Культурный кодДеталиЗрелища и хлеб

В 2023 году онлайн-кинотеатры заработали 94,2 млрд рублей. Собрали лучшие оригинальные сериалы стримингов

У 27% российских домохозяйств есть подписка хотя бы на один онлайн-кинотеатр, подсчитали в «ТМТ консалтинг». Чтобы привлечь аудиторию, стриминги делают ставку на оригинальный контент: в 2023 году видеосервисы выпустили 175 originals, 112 из которых — сериалы. 

Сколько онлайн-кинотеатры заработали в 2023 году 

По итогам 2023 года совокупная выручка онлайн-кинотеатров выросла на 39% — до 94,2 млрд рублей (без учета доходов от лицензирования оригинальных проектов видеосервисов). Основным источником доходов стримингов в прошлом году была подписка, на которую, по данным «ТМТ консалтинг», пришлось 92% совокупной выручки. Рекламная модель — доступ к части контента за просмотр рекламных роликов — принесла 7% от общих доходов. 

При этом прибыль по транзакционной модели (продажа и аренда отдельных фильмов и сериалов) сократилась на 70% и составила лишь 1% от совокупной выручки. Эксперты связывают это с уходом американских мейджоров (Disney, Sony, Universal, Paramount и др.) с российского рынка и отсутствием в библиотеках онлайн-кинотеатров голливудских киноновинок. 

По подсчетам «ТМТ консалтинг», в декабре 2023-го число российских домохозяйств хотя бы с одной подпиской на стриминг достигло 27%, то есть 66 млн. Это на 4 процентных пункта выше, чем годом ранее. Аналитики ожидают, что в 2024-м рост рынка онлайн-кинотеатров в России продолжится и составит 20–25%. 

Рейтинг онлайн-кинотеатров в России

  • Лидером рынка в 2023-м остался «Кинопоиск»: онлайн-кинотеатр, принадлежащий «Яндексу», в прошлом году увеличил выручку на 89%. Доля «Кинопоиска» на рынке достигла 30%. Для сравнения: в 2022-м этот показатель составил 23%. В среднем каждый месяц 2023-го контент на «Кинопоиске» смотрели более 11 млн подписчиков «Яндекс Плюса» — на 45% больше, чем в 2022 году.
  • Доля «Иви» на рынке видеосервисов составила 15%. Онлайн-кинотеатр не раскрывает количество пользователей, но, по данным Telecom Daily, в августе 2023-го на «Иви» были подписаны 7,2 млн человек. Стриминг остается главным транслятором турецких сериалов: на начало 2024-го на «Иви» доступно 98 проектов. Это больше, чем у Start, Kion, «Кинопоиска» и Premier вместе взятых. Кроме того, для пользователей онлайн-кинотеатра доступно 216 южнокорейских дорам. 
  • Топ-3 российских онлайн-кинотеатров по доле рынка замыкает Wink (13%). В июне 2023-го завершилось юридическое слияние стримингов more.tv (входил в «Национальную медиа группу», НМГ) и Wink (принадлежал «Ростелекому»). Самый популярный проект Wink — сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» — посмотрели 23 млн зрителей. Сколько новых подписчиков привлек проект на платформу — в онлайн-кинотеатре не раскрывают. До выхода «Слова пацана» суммарное количество клиентов Wink и more.tv превышало 12,9 млн. 
  • На Okko приходится 9% рынка. Точное число подписчиков стриминг не называет, но отмечает, что пользовательская база в 2023 году увеличилась на 57%. Время смотрения Okko выросло в 2 раза год к году.
  • Start занимает 7% российского рынка онлайн-кинотеатров. Сериал «Слово пацана», который также транслировался на Start, позволил стримингу перешагнуть отметку в 3 млн подписчиков и нарастить мужскую аудиторию. 
  • Kion по итогам 2023-го занимает 6% рынка. В ноябре количество подписчиков онлайн-кинотеатра выросло до 7,6 млн. 

Лучшие сериалы в онлайн-кинотеатрах

Всего за 2023 год российские стриминговые сервисы выпустили 175 originals — оригинальных проектов, доступных только на одной площадке. Это на 26% больше, чем в 2022 году. При этом 112 из 175 originals — это сериалы, подсчитали в «Кинопоиск Pro». Участники рынка отмечают, что рост выручки и рыночной доли онлайн-кинотеатра напрямую зависит от качества и количества оригинального контента. 

