КапиталДетали

Самолет «Байкал»

И другие тренды регионального бизнеса: в Белгородской области появится крупнейший в России завод по производству кормовых ферментов, в Липецкой области компания «Сингента» выведет на полную мощность завод гербицидов , в Хабаровском крае началось строительство предприятия по выпуску самолетов «Байкал».

В Белгородской области появится крупнейший в России завод по производству кормовых ферментов

Компания «Эфко» и правительство Белгородской области заключили соглашение о реализации проекта по строительству завода по производству кормовых ферментов в поселке Белая Вежа Красногвардейского района.

 Факты

  • Компания перерабатывает до 3,5 млн тонн масличных культур в год, в том числе по 900 тыс. тонн подсолнечника и сои и 300 тыс. тонн рапса.
  • Кормовые ферменты — это белки, которые способны окислять различные химические реакции в пищеварительной системе животных. Они помогают при разложении сложных молекул пищи на более простые, которые усваиваются организмом.
  • В России зарегистрировано 46 наименований кормовых ферментов российских производителей. 
  • Всего в РФ кормовые ферменты выпускают восемь производителей: «Агрофермент» (производственные мощности — 1 тыс. тонн в год), «Сиббиофарм» (250 тонн) «Восток», липецкий завод Kemin Industries, «Апекс плюс», «Агросистема», «Оллтек» и «Русские кормовые добавки».

Перспективы

  • Данный проект предусматривает полный цикл работ — от создания микроорганизмов суперпродуцентов (промышленные штаммы микроорганизмов) кормовых ферментов до выпуска различных ферментных препаратов.
  • Инвестиции достигнут 9,4 млрд рублей. Будет создано не менее 70 новых рабочих мест.
  • К 2027 году производительность комплекса составит 2,4 тыс. тонн ферментных препаратов ежегодно, что сделает его безусловным лидером в стране.
  • По итогам реализации строительства комплекса доля отечественных кормовых ферментов на рынке будет увеличена до 61%.
  • В 2021 году общее потребление кормовых ферментов в РФ составляло 5,3 тыс. тонн (доля импорта — 85%). К 2027 году «Эфко» планирует рост общего потребления до 5,6 тыс. тонн, а доля импорта упадет до 39%. В частности, будет замещен преобладающий ныне импорт из стран Евросоюза.

Риски

  • Компанию «Эфко» не раз уличали в использовании пальмового масла, соевого белка и других заменителей в своей продукции, что может сказаться на доверии покупателей кормовых ферментов.
  • Постоянные обстрелы Белгородской области могут помешать строительству.
  • В процессе промышленного производства микроорганизмов суперпродуцентов кормовых ферментов вырабатываются пищевые и пылевые отходы, которые могут повредить природе.

Компания «Сингента» планирует вывести завод гербицидов в Липецкой области на полную мощность в 2024 году

Проект запущен в особой экономической зоне «Липецк», объем инвестиций составил 2,3 млрд рублей.

 Факты

  • Syngenta — подразделение китайской химической государственной компании Sinochem Holdings, которая занимается семеноводством и производством средств защиты растений. Syngenta была образована в Швейцарии и имеет там штаб-квартиру, китайской госкорпорацией она была куплена в 2017 году.
  • ООО «Сингента» представляет иностранную компанию в России.
  • В 2019 году компания начала строительство собственного завода по производству гербицидов на территории Елецкой площадки особой экономической зоны (ОЭЗ) «Липецк». В 2019 году в Елецком районе было зарегистрировано ООО «Сингента Продакшн».
  • Летом 2023 года компания получила лицензию на эксплуатацию и запустила производство, а к концу года смогла выйти на 70% мощностей. В первом квартале 2024 года компания планирует запустить вторую и третью производственные смены и вывести завод на полную мощность.

Перспективы

  • Объем инвестиций в проект составил 2,3 млрд рублей.
  • На заводе будут производить гербициды — наиболее распространенный вид пестицидов, направленный на борьбу с сорняками. Предполагаемые производственные мощности — 5 млн литров в год.
  • Потребление пестицидов в России в 2022 году составило около 230 тыс. тонн, из них порядка 176 тыс. тонн было произведено в России (в том числе иностранными компаниями), 71 тыс. тонн — импортировано, около 17 тыс. тонн — экспортировано.
  • В 2023 году обсуждалась возможность введения правительством временной квоты на импорт пестицидов из стран, не входящих в ЕАЭС, однако пока она не была введена. В случае введения квоты возможно формирование повышенного спроса на пестициды, произведенные в России.
  • Лидерами по производству пестицидов на российском рынке сейчас являются компании «Август» (31,4 тыс. тонн в год), «Щелково Агрохим» (30,6 тыс. тонн) и «Агро Эксперт Групп» (19,2 тыс. тонн). Территориально почти все производство сосредоточено в Южном, Центральном и Приволжском федеральных округах. Завод «Сингента» не относится к числу самых крупных, но намерен занять заметную нишу в производстве гербицидов.

