Мир в огнеДеталиЭкология

Полет на отходах от Virgin Atlantic: почему первый в истории «зеленый» авиарейс через океан раскритиковали экологи

Boeing 787 c британскими чиновниками и сотрудниками авиакомпании на борту пересек Атлантический океан без использования традиционного керосина.

Ученые уверены, что компания занимается самопиаром, а не спасением экологии, поскольку у такого проекта нет будущего. 

Что произошло 

Самолет авиакомпании Virgin Atlantic совершил первый в истории трансатлантический перелет на альтернативном, «зеленом» топливе (SAF) — Boeing 787 вылетел из лондонского аэропорта Хитроу и, перелетев Атлантический океан, приземлился в Нью-Йорке. На борту не было коммерческих пассажиров, только британские чиновники и представители топ-менеджмента компании, среди которых — основатель Virgin Atlantic миллиардер Ричард Брэнсон, глава авиакомпании Шай Вейсс, а также министр транспорта Великобритании Марк Харпер. 

Пройдет некоторое время, прежде чем мы сможем получить достаточно биотоплива, чтобы каждый мог летать. Но нужно с чего-то начинать!

Ричард Брэнсон основатель Virgin Atlantic 

Топливо для рейса через Атлантику было произведено из отработанного растительного масла, переработанного животного жира и кукурузного крахмала. Подобный состав уже применяют многие авиакомпании, но до этого им лишь разбавляли традиционное авиатопливо в пропорции до 10%, причем только на коротких рейсах. 

В авиаотрасли рассчитывают, что демонстрационный полет Virgin Atlantic привлечет инвесторов и ускорит развитие производства биотоплива. 

Почему это важно 

Во время авиаперелетов в атмосферу выбрасывается большое количество углекислого газа, и, по прогнозам, этот показатель будет только расти: карбоновый след от авиаперевозок к 2050 году вырастет на 10–25%.

Массовое внедрение биотоплива в авиации может решить проблему загрязнения атмосферы: по оценкам специалистов, использование SAF, производимого из пищевых и сельскохозяйственных отходов, снизит выбросы углекислого газа самолетами на 70% за все время их эксплуатации.

Но при этом 

  • Некоторые СМИ не исключают, что перелет через океан на «зеленом» топливе — очередной пиар-ход от Virgin Atlantic, цель которого — не спасти экологию, а привлечь к себе внимание: авиакомпания, как отмечает WSJ, на протяжении многих лет терпела убытки и в последний раз приносила прибыль в 2016 году.
  • С критикой проекта Virgin Atlantic выступили и ученые с кафедры авиации, и правозащитные группы. Они отмечают, что полностью перевести самолеты на топливо из отработанного растительного масла невозможно из-за отсутствия необходимых объемов. 

Нужно незамедлительно сократить объемы сжигания ископаемого топлива в двигателях, то есть уменьшить число полетов там, где это возможно.

Магдалена Хойвизерпредставитель Группы по защите окружающей среды Stay Grounded
  • К тому же, как отмечают экологи, это топливо не является по-настоящему экологически чистым — оно, хоть и в меньших масштабах, все же выделяет углерод при сгорании. 
  • Кроме того, «зеленое» топливо дороже традиционного керосина в 4 раза. По подсчетам экспертов, если нынешняя стоимость экотоплива SAF не изменится, перелеты подорожают как минимум на 20%. И произойдет это уже в 2027 году— когда в силу вступят новые требования Международной организации гражданской авиации (ICAO).
  • По оценкам ученых, сырья для SAF в целом недостаточно, чтобы перевести на него всю мировую авиацию. Например, в Великобритании для производства достаточного количества биотоплива придется задействовать более половины всех сельскохозяйственных угодий страны. Эксперты полагают, что для реальной декарбонизации авиационной отрасли нужно разрабатывать альтернативные виды углеродно-нейтрального топлива. 

Контекст

  • На сегодняшний день «зеленое» топливо применяется в коммерческих авиаперевозках, но его доля не превышает 0,1% от всего используемого горючего.
  • Ряд европейских авиакомпаний, к примеру British Airways и Air France, намерены повысить долю SAF в авиационном топливе — до 10% к 2030 году и до 65% к 2050-му. Для реализации этих амбициозных планов власти Великобритании в ближайшие несколько лет планируют построить пять заводов по производству SAF. 
  • Переход на биологически чистый вид топлива широко обсуждается и в России. С 2021 года в стране работает ассоциация разработчиков и производителей авиационного топлива с минимальным углеродным следом. Среди ее участников — авиакомпании «Аэрофлот», S7 Group, «Волга-Днепр» и «Уральские авиалинии». Первый рейс с использованием биотоплива на кукурузном крахмале совершила авиакомпания S7. Доля такого горючего составила 10%, остальные 90% — традиционное авиационное топливо. Перейти на биотопливо полностью в компании намерены к концу 2030 года.

Фото обложки: Virgin Atlantic Airways