«Кинопоиск»

Самым популярным у подписчиков «Яндекс Плюса» стал оригинальный сериал «Король и Шут»: панк-сказку посмотрели 4,3 млн пользователей.

Еще один проект, вызвавший наибольший интерес подписчиков, — сериал «Кибердеревня», созданная совместно с YouTube-каналом birchpunk и студией «Место силы». Проект стал самой популярной комедией на «Кинопоиске» в 2023 году. 

В целом у «Кинопоиска» в прошлом году вышло шесть оригинальных сериалов. Такое «умеренное» число originals «Плюс студия» (принадлежит «Яндексу», производит оригинальный контент для «Кинопоиска») объясняет ставкой на качество и длительным съемочным процессом. 

Они требуют дорогих постановочных решений, большого количества компьютерной графики, поэтому мы стали тратить на производство собственных проектов за вычетом общеотраслевой инфляции больше средств как в целом в год, так и в пересчете на единицу контента. 

Михаил Китаев
глава продюсерского центра «Плюс студия»

В 2024-м у «Кинопоиска» уже вышел оригинальный проект «Иные» — историческое фэнтези о людях со сверхспособностями. Кроме того, в этом году состоится премьера сериального перезапуска «Этерны». 

«Иви»

Онлайн-кинотеатр в 2023 году выпустил 10 оригинальных сериалов. Наиболее популярным оказался проект «Лада Голд». Кроме того, подписчики активно смотрели комедии «Райцентр», «Разрешите обратиться» и «Тайна пропавшей деревни»

В 2024 году на «Иви» уже вышел сериал «Золотое дно», который часто сравнивают с популярным проектом HBO «Наследники». 

Там глубина смотрения какая-то фантастическая. Люди смотрят восемь серий за ночь, за две ночи. Это значит, что сериал затягивает. 

Сергей Минаев
писатель, сценарист сериала «Золотое дно»

Wink

Стриминговый сервис представил 22 оригинальных сериала, среди которых были и громкие премьеры — «Фишер», «Балет» и «Библиотекарь», а также финальный сезон «Трудных подростков»

В 2024-м Wink уже успел привлечь внимание новым проектом — сериалом «ГДР»: шпионская драма возвращает зрителей в осень 1989 года. 

Okko

Объем оригинального контента на Okko вырос в 2,4 раза год к году. У видеосервиса в прошлом году вышло 17 оригинальных сериалов, в том числе «Волшебный участок», «Плейлист волонтера» и «Открытый брак». К слову, «Волшебный участок» стал самым популярным сериалом онлайн-кинотеатра — за первый месяц его посмотрел каждый третий подписчик Okko. 

В 2024 году Okko сфокусируется на развитии существующих вселенных: платформа выпустит новые сезоны «Волшебного участка», «Сансары», «Открытого брака», «Черного облака» и «1703»

Start

Онлайн-кинотеатр выпустил 20 оригинальных сериалов в прошлом году. Лучшим запуском проекта в истории Start стала премьера первого эпизода сериала «Жить жизнь» с Любовью Аксеновой в главной роли: за 12 дней после выхода его посмотрели 800 тыс. домохозяйств. 

В 2024-м у сериала выйдет продолжение из четырех эпизодов. Кроме того, в этом году стриминговый сервис уже выпустил новый комедийный сериал «Артист с большой дороги» с Юрием Стояновым в главной роли и третий сезон популярного шоу «Медиатор»

Kion

Онлайн-кинотеатр выпустил 13 оригинальных сериалов, среди которых три авторских проекта: «Бэби-тур» по сценарию Василия Сигарева, «Кеша должен умереть» Константина Богомолова и «Почка 2» с Любовью Аксеновой. Самым успешным проектом по итогам 2023-го у Kion стал второй сезон сериала про эскортниц и эскортников «Жизнь по вызову»

В 2024 году на платформе выйдет ряд новых originals — например, сериал «Танго» с Юлией Снигирь в главной роли и проект «Амура» про девушек-близняшек из детдома, одна из которых стала бойцом ММА, а вторая уехала в Японию, где якудза продали ее в сексуальное рабство. 

Фото обложки: Freepik