КапиталДетали

Российские производители и продавцы продовольствия увеличили доходы в 2020 году. Как цены на продукты изменились за пандемию

Прибыль агросектора выросла на 20%, а ритейла — почти на 50%.

Больше всего в прошлый год обогатились производители растительного масла и сахара.

Согласно исследованию Российского экономического университета (РЭУ) им. Плеханова, прошедший год не был кризисным для производителей агрорынка и ритейлеров продовольствия, которые увеличили свою прибыль за время пандемии. По оценкам экспертов, во время потребительского ажиотажа весной – летом 2020 года  сельхозкомпании не просто не остались в убытке, но и дополнительно заработали не менее 11 млрд рублей. Об этом пишет «Коммерсант».  

  • Специалисты проанализировали открытую отчетность крупнейших компаний агро- и пищепрома в России, а также продуктового ритейла за 2020 год. 
  • Исследование показало, что по сравнению с 2019 годом доходы от реализации продукции в агропереработке выросли на 11%, а прибыль от продаж — на 20%. При этом наиболее успешные производители увеличили продажи на 32% (с 451 млрд до 596 млрд рублей), а прибыль с них — на 69%. 
  • Доцент кафедры экономической статистики РЭУ Ольга Лебединская отметила, что в 2020 году рентабельность активов (объем прибыли (до налогообложения), которую фирме приносит каждый вложенный в нее рубль) некоторых отечественных производителей продуктов питания оказалась почти в 2 раза выше средней в российской промышленности. Средняя рентабельность их продаж (доля чистой прибыли от каждого рубля с продаж)  при этом выросла на 1,5%
  • Роста рентабельности достигли в прошлом году и в продуктовом ритейле. Она составила 4,9% (на 1,4 процентного пункта больше, чем в 2019 году). Доходы от торговли продуктами питания в целом увеличились на 41%, прибыль от продаж повысилась почти в полтора раза. 

Как росли доходы и прибыли в отдельных секторах

Особенно показательны финансовые успехи производителей растительного масла и сахара — категорий товаров, рост цен на которые стал объектом пристального внимания правительства. В их отношении эксперты РЭУ используют термин «сверхмаржинальность». Ранее правительство уже ввело госрегулирование ценообразования в этих секторах. В декабре Минпромторг и Минсельхоз, а также поставщики и торговые сети подписали соглашение, обязывающее снизить оптовые цены на подсолнечное масло до 95 рублей за 1 литр и на сахар-песок до 36 рублей за 1 кг.

Впоследствии премьер-министр России Михаил Мишустин, выступая с отчетом о работе правительства в Госдуме, назвал «жадность» отдельных игроков рынка одной из причин роста цен на продукты.

  • В РЭУ отметили, что в 2020 году рентабельность продаж 124 российских производителей сахара поднялась с отрицательной отметки в -30,2% до уровня в 15%. Их выручка при этом увеличилась на 8%, а чистая прибыль выросла на 111,6%.  
  • В сегменте растительного масла зафиксирован еще больший рост. Выручка 24 производителей выросла на 29%, чистая прибыль — на рекордные 196%. 
  • В случае обоих секторов увеличился и экспорт продукции. В 2020 году продажи сахара за границу выросли на 76,1%, растительного масла — на 18%. 

Как и на что выросли цены после года пандемии

По данным Минсельхоза, к январю 2021 года у российских производителей больше всего подорожали огурцы (до 107,3 рубля за кг, +9,7% к декабрьскому ценнику), картофель (до 16,5 рубля за кг, +8,4%) и макароны (до 42,5 рубля, +6,6%). Цены на мясо птицы, свинину и баранину увеличились максимум на 1,7%. В Банке России отметили, что подорожание продовольствия связано с падением курса рубля и пандемийными ограничениями. 

В январе Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) сообщила, что мировой индекс продовольственных цен вырос до самого высокого уровня с 2014 года. 

Копировать ссылкуСкопировано