Риски

  • За последние полгода российская «Сингента» значительно повысила цены на свою продукцию — на 12% с 1 сентября 2023 года и еще на 10% с 1 января 2024 года. Сама компания объясняет это тем, что на фоне ослабления курса рубля по отношению к доллару российский бизнес значительно обесценился для материнской компании и его дальнейшее ведение связано с финансовыми рисками.
  • С 1 сентября 2023 года вступило в силу постановление правительства, устанавливающее правила локализации семян, которое накладывает определенные ограничения на деятельность иностранных семеноводческих компаний в России и вызывает дополнительные риски для дальнейшей деятельности «Сингенты».
  • В ОЭЗ «Липецк» располагается конкурирующий завод по выпуску пестицидов — «Шанс Энтерпрайз» — который был запущен в 2020 году. В 2022-м на заводе было произведено порядка 6,6 тыс. тонн пестицидов, хотя его заявленные мощности составляют 50 тыс. тонн. 

В Хабаровском крае началось строительство производственного комплекса по выпуску самолетов ЛМС-901 «Байкал»

В городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края началось строительство производственного комплекса для выпуска легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал».

характеристики самолета ЛМС-901 «Байкал»

ЛМС-901 «Байкал» разработан на смену знаменитой советской модели Ан-2 («кукурузник»). «Байкал» имеет длину 12,2 метра, высоту — 3,7 метра и размах крыла — 16,5 метра. Его максимальная взлетная масса равняется 4,8 тонны, а скорость — 300 км в час. Дальность полета — до 3 тыс. км. Самолет вмещает до девяти пассажиров и может перевозить до двух тонн нагрузки.

Факты

  • Инвестор проекта — компания «Спецавиатехника», учредителем которой является АО «УЗГА» — Уральский завод гражданской авиации, расположенный в Екатеринбурге. 
  • Комсомольск-на-Амуре является одним из ведущих российских центров гражданского и военного авиастроения.
  • «Спецавиатехника» является резидентом ТОР «Хабаровск», в рамках которой будет реализован проект строительства производственного комплекса для выпуска нового легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал».
  • В ТОР «Хабаровск» зарегистрированы 102 резидента. Благодаря их работе в Хабаровский край вложено 178,4 млрд рублей и создано более 6,6 тыс. рабочих мест.
  • Запустить серийное производство ЛМС-901 «Байкал» поручил президент РФ Владимир Путин. В 2022 году Минпромторг России принял решение разместить производство этих самолетов в Хабаровском крае. Губернатор региона Михаил Дегтярев презентовал данный проект Путину во время одной из их рабочих встреч.

Перспективы

  • Полный объем строительно-монтажных работ по возведению производственного корпуса для сборки самолетов ЛМС-901 «Байкал» планируется закончить в июне 2025 года.
  • Для реализации проекта выбрана площадка, которая прилегает к аэродромной инфраструктуре и территории Комсомольского-на-Амуре авиастроительного предприятия имени Ю.А. Гагарина, а также производственного центра филиала ПАО «Яковлев».
  • По планам, предприятие будет выпускать 20 самолетов ежегодно.
  • На данный момент на ЛМС «Байкал» установлен чешский двигатель General Electric H80-200, однако в дальнейшем его заменят на отечественный ВК-800С, который пока готовится к испытаниям у его производителя — завода имени В.Я. Климова в Санкт-Петербурге.
  • Эксплуатировать ЛМС-901 «Байкал» планируют дальневосточные авиакомпании «Аврора» (единая дальневосточная авиакомпания), «Аэросервис» (региональный перевозчик в Забайкальском крае), «Витязь-Аэро» (региональный перевозчик Камчатского края). «Аврора» уже подтвердила потребность в 105 данных самолетах.
  • ЛМС-901 «Байкал» будет использован для перевозок как грузов, так и пассажиров, для патрулирования леса, различных спасательных, сельскохозяйственных работ, а также нужд санитарной авиации.
  • Общий объем инвестиций в проект — более 2 млрд рублей. Его реализация позволит создать в регионе более 100 рабочих мест.


Риски

  • Данную модель самолета придумали еще в 1990-е годы под названием Т-101 «Грач». С тех пор производство легкого многоцелевого самолета в России пытаются наладить более 20 лет.
  • Отечественный двигатель для «Байкала» начнут испытывать только в первом квартале 2024 года, тем самым подвергая риску своевременный запуск производства самолета в случае неудачи или затягивания испытаний.
  • Ведение строительных работ в зимний период вызывает вопросы у местных жителей, которые утверждают, что на данный момент грунт промерз на полтора метра, кроме того, кажется нелогичной заливка бетона при температуре минус 30 градусов.