Культурный код

Планы на выходные

Советские фильмы о космосе, спектакль по прозе Светланы Алексиевич, рисование с Джоном Лури и японская хоррор-манга

Музыка

Алексей Алеев, музыкальный журналист и автор Telegram-канала Silly Love Songs:
Jahari Massamba Unit — Pardon My French (Madlib Invasion, 2020)

https://youtu.be/u56HJsbZ2rw

Название Jahari Massamba Unit ранее фигурировало дважды. Один раз — в 2007 году на компиляции Yesterday’s Universe, а в другой раз — на сборнике High Jazz, вышедшем в титанической серии Madlib Medicine Show. За названием джазовой группировки скрываются Каррим Риггинс и сам Мэдлиб: первый отвечает за перкуссию и ударные, второй — вообще за все прочие звуки на записи.

В таком режиме Мэдлибу всегда удается делать потрясающие вещи. Достаточно вспомнить пластинку Sujinho (которой, к сожалению, нет на стримах), записанную им в 2008 году с Иваном Конти, барабанщиком бразильских фьюжн-легенд Azimuth. Гению лупа Madlib особенным образом удается прочувствовать и настроить гипнотический грув гениальных ударников: в случае с проектом JacksonConti ему удалось собрать из ритмов самбы гипнотический, летучий, легкий, свежий и необыкновенно летний альбом.

В первом полноформатном релизе Jahari Massamba Unit вместе с Каримом Риггинсом он представляет свое видение spiritual jazz — невесомое, парящее, выкатывающееся за пределы мыслимых размеров. Альбом Pardon My French — одновременно джазовая пластинка и бит-тейп, и в то же время ни то, и ни другое. Здесь под плотный шаффл Риггинса, налегая на духовые и клавиши, Madlib отдает дань одновременно и Pharoah Sanders, и Хэрби Хэнкоку, а обращаясь к вибрафону, связывается с духом Макса Роуча времен альбома M’Boom. В этот играющий разными оттенками афро-фьюжн Мэдлиб вплетает гипнотику хип-хопа, а то и дело возникающая поэтическая декламация добавляет всему веса и глубины. Не пластинка, а целое путешествие.

Слушать

Кино 

Анна Сотникова, редактор раздела «Культура» «Московских новостей»:
«Космос на экране: 1912–2021» в кинотеатре «Иллюзион» 

Кадр из фильма «Отроки во Вселенной», 1974, реж. Ричард Викторов
Фото: КиноПоиск

Мощная программа архивного кино о космосе в кинотеатре «Иллюзион» ко Дню космонавтики, сделанная совместно с Госфильмофондом и охватывающая все кинематографические медиумы — игровое кино, документальное, а также анимацию. Покажут малоизвестные фильмы «докосмической эпохи» — экспериментальное кино Владислава Старевича о полете двух генералов на Луну, от которого сохранилось всего несколько сцен, фильмы 1920-х годов про покорение космоса, в которых соединяются борьба с суевериями и утопия межпланетной революции, и недоступный ранее научпоп Павла Клушанцева, всемирно известного автора научной фантастики середины XX века. 

Также — фантастические фильмы об инопланетной угрозе: американскую экранизацию научно-фантастических комиксов о Флэше Гордоне «Марс атакует Землю» 1938 года и детское кино на тему космических полетов «На Луну с пересадкой» 1934 года. 

Также — культовые фильмы Ричарда Викторова: от «Москвы – Кассиопеи» и «Отроков во Вселенной» до «Через тернии к звездам» по сценарию Кира Булычева. 

Также — бесплатные показы экранизации романа Ефремова «Туманность Андромеды», «Таинственная стена» про контакт с инопланетянами в тайге, «Конец вечности» по Айзеку Азимову, «Небо зовет» про покорение Марса и так далее. Завершает программу показ космического хоррора «Спутник» Егора Михайлова, на адаптацию которого выкупил права Голливуд. В общем, покажут много хорошего и интересного.

Билеты и регистрация

Сериалы 

Артем Макарский, журналист и блогер 
«Рисуя с Джоном» (2021)

https://www.youtube.com/watch?v=BEo0Slg5R-Y

Джону Лури 68. Он играл у Джармуша и Скорсезе, был сооснователем великой группы The Lounge Lizards, придумал себе альтер-эго Марвин Понтиак, после болезни Лайма он занялся живописью — и его картина Bear Surprise стала в России мемом «Превед!» Созданное им в начале 1990-х шоу «Рыбалка с Джоном» всячески скрывало тот факт, что он вообще-то знает, как рыбачить, — «Рисуя с Джоном» не скрывает, что Лури прекрасный художник, но, в отличие от главного американского учителя рисования всех времен, Боба Росса, Джон не планирует нас ничему учить.

