- В РФ технология удаленной аутентификации дает возможность открывать вклады, счета и получать другие услуги онлайн. Для регистрации в системе клиент должен прийти в банк с паспортом, оформить документы и пройти идентификацию — записать голос и видео. Банк передает данные в ЕБС.
- После регистрации гражданин может дистанционно получать услуги любого банка, ему лишь необходимо пройти процедуру идентификации сайте госуслуг: записать короткое видео (должно быть четко видно лицо) и аудио с последовательностью цифр, которые появятся в интерфейсе сайта при выборе соответствующей вкладки. Алгоритм сравнит эту запись с образцами, которые хранятся в ЕБС.
12 февраля 2021 года появилась информация о том, что в московских аэропортах Домодедово и Шереметьево в ближайшее время планируют ввести контроль пассажиров по биометрии лица.
- Технологию внедрят после того, как будет подписан приказ Министерства транспорта, позволяющий использовать биометрическую идентификацию личности при проведении предполетного досмотра.
- В Домодедово уже установлены автоматизированные турникеты (eGate) в зоне таможенного контроля, галерее вылета международных рейсов и у всех выходов на посадку. В ближайшее время турникеты оснастят видеокамерами для распознавания лиц.
- Также ведутся подготовительные работы по внедрению биометрического контроля для пассажиров в Шереметьево. В пресс-службе аэропорта считают, что для работы системы требуется изменение некоторых нормативно-правовых актов.
Сферы применения биометрии
- Отпечатки пальцев начали применяться для идентификации личности пользователей в бытовых целях в начале 2000-х годов. Одним из первых ноутбуков, имеющих сканер отпечатков, стал Acer TravelMate 739 TLV. Сканирование занимало 12 секунд.
- Концепцию для смартфонов в современном виде реализовала корпорация Apple, встроив в свою технику сканер Touch ID. Этот вариант оказался очень удобным и быстрым, и его переняли другие производители смартфонов.
- В банковской сфере биометрия также нашла свое применение: сюда входят распознавание лица для обращения постоянных клиентов и получения кредита, сканирование отпечатков пальцев для доступа к банковским ячейкам и идентификация голоса и лица для совершения удаленных операций.
- Более сложные механизмы, такие как распознавание сетчатки или радужки глаза, являются наиболее надежными и при этом самыми дорогими. Сканирование сетчатки применяется на режимных, военных и правительственных объектах. Сканеры радужки используют в аэропортах, а также в банках Англии, Германии, США и Японии.
Фото обложки: Сергей Фадеичев/ТАСС