Правила игры

Послание регионам

В Послании 2021 года президент озвучил список масштабных региональных проектов, которые должны в ближайшие десятилетия стать для России ключевыми, — позже многое из этого списка было прямо закреплено в президентских поручениях, опубликованных 2 мая. Разбираемся в том, что это за проекты и как они устроены.

Инфраструктура

В области инфраструктуры предполагается сразу несколько масштабных инициатив — важная железнодорожная магистраль в Ямало-Ненецком автономном округе, новая трасса Москва – Казань – Екатеринбург, строительство метро в Челябинске, Нижнем Новгороде и Красноярске. Новую инфраструктуру профинансируют за счет льготных кредитов от федерального центра — под небольшой (не более 3%) процент и с большим сроком погашения (15 лет). Еще ускорят и разовьют те проекты, которые уже начаты: например, увеличат темпы строительства скоростной трассы Москва – Нижний Новгород – Казань и — на средства Фонда национального благосостояния — продлят ее до Екатеринбурга. 

Что за проект?

Железная дорога в ЯНАО

Официальное название строящейся магистрали — «Северный широтный ход». Всего построят или реконструируют 707 км путей, соединив Северную и Свердловскую железные дороги. С нуля построят новые мосты через Обь и Надым, 353 км путей между Салехардом и Надымом, а также обновят и усовершенствуют около 2 тыс. км существующих путей. Некоторое время этот проект висел на волоске, потому что созданная уральскими региональными властями «Корпорация развития» оказалась замешана в коррупционных скандалах, но теперь важная стройка сдвинется с мертвой точки: в нее инвестирует федеральный центр, а инициативу возьмет на себя правительство Ямало-Ненецкого АО. 

Почему это важно?

Пассажиры смогут попасть из Салехарда и Надыма в центральную часть России, что наверняка подстегнет развитие арктических территорий. Новая магистраль снизит нагрузку на Свердловскую железную дорогу и позволит перевозить 23,9 млн грузов в год (в основном нефть и газ «Новатэка» и — после того как будет достроен Новоуренгойский газохимический комплекс — «Газпрома». А в будущем — если ее продлят до арктического порта Сабетта — новая железная дорога может соединиться со стратегически важным Северным морским путем. 

Что за проект?

Трасса Москва – Нижний – Казань – Екатеринбург

Новая дорога получит обозначение М12, покроет 794 км пути от Москвы до Казани и пройдет через такие города, как Муром, Арзамас и Канаш; будет построено 338 мостов и путепроводов и 15 крупных транспортных развязок. Дальше будет использована действующая дорога из Казани до Набережных Челнов, а затем строители создадут еще 400 км новой трассы, которая пройдет по территории Башкирии и Свердловской области. Участок от Москвы до Казани обойдется в 650 млрд рублей, от Казани до Екатеринбурга — в 690 млрд. 

Доступ на трассу будет осуществляться по системе «свободный поток» — без остановки, с помощью бесконтактной оплаты. Масштабным проектом занимаются опытные и влиятельные игроки — в частности, «Стройтрансгаз», «Трансстройинвест», «ВАД», «Автобан», «Трансстроймеханизация», российская «дочка» китайской CRCC (ООО «СиАрСиСи рус»). 

Почему это важно?

В будущем новая дорога должна стать частью международного коридора «Европа – Западный Китай». Время пути из Москвы в Казань сократится с 10 до 6,5 часа, из Казани в Екатеринбург — с 14 до 7 часов. Трасса будет расположена южнее существующей M7 «Волга» и не только снизит нагрузку на нее, но и подстегнет развитие тех регионов, через которые пройдет, — например, Чувашии и юга Нижегородской области. 

Что за проект?

Метро в Челябинске, Нижнем и Красноярске

Метро в Челябинске начали строить еще в 1992 году, но в 2014-м стройку заморозили. Сейчас обсуждается несколько вариантов развития челябинской подземки — откроют либо сразу восемь станций, либо комплекс из четырех; возможно, метро соединят с трамвайной сетью. По разным оценкам, новое челябинское метро обойдется в 100 млрд рублей. В Красноярске похожая ситуация: там метрополитен начали в 1995-м и заморозили в 2013-м из-за нехватки финансирования. Новый проект предполагает одну линию с девятью станциями и смету в 107 млрд рублей; причем красноярское метро будет самым глубоким в стране — 60–80 метров, глубже петербургского. В Нижнем Новгороде метро уже есть — две линии и 15 станций. Обе линии продлят, построив две станции («Оперный театр») и («Сенная») в районе важного транспортного узла — рядом с трамвайными линиями, канатной дорогой через Волгу и пересечением крупных улиц Родионова и Белинского; стройка будет стоить 50 млрд рублей. 

Почему это важно? 

Метро — важная часть транспортной инфраструктуры любого города. Во всех трех городах оно позволит разрешить давно назревшие транспортные проблемы, сделает многие районы более доступными и, наконец, наглядно повысит качество жизни простых челябинцев, нижегородцев и красноярцев. 

Новое жилье

Планируется, что новое жилье в регионах будут строить за счет механизма инфраструктурных облигаций: застройщики получат от ДОМ.РФ кредиты под 4% годовых за счет субсидий из федерального бюджета. Кемеровская, Сахалинская, Тульская и Тюменская области — первые регионы, где пройдет эксперимент; проекты считаются пилотными, и в случае успеха подобную практику предполагается распространить на всю Россию. 

Что за проект?

