Суд в немецком городе Кобленц приговорил к 4,5 годам тюрьмы бывшего сотрудника спецслужб президента Сирии Башара Асада. Судьи посчитали его причастным к пыткам гражданских лиц, сообщает Reuters.
Правозащитники уже назвали это решение историческим. Впервые был вынесен обвинительный приговор в отношении сотрудников сирийских госструктур за применение пыток в отношении населения.
- В ходе слушаний суд пришел к выводу, что в начале 2011-го, в период, когда в Сирии вспыхнули антиправительственные протесты, 43-летний Эйяд А. задержал по меньшей мере 30 сторонников оппозиции и доставил их в специальное учреждение, где они, по версии следствия, подвергались пыткам.
- Адвокаты подсудимого требовали оправдательного вердикта. Они настаивали на том, что Эйяд действовал под давлением своего руководства и не мог ослушаться приказов, поскольку это поставило бы под угрозу его семью. Защитники просили считать Эйяда не обвиняемым, а свидетелем противоправных действий режима Асада.
Детали процесса
Эйяд А. был сержантом Главного разведывательного управления Сирии. По данным западных правозащитных организаций, эта спецслужба занималась подавлением протестов оппозиции, вспыхнувших в 2011 году. Эйяд покинул Сирию в 2013-м, но только спустя 5 лет оказался в Германии, где подал прошение об убежище и впоследствии был арестован. Ему грозило до 15 лет тюрьмы за причастность к 30 эпизодам пыток.
Немецкий суд также рассматривает дело начальника Эйяда А. Анвара Р., который был высокопоставленным офицером Главного разведывательного управления Сирии. Он возглавлял тюрьму для политзаключенных «Аль-Хатиб» в Дамаске.
Анвар Р. сбежал из Сирии в Иорданию, где примкнул к сирийской оппозиции, а затем в 2014-м переехал в Германию. Там его арестовали и предъявили обвинения в причастности к пыткам не менее 4 тыс. человек, а также в убийствах, изнасилованиях и насильственных действиях. Анвару грозит пожизненный срок заключения.
- Уликами в деле стали тысячи фотографий, которые передал один из сирийских перебежчиков.
- ФРГ расследует дела бывших сирийских чиновников, основываясь на принципе универсальной юрисдикции, позволяющей любой стране судить обвиняемых в военных преступлениях и геноциде.
- Помимо дел, касающихся Сирии, Немецкая ассоциация судей проводит расследования правонарушений в Ираке, Ливии, Афганистане, Мали и других странах.
Международные расследования о пытках в Сирии
Правительство арабской республики отвергает все обвинения в пытках. Несмотря на это, международные организации неоднократно публиковали свидетельства противоправных действий режима Асада.
- В 2017-м британские правозащитники опубликовали доклад о массовых изнасилованиях и пытках в сирийских тюрьмах. В этом документе собраны свидетельства жителей страны, против которых применялись пытки. Так, например, женщина-адвокат по имени Басима рассказала правозащитникам о том, как охранники тюрьмы ее насиловали, привязывали к трубе и подвешивали вверх ногами.
- В том же году правозащитная организаций Amnesty International сообщила о массовых казнях в правительственной тюрьме в Сирии. По ее данным, в период с 2011 по 2015 год в исправительном учреждении без суда было повешено более 13 тысяч человек. Людей казнили группами по ночам, в обстановке секретности. Родственникам ничего не сообщали о повешенных, их тела хоронили в братских могилах. Правозащитники получили эту информацию от бывших сотрудников тюрьмы.
Впрочем, за рубежом также изучают и преступления, совершенные сирийскими боевиками и вооруженной оппозицией. Так, еще в 2016 году Минобороны РФ начало документирование преступлений, совершенных террористами в Алеппо в отношении мирного населения. Речь, в том числе, идет о пытках и казнях. По информации Министерства обороны, боевики устраивали тюрьмы в подвалах жилых домов и административных зданий. В них содержались мужчины и подростки, отказавшиеся воевать на стороне бандформирований, а также те, кто организовывал акции протеста.
По словам свидетелей, боевики казнили жителей восточного Алеппо только на основании подозрений в симпатиях к сирийскому правительству. В качестве мер устрашения практиковался расстрел родителей на глазах у детей.