КапиталДетали

Ресторан в автомате: как в Японии справились с кризисом вендинга

В период пандемии популярность в Токио и других городах азиатской страны завоевали автоматы, где можно купить замороженные сашими и стейки.

В последние 10 лет число подобных машин сокращалось на фоне усиливающейся конкуренции с магазинами шаговой доступности.

Что происходит

В Японии набирают популярность вендинговые автоматы, где можно в любое время суток купить замороженные ресторанные блюда.

Перспективы

Аналитики полагают, что популярность аппаратов продолжит расти, поскольку люди не спешат возвращаться в заведения, несмотря на снятие ограничений.

Контекст

В Японии в торговых автоматах можно приобрести самые разные продукты: от классических снеков до готовых тортов и куриных яиц.

В России

Годовой оборот рынка в России составляет около $0,47 млрд против примерно $60 млрд в Японии.

Что происходит

В Японии набирают популярность вендинговые автоматы, где можно в любое время суток купить замороженные ресторанные блюда, включая сашими, стейки и икру.

  • Компания Sanden Retail Systems Corp., специализирующаяся на производстве холодильного оборудования, выпустила на рынок автоматы с функцией заморозки в 2021 году. К декабрю 2022-го было продано 6 тыс. машин.
  • Многие рестораны обратили внимание на вендинг на фоне пандемии, когда люди стремились сократить социальные контакты и предпочитали больше времени проводить дома.

Для потребителей стало очень привлекательным то, что они могут легко готовить еду ресторанного качества дома.

Томонори Йошида
представитель Sanden Retail Systems Corp.
  • Автоматы решили проблему нехватки работников, с которой многие заведения столкнулись в пандемию.

Перспективы

Новые автоматы смогли остановить десятилетний спад на рынке вендинга в Японии, к которому привела в том числе конкуренция с магазинами шаговой доступности.

  • Возможность купить свежеприготовленную еду, как полагают аналитики, в ближайшее время останется привлекательной, поскольку посетители неохотно возвращаются в бары и рестораны, несмотря на отмену коронавирусных ограничений.
  • По данным Японской ассоциации общественного питания, выручка в заведениях восстановилась только на 60% от допандемического уровня.
  • Согласно прогнозу JMA Research Institute Inc., годовой объем продаж торговых автоматов с морозильной камерой вырастет более чем вдвое и составит 7,8 тыс. единиц к 2027 финансовому году.

Контекст

В последние годы в Японии появились и другие необычные автоматы.

Одна из популярных новинок — автоматы со свежими десертами. Один из вариантов — торты в банках для напитков от Risotteria Gaku. Автоматы можно найти в Саппоро, Осаке и Токио. Кроме того, машины поставляются в Сингапур.

  • Кондитерская в городе Мацуэ установила вендинговый автомат, чтобы реализовать нераспроданные торты. Его особенность в том, что десерты упакованы в коробки, и покупатель никогда не знает, какой именно ему достанется. Низкие цены и необычная концепция оказались привлекательными для покупателей, а кондитерская сократила потерю продуктов.
  • Еще один необычный автомат был установлен в Сибуе в канун Рождества в 2021 году. Там можно купить небольшие подарки: все те же торты в банках, часы в подарочной упаковке и даже свежие цветы в специальных пакетах, оберегающих их от поломки. Также в Японии можно найти и другие специализированные автоматы для продажи цветов.
  • Через торговые автоматы реализуют также куриные яйца, которые часто используются в японской кухне.
  • Также в Японии запускают сеть автоматов по продаже блюд с китовым мясом, чтобы популяризировать это блюдо, считающееся частью национальной культуры. Китобойная компания Kyodo Senpaku намерена открыть 100 автоматов в течение ближайших 5 лет. Япония — одна из немногих стран, где разрешен китобойный промысел. В июле 2019 года страна покинула Международную китобойную комиссию и возобновила коммерческую добычу китов.

В России

По подсчетам аналитической компании Nielsen, в 2021 году в России на каждые 500 человек приходился один вендинг-автомат, годовой оборот рынка составлял $0,47 млрд. Для сравнения: в Японии оборот продаж составляет $60 млрд.

  • В 2010 году на всю Россию приходилось только 22 тыс. вендинговых автоматов, в 2018-м их количество превысило 217 тыс. В период пандемии в России, как и в других странах, их популярность выросла, это касается в том числе автоматов, установленных в жилых домах.
  • Самые популярные товары, которые сейчас реализуются через автоматы, — по-прежнему снеки, напитки и товары в дорогу.
Копировать ссылкуСкопировано