Новое жилье в Южно-Сахалинске, Тульской области, Кемерово и Тюмени

В Южно-Сахалинске на 150 га земли возведут 800 тыс. кв. метров нового жилья — необходимое соглашение между ДОМ.РФ, правительством Сахалинской области и Корпорацией развития Сахалинской области уже подписано. Первые проекты — ЖК «Северный городок» и «Уюн»; общий объем финансирования — 89 млрд рублей, а темпы строительства будут в 2 раза выше, чем в среднем по региону. В роли застройщика выступит ГК «ПИК». В Тульской области построят 770 тыс. кв. метров жилья — в микрорайоне «Новая Тула»; кроме домов, с нуля создадут всю необходимую инфраструктуру — сети электро- и водоснабжения, очистные сооружения и прочее. Что касается проектов в Кемерово и Тюмени, ясности здесь пока нет — там, вероятно, будут ориентироваться на успех Тулы и Южносахалинска.

Почему это важно?

Доступные квартиры — пожалуй, самый наглядный результат федеральных инвестиций, который смогут в будущем увидеть и испытать на себе жители российских регионов. Если пилотные проекты по модели инфраструктурных облигаций будут удачными, это позволит решить многие проблемы с жильем. 

Внутренний туризм

Внутренний туризм, как и другие инициативы в этом списке, будет развиваться на основе программы льготных кредитов — со ставкой 3–5%, на срок 15 лет. В основном туристической отрасли необходимы инвестиции в строительство инфраструктуры — или ее обновление там, где она уже построена. 

Что за проект?

Развитие курортов на Кузбассе, в Севастополе, в Калининграде и на Алтае

Шергеш — главный горнолыжный курорт Кузбасса, расположенный на юге Кемеровской области у подножия горы Зеленой — начал функционировать в 1981 году. Сейчас там действует 18 подъемников, 26 горнолыжных трасс общей протяженностью 56 км и больше 100 гостиниц, кафе и ресторанов. В зимний сезон 2020–2021 Шергеш поставил рекорд — более 2 млн туристов, на 70% больше, чем годом раньше. В рамках программы развития Кузбасса, подписанной премьер-министром Мишустиным, в Шергеш вложат 3,2 млрд рублей, причем 70% — из федерального бюджета. Горнолыжные трассы продлят, продолжат четыре новые дороги, а сам курорт превратят в «умную деревню» на 30 тыс. жителей, со своей школой, детским садом, поликлиникой и научным центром.

В Балаклавской бухте под Севастополем создадут яхтенный курорт с мариной на 600 яхт, прогулочной набережной, рыбным рынком, новым гостиничным комплексом и амфитеатром на 2 тыс. мест. Курорт обойдется в 12,3 млрд рублей, 6,9 млрд из них будет выделено из федерального бюджета.

На базе нового природного парка «Предгорье Алтая» построят горнолыжный курорт, проект которого в марте этого года представили премьеру Мишустину во время его рабочего визита в регион. Замысел предполагает строительство гостиниц на 3,5 тыс. номеров, горнолыжного и биатлонного комплекса, терренкуров, открытого историко-археологического комплекса и даже музея шоколада, причем биатлонный комплекс сможет принимать крупные соревнования; необходимые инвестиции оцениваются в 10 млрд рублей. 

Кроме того, в президентском Послании упомянуты развитие туристического кластера в Калининградской области между Куршской и Балтийской косой, инициативы по развитию туризма в городах Золотого кольца, в Крыму, в Поволжье и в районе Кавказских Минеральных Вод, а также повышение туристического потенциала малых городов — таких как Боровск, Таруса, Муром, Гороховец, Тутаев и Старая Русса.

Почему это важно?

Эпидемия коронавируса закрыла границы и перекроила индустрию международного туризма — пока неясно, вернется ли она в прежнюю форму. Это уникальный шанс для развития туризма внутреннего: федеральные инвестиции в туристическую инфраструктуру позволят отрасли развиваться и сохранить за собой турпоток после окончания пандемии, а простые российские туристы благодаря им смогут отдохнуть на уникальных курортах внутри страны.

Экология

Что за проект?

Экологическая модернизация алюминиевых заводов в Сибири

Алюминиевые заводы «Русала» в Братске, Иркутске, Красноярске и Новокузнецке будут организованы на основе механизма госгарантий, распространяющихся на проекты по обеспечению устойчивости экономического развития. Красноярский и Братский заводы — самые крупные в России: каждый из них производит около 1 млн тонн алюминия в год. Иркутский дает 400 тыс. тонн в год, Новокузнецкий — более 200 тыс. тонн. На заводах обновят газоочистное оборудование, демонтируют старые корпуса, построят новые цеха, снабженные установками электролиза, работающими по технологии обожженного анода.

Почему это важно?

В 2020 году Роспотребнадзор включил Братск, иркутский Шелехов, Красноярск и Новокузнецк в список городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха. Экологическая модернизация расположенных там заводов снизит вредные выбросы в 10 раз.

Газ для регионов

Вопрос снабжения газом Камчатки с ее изолированной энергосистемой был упомянут в Послании отдельно. Ранее он активно обсуждался во время рабочего визита премьера Мишустина в регион. 

Что за проект?

Газификация Камчатки

«Газпром» построит в Бечевинской бухте плавучий регазификационный терминал; топливо для него будет поставлять СПГ «Новатэк». Первое плавучее хранилище планируют ввести в строй в первом квартале 2023 года. 

Почему это важно?

Сейчас «Газпром» покрывает 70% потребностей Камчатского края за счет местных месторождений, а остальные 30% приходятся на мазут — что не только неэкологично, но и обходится местному бюджету в дополнительные 1,6 млрд рублей в год. Новый проект газификации решит обе проблемы; «Газпром» будет поставлять газ по внутреннему тарифу, а государство, вероятно, компенсирует компании сопутствующие издержки. 

Копировать ссылкуСкопировано