Разрастающийся кризис в Красном море
Политики, экономисты, руководители логистических, судоходных и нефтяных компаний по всему миру обеспокоены перспективой глобального экономического кризиса в условиях эскалации и затягивания военных действий на Ближнем Востоке. В рамках дискуссий на ВЭФ в Давосе спикеры часто призывали обращаться к первопричине кризиса — продолжающейся войне в секторе Газа, которую пока не удается вывести на мирный трек.
Регулярное давление со стороны международных организаций, США и арабских государств на Израиль с целью прекратить масштабные бомбардировки и гибель мирных жителей также пока не приводит к результатам: премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху обещает «продолжить борьбу в полную силу» до «окончательной победы над ХАМАС».
До сих пор фактическая блокада хуситами самого судоходного маршрута в Красном море ограниченно влияла на цены и потребителей, но все большее количество судов арендуется для маршрутов в обход опасной зоны, и проявление эффекта — вопрос времени. Наблюдатели пишут, что йеменские хуситы, отобрав такой огромный кусок мирового судоходства, смогли достичь заявленной цели и начали угрожать экономике Израиля. Так, в порту Эйлата, опорном пункте Израиля на Красном море и ключевом пункте ввоза импортных товаров из Восточной Азии, судоходная активность снизилась на 85%.
В начале 2022 года, после начала российско-украинского конфликта, ЕС увеличил импорт нефти с Ближнего Востока в рамках попыток отказаться от российских энергоносителей, что привело к увеличению зависимости ЕС от нефти, проходящей через Красное море и Суэцкий канал. Также серьезные сбои отмечаются в работе итальянских портов, и именно Италия выступает за создание миссии ЕС по морской безопасности в Красном море к следующей неделе.
В регионе с середины декабря уже действует миссия под руководством США, всю последнюю неделю США и Великобритания атакуют позиции йеменских хуситов, которые продолжают обстреливать торговые суда. Причем Италия, Испания и Франция отличились, не приняв участия в этих ударах и не подписав заявление десяти стран, оправдывающее эти нападения. Не исключено, что новая точка геополитической напряженности грозит увеличением экономического разрыва между Европой и США.
Американские издания отмечают, что президент Джо Байден балансирует между сдерживанием и эскалацией, но текущий расклад не устраивает ни одну сторону конфликта. Помощники президента признают, что в решениях нет никакой логики, удары по хуситам скорее всего не будут иметь эффекта, группировка сохранила три четверти своих средств нападения.
На фоне нарастающей критики в адрес администрации Байдена, когда насилие и агрессия не достигают поставленных целей, американские чиновники решили объяснять военную операцию против хуситов идеологическими, а не экономическими или какими-либо другими причинами. До этого администрация Байдена вернула движение хуситов «Ансар Аллах» в список террористов.
Выборы в Европарламент — новый подъем правых в Европе
Выборы депутатов Европейского парламента намечены на 9 июня, и в медиаполе растет интерес к кандидатам и партиям. Лейтмотив дискуссии — усиление правых сил.
Особенно усиливаются две политические группы: European Conservatives and Reformists (сокр. — ECR; входят польская PiS, «Братья Италии» Джорджии Мелони и Vox) и Identity and Democracy (сокр. — ID; входят «Национальное объединение» Марин Ле Пен и немецкая AfD). По данным портала Euroactiv на середину января, ID может занять третье место в голосовании, а ECR — четвертое, отодвинув либералов-проевропейцев из Renew на пятое.
Риски подстерегают и в Европейском совете. Шарль Мишель объявил о намерении баллотироваться в депутаты, и в случае его избрания пост главы совета окажется вакантным. В отсутствие иных кандидатур его может занять Виктор Орбан как лидер страны, председательствующей в ЕС. Итальянские медиа обеспокоены, что он продолжит вставлять палки в колеса европейской машине, но румынский портал Spot Media успокаивает: во-первых, никто не предоставит Орбану эту площадку, во-вторых, глава Венгрии сам понимает, что занятие этой должности скомпрометирует всю его предыдущую риторику.
