X5 Retail Group откроет 50 цифровых магазинов «Пятерочка #налету» без кассиров в городах-миллионниках в 2021 году, а также разрабатывает собственную платежную систему.
«Пятерочки» без кассиров
- Первый магазин «Пятерочка» в цифровом формате (работа без персонала, с помощью автоматизированного оборудования) открылся в октябре 2020 года в Новой Москве. Посещаемость этой пилотной точки достигла 230 покупателей в день.
- В 2021 году планируется открыть 50 магазинов. Из них 20–25 будут работать в Москве, остальные – в других городах-миллионниках.
- Вход в цифровой магазин осуществляется через специальное приложение, торговый зал контролируют 32 камеры, которые идентифицируют каждого покупателя, который берет товар с полки. Кассиров заменяют кассы самообслуживания.
- Генеральный директор сети «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) Сергей Гончаров говорит, что в компании фиксируют рост спроса на бесконтактные способы покупки, в том числе на онлайн-заказы. По словам Гончарова, количество онлайн-заказов выросло с 300–400 в феврале примерно до 20 тысяч в ноябре. Из 36 миллионов лояльных покупателей торговой сети 6,5 миллиона активно используют цифровые сервисы «Пятерочки». Влияние коронавируса, погодных условий и развитие технологий сказались на росте внимания клиентов к удаленным, цифровым и бесконтактным сервисам покупки и обслуживания.
Платежная система X5
- Также стало известно о создании компанией X5 собственной платежной системы. Гендиректор «Пятерочки» заявил, что это направление будет одной из главных составляющих стратегии корпорации на ближайшие 3 года.
- Параллельно X5 тестирует оплату товаров и услуг с помощью системы распознавания лиц Selfie2Pay. Также компания внедряет оплату по QR-кодам в Системе быстрых платежей Центробанка РФ.
Цифровые магазины в России и мире
- Корпорация Amazon открыла первый в мире магазин без кассиров и касс самообслуживания в Сиэтле в 2016 году. Покупатели оплачивают покупки через приложение. Место каждого товара на полке оборудовано датчиком, который передает сигнал приложению, когда покупатель кладет товар в корзину. Приложение сразу добавляет позицию в виртуальный чек и пересчитывает сумму покупки.
- В 2017 году в Китае компания Wheelys открыла магазин без кассиров и касс самообслуживания. Продажи и вход в торговую точку осуществляются через мобильное приложение, а контроль в торговом зале – с помощью камер с распознаванием лиц.
- С мая 2020 года «Азбука Вкуса» совместно со Сбербанком и платежной системой Visa тестирует автономную торговую точку в деловом центре «Москва-Сити». Сейчас магазин доступен ограниченному количеству клиентов. После тестового периода его откроют для всех. Для входа в торговую точку необходимо будет отсканировать QR-код в приложении, а сам торговый зал оснащен виртуальным зрением (технология, которая сканирует количество и ассортимент товаров на полках).
Технологии обеспечения безопасности и оплаты товаров
- В 2016 году в Швеции из-за регулярного воровства товаров покупателями впервые закрылся цифровой магазин.
- В сентябре 2017 года американская компания Standard Cognition запустила технологию распознавания товаров, которая автоматически идентифицирует все, что покупатели берут с полок. Фиксация ведется с помощью камер и датчиков. Сигналы поступают в мобильное приложение на телефоне клиента и в автоматизированную систему магазина. Оплатить товары можно в приложении, где суммируется общий чек, или с помощью кассы самообслуживания.
- Китайский стартап BingoBox внедрил в свой цифровой магазин камеры с идентификацией лиц посетителей. Также оплата в магазине проходит с помощью сканирования отпечатка пальца в приложении WeChat Pay или Alipay.
Фото обложки: Артем Геодакян/ТАСС