Правила игрыДетали

Соцсети и сайты объявлений будут запрашивать больше разрешений на обработку данных россиян

Без согласия пользователей не могут быть использованы такие данные, как ФИО, телефон или фотографии.

По мнению экспертов, новый регламент может вызвать проблемы в работе некоторых ИТ-компаний.

В России вступил в силу закон об изменении правил обработки общедоступных персональных данных. Он опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. 

Согласно документу, общедоступными являются данные, которые находятся в открытом доступе — например, на сайтах объявлений или в профилях соцсетей. Ими могут быть ФИО, телефон, электронная почта или фотографии пользователя. 

  • Новый закон запрещает распространять такую информацию без согласия граждан. Теперь они сами решают, какие их данные можно использовать публично. 
  • Получать разрешение от них потребуется операторам – владельцам платформ, которые обрабатывают данные пользователей.
  • Согласие требуется на любое взаимодействие с персональными данными: будь то публикация в открытом доступе или передача третьим лицам. При этом бездействие граждан в ответ на запрошенное разрешение не будет автоматически считаться согласием.
  • Операторы теперь обязаны удалять персональные данные по первому запросу их владельца.
  • Согласие россияне смогут предоставить напрямую оператору или через информационную систему Роскомнадзора. Разрешение будет четко фиксировать перечень персональных данных, которые позволят распространять.

Запрет на обработку персональных данных не распространяется на использование в государственных и общественных интересах.

Ответственность 

  • Со вступлением нового закона в силу, чтобы подстроить рекламу под конкретного пользователя на основе данных из его соцсети, интернет-магазинам придется сначала взять у него разрешение на такие действия. Если компания этого не сделает, ей будет грозить штраф за нарушение правил обработки персональных данных. 
  • В ситуации, когда персональные данные оказались доступны неограниченному кругу лиц в результате правонарушения, преступления или форс-мажора, любой оператор, допустивший их дальнейшее распространение и тиражирование, обязан будет подтвердить законность своих действий или принять меры по прекращению такого распространения.
  • В случае, если произошла утечка базы данных какой-либо организации, ресурс или пользователь, разместивший у себя на веб-сайте или на странице в социальных сетях эту базу или ее часть, будет обязан доказать законность ее копирования, распространения и обработки. Если доказать законность обработки не удастся, то сайт обязан удалить персональные данные. В противном случае его владелец будет оштрафован.
  • Если нет письменного согласия гражданина на обработку его персональных данных, должностные лица и ИП заплатят от 20 тыс. до 40 тыс. руб., а компании — от 30 тыс. до 150 тыс. руб. При повторном нарушении штраф для должностных лиц составит от 40 тыс. до 100 тыс. руб., для ИП – от 100 тыс. до 300 тыс. руб., а для компаний – от 300 тыс. до 500 тыс. руб.

Риски для компаний 

В декабре 2020 года Ассоциация больших данных (включает в себя «Яндекс», Mail.ru Group, Сбербанк, Газпромбанк, операторов мобильной связи) обратилась к Госдуме с просьбой не принимать закон об изменении правил обработки общедоступных персональных данных. По их мнению, он создаст правовую неопределенность в том случае, если пользователь дал нескольким площадкам согласие на обработку одних и тех же данных, но с указанием разных ограничений.

Председатель комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев заявил, что новые ограничения могут осложнить деятельность организаций, использующих в своей работе искусственный интеллект и большие данные и повлияет на всех, кому необходимо использовать информацию из открытых источников в работе. В частности, он коснется СМИ и компаний, которые задействуют системы мониторинга поведения в интернете. 

Пример Европы 

В мае 2018 года Европейский Союз ввел Общий регламент по защите данных (GDPR). Регламент требует от ИT-компаний получать согласие каждого человека всякий раз, когда они собирают персональные данные гражданина (например, используя cookies).

  • Разрешение при этом должно быть выражено в форме утверждения или в однозначных активных действиях пользователя. Согласие на обработку данных ребенка должно быть получено от его родителей или законных представителей. 
  • GDPR также расширил право резидентов ЕС контролировать обработку персональных данных. В частности, они получили возможность узнавать, каким третьим лицам раскрываются их данные, а также требовать исправления или удаления информации. 
  • Регламент устанавливает более жесткие правила обмена персональными данными пользователей. В частности, компании обязали уведомлять регулирующие органы о любых нарушениях регламента в течение 72 часов после их обнаружения.
  • Максимальный штраф за его нарушение GDPR — 4% от глобального оборота компании. 

C момента вступления GDPR в силу европейские регуляторы получили более 281 тыс. уведомлений об утечках данных и наложили штрафов на сумму более €255 млн. Самым крупным из них стал штраф в $50 млн, который Франция наложила на Google в 2019 году. Компанию обвинили в нарушении прозрачности при получении согласия на обработку и использование персональных данных пользователей.

Копировать ссылкуСкопировано