Мир в огнеДетали

Сириец 4 года охранял арестованный корабль. Как моряки оказываются «в плену» на собственных судах

Уроженец Тартуса находился в вынужденном заточении на судне MV Aman. Два года он провел в одиночестве, добирался вплавь до берега и обратно, чтобы добыть еды и зарядить телефон. 

Сирийский моряк 4 года охранял арестованный у берегов Египта грузовой корабль MV Aman, который бросил судовладелец. По решению суда Мохаммед Аиша стал «опекуном» судна. Домой уроженец сирийского Тартуса смог вернуться только 22 апреля 2021 года. 

  • Египетские власти задержали корабль в июле 2017 года вместе со всей командой. Причиной этого стали просроченное свидетельство о регистрации и устаревшее оборудование.
  • Из-за экономических трудностей владельцы поставили судно на якорь недалеко от порта Адабия в Суэцком канале на неопределенный срок. 
  • Первым MV Aman покинул капитан — гражданин Египта. А сирийцу Мохаммеду Аише, который был старшим офицером всего 2 месяца, дали подписать некий документ. Что в нем написано, по словам сирийца, ему никто не объяснил. Моряк поставил подпись не глядя. Только потом выяснилось, что это был приказ о назначении его «опекуном» судна, то есть сотрудником, который юридически отвечает за устойчивость корабля на плаву, имущество, находящееся на его борту, и экипаж. 
  • В 2019 году MV Aman покинул остальной экипаж, и Мохаммед остался совершенно один. Владельцы не могли отменить решение суда об аресте судна. 
  • В 2020-м грузовой корабль сорвало с якоря, он свободно дрейфовал 8 км. В конце концов MV Aman сел на мель в нескольких сотнях метров от берега. 
  • К этому времени египетские власти прекратили поставки еды, воды и топлива для электрогенераторов, поэтому моряку приходилось добираться вплавь до берега, чтобы добыть провизию и зарядить телефон. Несколько раз он чуть не утонул. 
  • Из-за вынужденного заточения пострадало и физическое, и психическое здоровье Аиша. Он провел два года в одиночестве, половину этого срока — без света после наступления темноты. «Ты ничего не видишь. Ничего не слышно. Как будто ты в гробу», — рассказал сириец о ночах, проведенных на корабле MV Aman.
  • Все время вынужденного заточения «опекун» MV Aman наблюдал за проплывавшими мимо кораблями, видел знакомых и даже своего брата, но так и не смог встретиться ни с кем лично.
  • Когда в марте 2021 года на мель сел контейнеровоз Ever Given, Мохаммед развлекал себя тем, что считал количество грузовых судов, которые скопились в Суэцком канале. 

Сирийцу удалось выбраться из вынужденного заточения и вернуться домой благодаря тому, что он привлек внимание общественных организаций к своей ситуации. Он связался с Международной федерацией транспортных рабочих, после чего власти Египта официально разрешили ему покинуть судно и отправиться домой. Моряк намерен обратиться в суд, чтобы наказать компанию-владельца корабля, создать прецедент и предотвратить злоупотребления в отношении моряков в будущем. 

Сколько моряков столкнулись с похожей ситуацией 

По данным Международной организации труда, по всему миру в настоящий момент суды рассматривают 250 дел против владельцев кораблей, бросивших своих моряков на произвол судьбы. 

  • За 2020 год зарегистрировано 85 новых случаев — вдвое больше, чем в 2019 году.
  • По данным «Новой газеты» на осень 2020-го, заложниками на торговых судах были более 100 россиян. У них нет электричества, топлива, продуктов, питьевой воды, а также доступа к медицинской помощи. Эти суда с российскими гражданами находятся в Турции, Италии, Ливане, на Филиппинах и в Суэцком канале. Например, моряки, застрявшие у берегов Турции, вынуждены ловить рыбу в море, чтобы прокормить себя. Чуть лучше положение моряков в европейских водах, где развита системы профсоюзов и благотворительных фондов. Там моряки получают помощь от местных организаций.

Случаи, когда моряки оставались одни на судне

  • Команда судна Rhosus, которое перевозило аммиачную селитру, взорвавшуюся в порту Бейрута в 2020-м, столкнулась с банкротством владельца. По словам моряков, он «фактически бросил судно» и людей в 2013-м. У экипажа, состоявшего из россиян и украинцев, закончилась провизия, они не могли сойти на берег из-за визовых ограничений и находились на корабле с взрывоопасным грузом. Им помогали благотворительные организации, которые узнали о случившемся из СМИ. Часть экипажа провела в заточении на корабле больше года. 
  • 32 россиянина в 2020-м застряли на корабле Mubaris Ibragimov турецкого судоходного холдинга Palmali. Судно задержали из-за невыплаты морякам зарплаты. Экипажу запретили сходить на берег. Части россиян удалось вернуться домой после вмешательства Российского профсоюза моряков и страховой компании. Также у берегов Турции был арестован танкер «Шовкет Алекперова». Его экипаж пытается вернуться в Россию — пока безуспешно.
  • В 2016 году китайский судовладелец бросил на произвол судьбы экипажи трех судов во Вьетнаме. Морякам перестали платить зарплату и предоставлять продукты питания. Помощь им оказывали только местные власти. Дальнейшая судьба моряков неизвестна. 
  • В феврале 2021 года стало известно, что у берегов ОАЭ на мели стоит судно MT Iba разорившейся компании Alco Shipping. На танкере живут пять человек. Морякам не платят зарплату, покинуть судно они не могут по двум причинам: танкер — единственный рычаг давления моряков в споре с Alco Shipping, а еще у членов экипажа нет виз для посещения ОАЭ. Моряки не сходили на берег почти 4 года. Воду и продукты питания им доставляют благотворительные организации. Компания должна морякам $230 тыс.
Копировать ссылкуСкопировано