В этой связи Италия заслуживает особого внимания — там пост премьер-министра занимает Джорджия Мелони из партии «Братья Италии». Хотя Мелони не проявляет склонности к ультраправым позициям и всячески демонстрирует приверженность евроатлантизму, пресса не устает напоминать, что «Братья» происходят из постфашистской группировки «Итальянское социальное движение» (MSI). В начале января в Риме, перед штаб-квартирой MSI, тысячи их сторонников подняли руки в «салюте» в знак 47-летней годовщины убийства трех боевиков движения. Впрочем, Мелони, как пишет Corriere della Sera, не собирается напрямую участвовать в выборах в Европарламент.
Другая итальянская газета La Stampa прочит популярного экс-премьера Марио Драги в преемники Шарля Мишеля. Однако с этим могут возникнуть сложности: Драги беспартийный, а политическая справедливость требует, чтобы председатель Евросовета был выдвинут от социалистов, так как представители этого лагеря еще ни разу не занимали данный пост.
Так, в Германии разразились протесты против крайне правой «Альтернативы для Германии» (AfD), которая занимает второе место в опросах. Поводом стало участие двух высокопоставленных представителей партии в дискуссии о планах массовой депортации нелегальных мигрантов. В акциях приняли участие даже глава МИД Анналена Бербок и канцлер Олаф Шольц, который призвал демократов противостоять крайне правым «фанатикам».
Руководство AfD пыталось дистанцироваться от дискуссии, но усилия были тщетны — в немецком публичном поле уже звучат предложения запретить партию на основании ее неконституционности. Логика подсказывает, что на этом фоне AfD потеряет часть сторонников, но судить об этом пока рано — популисты известны тем, что даже из хаоса могут извлечь выгоду.
С похожими заявлениями на днях выступил и Эммануэль Макрон. Глава Франции обратился к своим сторонникам с призывом «мобилизоваться» для европейских выборов и подчеркнул важность сохранения единства в борьбе с крайне правыми.
ВЭФ в Давосе: оптимизм западных политиков и скептицизм прессы
На Всемирном экономическом форуме представители более 100 государств обсуждали вопросы современности. Геополитические риски, которые возникают на фоне конфликта в Украине и в секторе Газа, затмили экономический оптимизм в Давосе. Госсекретарь США рассказал, что не помнит ни одного периода в своей карьере, когда бы были более глобальные проблемы, чем сейчас. По наблюдениям журналистов, в центре обсуждения оставался российско-украинский конфликт.
Украина и ее союзники выступают за поражение Москвы, приводя разные аргументы: называют конфликт «битвой нынешнего поколения» и прогнозируют прямой конфликт НАТО и России в случае победы российской армии.
По мнению главы МИД Великобритании Дэвида Кэмерона, ведение боевых действий в Украине выгодно для Запада: потратив 10% оборонного бюджета, США якобы добились уничтожения 50% российской военной техники, которая была у России до февраля 2022 года. Запад публично обещал поддерживать Украину: к примеру, Эстония предложила членам коалиции «Рамштайн» (включает более 50 стран) ежегодно выделять 0,25% своего ВВП, а Франция напомнила, что на кону стоит коллективная безопасность Европы. Европейские чиновники также уверены, что Венгрия смягчит свою позицию по вопросу выделения средств Украине.
Но журналисты не понимают, как Киев, которому на данный момент все же не хватает помощи Запада, добьется своих целей: с одной стороны, Зеленский желает победы над Россией на своих условиях, с другой — ВСУ вряд ли сейчас способны разгромить ВС РФ. О финансовых проблемах Украины свидетельствует встреча Зеленского с крупнейшими представителями мировой экономической сферы (JPMorgan Chase & Co, Blackstone Inc, Bridgewater).
Китайская делегация вовсе отказалась от встречи с Владимиром Зеленским во время форума — это ударило по позициям Украины, которая рассчитывала переманить Китай на свою сторону.
Дискуссия о конфискации российских активов вызвала споры. Минфин Канады сослался на «очень веские» моральные, политические и юридические аргументы для конфискации активов. Кредитно-рейтинговые агентства Moody's и S&P Global заявили, что страны, чьи облигации купила Россия, не будут считаться дефолтными в случае конфискации замороженных российских резервов. Но США напомнили, что подобные действия — не панацея для Украины и юридически сложное мероприятие. Большая доля российских активов заморожена в брюссельском депозитарии Euroclear, однако Бельгия выступает против конфискации, предлагая разработать механизмы для привлечения средств на нужды Киева. К примеру, направлять Украине доходы от российских активов.
Обзор прессы за прошлую неделю читайте здесь.