Вместо этого он рассказывает увлекательные истории из своей жизни, рассуждает на тему того, почему белым людям мешает знание классического ритма, ну и, конечно, рисует на камеру. В конечном счете он все-таки рекомендует каждому начать рисовать — но поначалу кажется, что все это совершенно не заботит. Удивительным образом «Рисуя с Джоном» — это один из самых умиротворяющих сериалов последних лет, и его выход многое говорит о вкусах HBO Max, готовых выпускать даже самые неожиданные шоу.

Смотреть

Игры

Даниил Ротштейн, медиаобозреватель «Московских новостей»: 
Disco Elysium: Final Cut

https://www.youtube.com/watch?v=YV2lp6p_gXw

Лучшая ролевая игра 2019 года, и одна из лучших десятилетия, вернулась с полной английской озвучкой и русским текстом. Вы просыпаетесь в раздолбанном номере отеля с самым диким похмельем в истории — настолько диким, что не помните вообще ничего. В фойе интеллигентный мужчина в очках терпеливо объясняет, что вы полицейский, а он — ваш напарник. На заднем дворе с дерева свисает труп. Вместо расследования вы, кажется, ушли в трехдневный запой, но теперь пора браться за дело. Вокруг вас — город Ревашол, населенный призраками провалившейся коммунистической революции и, возможно, просто призраками.

Disco Elysium — уникальное творение эстонских панков-игроделов, наполовину РПГ, наполовину — роман, застрявший между Стругацкими и Чайной Мьевилем. Вместо боев здесь диалоги, диалоги и еще раз диалоги, но зато какие. Каждый навык — голос в голове вашего незадачливого детектива-алкоголика. Логика занудствует, Внутренняя Империя видит мир в сюрреалистических красках, Трепет слышит голоса города, а Электрохимия предательски убеждает пить, нюхать и глотать все, что можно, и особенно то, что нельзя. Выбирайте, каким полицейским вы хотите быть, и игра подстроится под вас и расскажет вашу историю. И не бойтесь безумия — без него здесь никак.

Доступна на ПК, PlayStation 4, PlayStation 5, Nintendo Switch, Xbox One, Xbox Series X/S

Театр 

Ника Пархомовская, театральный критик: «Чернобыльская молитва» Дмитрия Егорова и «5 mm/h» Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова на «Золотой маске» 

Фото: Никитинский театр

В Москве продолжается фестиваль «Золотая маска», и если бы в эти выходные я не была в Петербурге на другом фестивале, то мне бы — совсем как в том анекдоте — пришлось разорваться: чем ближе объявление лауреатов, тем выше планка и количество интересных спектаклей на единицу времени. И если «Октавию. Трепанацию» Бориса Юхананова еще можно попробовать поймать в московском «Электротеатре» в другое время, то вот на «Чернобыльскую молитву» воронежского Никитинского театра и «5 mm/h» творческой лаборатории «Угол» из Казани я всячески рекомендую сходить именно в эти выходные. Тем более что спектакль Дмитрия Егорова повторят в ЦДР на Соколе дважды, а постановку Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова сыграют в Черной комнате ЦИМа пять раз подряд.

Скажем честно, обе эти истории не для тех, кто ждет от театра веселого и необременительного времяпровождения. Первая — по прозе Светланы Алексиевич — рассказ о последствиях Чернобыльской катастрофы и тех шрамах, которые она оставила не только на экологии или физиологии, но в первую очередь в душах очевидцев и участников. Вторая, документальная и предельно лаконичная (спектакль идет всего 35 минут) — по пьесе Дины Сафиной, так же, как постановщики, номинированной на «Золотую маску» — о раке, болезни и ее принятии. Но в обоих случаях театр не просто поднимает важные и редко обсуждаемые вслух темы, а вскрывает внутренний нерв, позволяет включиться, приобщиться чужой боли, увидеть свет и почувствовать себя живым. С другой стороны, не для этого ли он все еще существует, а мы в него ходим?

Билеты на «Чернобыльскую молитву»
Билеты на «5mm/h»

Литература 

Сергей Коряков, журналист и блогер: 
Дзюндзи Ито «Кайдан» (Екатеринбург: Фабрика комиксов, 2020)

Фото: Издательство «Фабрика комиксов»

Дзюндзи Ито по праву считается одним из главных хоррор-авторов в японской манге (и уж точно самым известным). Его уникальный творческий стиль, основанный на смешении невероятно смешного и нелепого с невероятно жутким и мерзким, мало кого может оставить равнодушным. Нередко его сравнивают с Лавкрафтом, и отчасти сравнения эти весьма оправданны. С недавних пор издательство «Фабрика комиксов» издает «Коллекцию ужасов Дзюндзи Ито», состоящую более чем из десятка томов страшных историй. «Кайдан» один из них и, пожалуй, лучше других подходит для знакомства с автором. 14 коротких, очень разных историй (часть из которых ведет к другим, более крупным произведениям Ито) отлично дают понять, что из себя представляет автор.

