8 ноября в Северной столице завершился XXX Международный кинофестиваль «Послание к человеку» – один из самых масштабных в России по количеству и географии участников. В этом году в конкурсную программу смотра вошли 73 картины – это документальное, игровое, анимационное и экспериментальное кино in Silico, сочетающее в себе компьютерную графику и традиционные съемки.
- Гран-при фестиваля получила немецкая картина «Просто парень» режиссера Шоко Хары. Фильм рассказывает о любви трех женщин к Ричарду Рамиресу, серийному убийце и насильнику, приговоренному к смертной казни.
- Среди документальных короткометражек обладателями наград стали две картины – французский фильм о художниках «Копиисты» режиссера Пола Хайнца и франко-португальский «Невидимый герой» Кристели Алвеш Мейры о поисках слепым мужчиной его друга, пропавшего при загадочных обстоятельствах.
Специально для «Московских новостей» журналист и блогер Артем Макарский рассказал о картинах, которые стоит посмотреть в прокате и на стриминговых сервисах.
«Земля кочевников» // Nomadland
Режиссер: Хлоя Чжао, 2020
(Выйдет в прокат 4 февраля 2021 года)
Предыдущий фильм Хлои Чжао, «Наездник», был снят на стыке документального и художественного кино, то есть был докудрамой – популярный в последнее время жанр заставляет реально существующих людей заново проживать произошедшие с ними события, попутно разбавляя их придуманными ситуациями. «Земля кочевников» – это тоже во многом докудрама, поставленная по книге о новых американских кочевниках, однако здесь актеры все-таки есть: например, Френсис Макдорман, которая изображает простую женщину, отправившуюся в путешествие по США после смерти мужа и расселения своего городка. Чжао успешно рисует портрет современной одноэтажной Америки – хотя на первый взгляд «Земля кочевников» лишена драмы, фильм очень тонко рассказывает о процессе принятия и проживания; и все это на фоне маленьких городков.
«Зимний путь» // Winter Journey
Режиссеры: Андерс Эстергорд, Эржебет Рац, 2019
«Зимний путь» считается одной из последних работ Бруно Ганца в кино – великий швейцарец играет в этом фильме Георга Голдсмита, флейтиста, который после эмиграции в Штаты отказался от музыкальной карьеры, а в 1960-х попытался вернуться в родной город, но, как только въехал в него, сразу же развернулся в другую сторону. За кадром его сын Мартин пытается докопаться до истины – постоянно спрашивает отца, почему он так сделал, что происходило с ним в 1930-е годы, когда к власти пришли нацисты, и постепенно получает от отца ответы на все вопросы. Мартин Голдсмит и его семья реально существовали, он даже написал по мотивам своих расследований и разговоров с отцом две книги. Режиссеры Андрес Эстергор и Эржебет Рац рассказывают его историю при помощи комбинированных съемок. Первый отвечает за эпизоды с Ганцем и моменты, когда актеры изображают сцены из 1930-х, вторая – за тонкий подбор архивной хроники, успешно делающей вид, что она связана с жизнью реальных Голдсмитов.
«Мальмкрог» // Malmkrog
Режиссер: Кристи Пую, 2020
«Мальмкрог» – классика румынской «новой волны» Кристи Пую – это экранизация «Трех разговоров» русского философа Владимира Соловьева. XIX век, по некоторым приметам конец 1990-х – скоро придет новое время. В загородном доме в горах Трансильвании русские интеллигенты и их подруга-француженка обсуждают баталии, религию, мораль и национализм – а точнее, войну, прогресс и конец всемирной истории. Поначалу эта разговорная драма может напугать своим хронометражем (3 часа) и формализмом – первый разговор о войне снят одним планом, с отрешенно-статичной камерой. Однако постепенно обсуждения становятся все более разгоряченными, а близящийся XX век все сильнее напоминает о себе – и вот уже слуга, рассказывая о значении текста «Интернационала», возьмет за кадром власть в свои руки.
«Синяя Роза»
Режиссер Ольга Корсун, 2020
Москвичка Ольга Корсун, задумавшись о саде, который много лет выращивал на даче ее дед, решает изучить цветы – что они значат для людей, символами чего они являются и как отношение к ним меняется от культуры к культуре. В поисках ответов она отправляется в путешествие: среди ее остановок – ботанический сад, мастер-класс по икебане, цветочный аукцион и цветочный рынок, поиск цветов на окраине Москвы, праздник цветов в европейской деревне и детская цветочная терапия. Жанр видеоэссе еще не сильно представлен в российском кино, и «Синяя роза» привлекает своей красотой, свежестью и интонацией. Взгляд Корсун пытлив, но лишен отстранения антрополога – со своими героями она разговаривает на равных, сочетая эти беседы со своей личной историей.
