Протесты и чрезвычайное положение в Кении
В Кении ввели чрезвычайное положение на фоне массовых протестов против повышения налогов. Президент страны Уильям Руто распорядился направить военных на подавление беспорядков, которые назвал «угрозой для безопасности нации и атакой на конституционный строй».
Мы рассматриваем любую угрозу национальной безопасности как угрозу существованию нашей республики. Это немыслимо, чтобы преступники, притворяющиеся мирными демонстрантами, могли наводить ужас на людей. Я заверяю кенийцев, что мы дадим оперативный ответ на предательские действия. Я готов вступить в диалог с протестующими, но он должен быть основан на конституционных ценностях.
Уильям Руто
президент Кении
25 июня тысячи протестующих в очередной раз вышли на улицы крупных городов Кении — Момбасы, Накуру, Элдорета и Найроби. На фоне протестов служба мониторинга NetBlocks зафиксировала крупный сбой в работе интернета, причем не только в Кении, но и в соседних Уганде и Бурунди.
В Найроби акция переросла в массовые беспорядки: демонстранты скандировали «Руто должен уйти» и «Все возможно без Руто» и поджигали административные здания.
Через оцепление и баррикады протестующие прорвались в здание парламента, где проходило голосование по закону о повышении налогов. Кенийские телеканалы в прямом эфире показали пожар на территории парламентского комплекса. Депутатов, которые находились в здании во время штурма, эвакуировали по подземным тоннелям.
Для разгона протестующих полиция и военные применили водометы и слезоточивый газ, а после штурма парламента открыли огонь по демонстрантам. По данным Reuters, погибли 8 человек, местные СМИ сообщают о 13 жертвах. В Национальную больницу Найроби поступили 160 человек с травмами. Среди пострадавших от слезоточивого газа — Аума Обама, сводная сестра экс-президента США Барака Обамы. Она возглавляет фонд Sauti Kuu Foundation, который оказывает помощь малообеспеченным жителям Кении.
Оппозиция призвала власти Кении отозвать вызвавший протесты законопроект. Раила Одинга — бывший премьер-министр страны и лидер оппозиционной коалиции «Азимио ла умоджа» («Стремление к единству») — обвинил правительство в убийстве протестующих.
Кения не может позволить себе убивать своих детей только потому, что они просят еды и работы. Они хотят быть услышанными. Поэтому полиция должна немедленно прекратить стрелять в невинных, мирных и безоружных протестующих детей, которые требуют от государства гарантий лучшего будущего. Чтобы выйти из этого тупика, необходимо немедленно отозвать законопроект.
заявление оппозиционной коалиции «Азимио ла умоджа»
Reuters отмечает, что обычно протесты в Кении инициируются яркими политическими фигурами, но на этот раз у демонстрантов нет официального лидера, поэтому они становятся «все более смелыми в своих требованиях» и призывают Руто уйти в отставку. После беспорядков 25 июня в соцсетях разошлись публикации с хештегами #RejectFinanceBill2024 («отвергаем финансовый закон») и #OccupyParliament («оккупируем парламент») и призывами вновь выходить на улицы.
Каждый депутат должен уйти в отставку. У нас будет новое правительство.
Дэвис Тафари
участник протестов в Кении
Мы просыпаемся каждый день, чтобы пойти на работу, но в наши дни на зарплату даже купить ничего нельзя — жизнь стала невыносимо дорогой. Мы можем протестовать каждый день. Если мы не нашли, ради чего жить, мы найдем, ради чего умереть.
Даниэль Мванги
участник протестов в Кении
Почему кенийцы протестуют
Протесты в Кении начались в середине июня — после решения администрации президента повысить налоги на ряд товаров и услуг. Правительство намерено ввести 16%-ный НДС на продукты, включая хлеб, растительное масло и сахар, а также увеличить комиссию с денежных переводов и ввести новый ежегодный налог для владельцев автомобилей в размере 2,5% от стоимости транспортного средства. В законопроекте прописан и «экологический сбор» — дополнительный налог на товары, которые считаются вредными для окружающей среды (подгузники, мобильные телефоны, компьютеры и др.). За время протестов власти пересмотрели документы и отказались от введения 16%-ного налога на хлеб и ряд других продуктов, но демонстрации не прекратились.
Мы перегружены налогами и не видим, чтобы это приносило какую-то пользу и процветание Кении. Но в то же время мы видим, что наши лидеры живут на широкую ногу.
Алекс Вахира
участник протестов в Кении
Власти Кении объяснили, что налоговая реформа необходима для восполнения дефицита бюджета, который достиг 200 млрд шиллингов ($1,56 млрд). Государственный долг африканской страны составляет 68% ВВП. Международный валютный фонд (МВФ) призвал правительство Кении стабилизировать доходы госбюджета, чтобы получить доступ к финансированию. В обмен на программу материальной помощи, согласованную с МВФ в 2021 году, Кения обязалась провести экономические реформы и сократить госдолг. Так, введение новых налоговых сборов позволит привлечь в казну дополнительные $2,7 млрд.
25 июня парламент Кении допустил законопроект до третьего чтения. Депутаты уйдут на двухнедельный перерыв, затем рассмотрят документ в третьем чтении. После этого у президента Уильяма Руто будет 14 дней на его подписание.
Уровень жизни в Кении
Налоговая политика правительства вызывает недовольство кенийцев с августа 2022 года — начала президентского срока Уильяма Руто. При нем увеличился подоходный налог, а также удвоился НДС на бензин (до 16%), что весной 2023-го привело к волне протестов. Bloomberg отмечает, что экономическая политика Руто уже окупилась: кенийский шиллинг укрепился по отношению к доллару США, а, по прогнозам Центрального банка Кении, к концу 2024-го экономика страны вырастет на 5,7%.
Экономические показатели выглядят привлекательно, но это никак не отражается на карманах простых людей. Молодые кенийцы по-прежнему остаются без работы, доходы очень низкие, неравенство очевидно.
Джой Кииру
сотрудник Школы экономики в Университете Найроби
Уровень безработицы среди молодежи в Кении составляет 67%. Кроме того, местные жители столкнулись с рекордным ростом цен на основные продукты питания: порядка 70% кенийских семей недоедают.
Фото обложки: Daniel Irungu / EPA / TASS