Рассказы Ито похожи на сны в душной летней ночи, его рисунок отлично создает контраст между простотой бытовых сцен и иррациональностью кошмаров. Здесь вас ждут и злой мальчик с гвоздями во рту, мечтающий убить всех вокруг силой своих проклятий, и призрачная река, смывающая собой призрачные деревни, и экзотический нектар, удовольствие от приема которого пропорционально смертельной опасности, таящейся над ним, и невероятно мерзкая история о жире, и много чего еще. Юмор, живущий на стыке с телесным ужасом, порой издевательская нелепость рассказанных им историй — вот то, что составляет основу творчества Ито. Сборник «Кайдан» отлично дает понять, по пути вам с этим автором или нет, подготавливает к его более крупным произведениям — например, к «Томиэ», изданной все той же «Фабрикой комиксов» в двух томах. 

Купить

Искусство. Выставки

Сделав шаг в сторону от масштабных выставок весеннего сезона, можно разнообразить свой зрительский маршрут и обратиться к более камерным, но от этого не менее интересным и ярким проектам. Например, работы участницы недавно открывшейся в Музее «Гараж» выставки «Выбирая дистанцию: спекуляции, фейки, прогнозы в эпоху коронацена» Федоры Акимовой можно увидеть на ее небольшом персональном проекте в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре. В созданных за последние несколько лет работах, среди которых живопись, вышивки и видео, художница перебирает фрагменты образов больших понятий Природы и Культуры, а также изучает механику человеческого зрения. Другие участники «Выбирая дистанцию» — Иван Серый, Максим Трулов и Ксюша Ласточка — вместе с сотоварищами по современной нижегородской художественной сцене до 13 апреля захватили пространство Рихтер. Проект проходит в рамках новой инициативы Рихтера и LH Art Consultancy «Рихтер.Регионы», направленной на поддержку молодых авторов и точечные презентации художественных сцен российских городов.

Наконец, в самом Музее «Гараж» сейчас проходит выставка «Настоящее время, несовершенный вид», исследующая насущную тему отмен и «нереализаций» и обращенная к нематериальному образу несостоявшегося: в бережных бумажно-тканевых комнатах-чехлах представлены артефакты и архивные материалы, описывающие истории пяти разных по типологии несложившихся проектов.

Билеты и регистрация на «Код произведения»
Регистрация на «Регионы: Нижний Новгород»
Билеты на «Настоящее время, несовершенный вид»

Концерты 

Артем Абрамов, музыкальный критик, автор Telegram-канала ain’t your pleasure:
КРОТКО

«Мотыга Йети», пятница, 9 апреля, 19:30

Фри-джазовый квартет scd
Фото: ТОПОТ / TOPOT / Facebook

Вечеринка довольно неожиданная и необычная даже для хитрого на выдумки московского импровизационного сообщества. Вопреки названию, обещается быть весьма дико, но симпатично; желающим расширить свое представление о музыке, под которую люди могут веселиться, рекомендуется к посещению в первую очередь. В программе:

  • дуэль фри-джазовых контрабасистов Дмитрия Лапшина и Хассана Мустафина;
  • сольный сет Павла Пахомова (постпанк-проект Marzahn) на электронных ударных;
  • «Калаби-яу»: состязание между саксофоном и кларнетом, то и дело прерываемое забористой электроникой и внезапным вокальным сопровождением;
  • выступление нового, но дерзкого фри-джазового коллектива scd;
  • абстрактно-психоделический хип-хоп от тверича POLY AKOV.

Приходить лучше без опозданий: «Мотыга» — бар уютный, но несколько тесноватый. 

Лефортовский переулок, д. 12/50, стр. 2
Вход свободный

Рестораны 

Саша Сутормина, журналист, автор Telegram-канала «нестабильность»:
КМ20 

Фото: tilda.moscow / Instagram

В череде бесконечных московских открытий меня весной можно встретить в проверенных и любимых местах. Тех, где чувствуешь себя как дома, где на входе нальют воды и расскажут, что нового в винной карте и в меню. Из месяца в месяц это Tilda Food&Bar, «Цирк» и ToTo.

Ну а воскресным днем — если удастся забронировать стол и если замучила тоска по Италии и/или Петербургу — стоит отправиться в ресторан КМ20 в Столешниковом переулке. Народный любимец Антонио Фреза, шеф и совладелец петербургских Jerome и израильского бистро SAVIV, будет готовить карпаччо из свежего артишока с выдержанным пармезаном и ботаргой, ньокки с томатами и бурратой, паккери с болоньезе из осьминога (паста ручной лепки вообще отдельная гордость Jerome) и брускетты с крабом. Сгроппино, шприцы и редкие итальянские вина — что еще нужно для воскресного бранча?

Столешников пер., 2
+7 (495) 987–22–20

+7 (929) 656–88–95
По предварительной брони
Доставка (11:0023:00)

Копировать ссылкуСкопировано