«Заглавными буквами»// Uppercase Print
Режиссер Раду Жуде, 2020
В маленьком румынском городе в начале 1980-х кто-то пишет заглавными буквами обращения к жильцам: о том, что власти скрывают, как на самом деле живет страна, о необходимости профсоюзов, о польском опыте «Солидарности», об очередях и дефиците. Бунтаря быстро находят – на основе допросов в тайной полиции Румынии, Секуритате, собственно, и была создана пьеса, которая легла в основу «Заглавных букв». Жуде перемежает статичные планы свидетелей, обвинителей и обвиняемого по делу с кадрами румынского телевидения тех лет, показывая, насколько реальность не совпадала с тем, что люди видели в эфире. В «Заглавных буквах» видится приговор румынскому прошлому: фильм лишен хеппи-энда – Чаушеску расстреляют где-то за кадром, но его помощники останутся жить.
«Пена» // Froth
Режиссер Илья Поволоцкий, 2019
(Можно посмотреть онлайн на сайте русского павильона Венецианской биеннале)
Героев «Пены» объединяет место действия – Баренцево море: оно их кормит, дает силы, вокруг него выстроена их жизнь. Дебют режиссера Ильи Поволоцкого, как и «Земля кочевников», – это докудрама: все герои играют самих себя, заново проживая происходившие с ними события, или же действуют в выстроенных режиссером ситуациях. «Пена» действительно смотрится как игровое кино – не в последнюю очередь благодаря изображению. Здесь практически не рассказывают о себе и стараются не проговаривать очевидные и понятные вещи – то, чем занимаются герои, открывается зрителю не сразу. Поступки героев никак не оцениваются Поволоцким, он не восхваляет простых рабочих и не осуждает тех, кто идет против закона, позволяя зрителю оценить жизнь северян самостоятельно.
«Вера» // Faith
Режиссер Валентина Педичини, 2019
Фильм об итальянских отшельниках, совмещающих в списке своих интересов кунг-фу, рейвы и христианство. «Вера» показывает своих героев без прикрас: в подготовке к возможному концу света они истязают себя тренировками, а лидер общины показан предельно принципиальным человеком, готовым на многое ради большой цели. До конца остаются не ясными взаимоотношения людей внутри дома, в котором эти люди заперты, не выходя в большой мир, – насколько, например, у них свободные отношения? Откуда они получают деньги? Педичини будто бы обрубает намеки на внутренние интриги, предпочитая сконцентрироваться на глобальных проблемах, которые встают перед этими людьми. В итоге у нее получается минималистичная, местами трогательная работа о доверии и боли.
«Алиса: Волнение»
Режиссер Денис Клеблеев, 2020
(С 8 декабря на Okko)
Денис Клеблеев, один из самых интересных отечественных документалистов, пристально следит за тем, как готовится к главной роли в спектакле Ивана Вырыпаева Алиса Фрейндлих. «Алиса: Волнение» – это хоть и очень приятный, но местами ироничный, а главное, чрезвычайно живой портрет Фрейндлих. Вот Вырыпаев рассказывает Фрейндлих, кто такой Тупак. Вот она рассказывает о разнице между котами и мужчинами. Вот внук зачитывает ей вступление статьи о ней из петербургской «Собаки» – она, смущаясь, просит его прекратить. Это желание найти внутри каждого героя человека кажется авторским методом Клеблеева – отрадно, что это получилось сделать и в случае с большой звездой.
«Дни» // Ri Zi
Режиссер Цай Минлян, 2020
Появляющееся в самом начале предуведомление о том, что «Дни» будут показаны без субтитров, поначалу озадачивает, но в итоге оказывается важным заявлением автора: есть вещи, которые понятны без слов, на каком языке они бы ни были сказаны. «Дни» с легкостью погружают зрителя в расслабленное, медитативное состояние – в первую очередь благодаря длинным планам, во время которых герои готовят, отдыхают, бесцельно идут по городу и пробуют на себе акупунктуру. Планы города и повседневная жизнь двух очень разных мужчин подготавливают зрителя к чувственному и нежному взаимодействию героев, чтобы в конце оставить нас с романтичным и трогательным, но слегка очевидным развитием истории.
«Гунда» // Gunda
Режиссер Виктор Косаковский, 2020
Далеко не случайно исполнительным продюсером фильма значится славящийся не только своими ролями, но и отношением к животным Хоакин Феникс – он явно разделяет с Виктором Косаковским, живым классиком документального кино, простой посыл: принимать в пищу мясо несправедливо по отношению к живым существам. Главное в «Гунде», пожалуй, ее концовка – не показывая человека напрямую, Косаковский лишь заставляет зрителя задуматься, как люди вторгаются в идиллию жизни одомашненных животных. До этого «Гунда» гипнотизирует, вовлекает в себя, ненадолго заставляет забыть о том, что с его героями произойдет в конце – и хотя Косаковский не переходит черту, за которой начались бы назидания и морализаторство, но последние 5 минут фильма нельзя назвать иначе как душераздирающими.