КапиталДетали

В России падают производство и продажи парфюмерии. При этом растут поставки из стран ЕАЭС

В период с января по март 2023 года продажи парфюмерии в России снизились на 6,2% год к году, а производство сократилось на 9% — до 18,9 млн флаконов.

В цифрах

Поставки парфюмерии из ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) выросли почти в 3 раза. Однако продукция из этих стран занимает только 7,5% парфюмерного рынка России.

Что говорят

Представители рынка ожидают, что покупатели перейдут на духи более низкой ценовой категории, включая товары российских производителей. 

Тенденция

Продажи на глобальном рынке парфюмерии демонстрируют уверенный рост: в 2022 году объем рынка составил $35,5 млрд, а к 2028-му достигнет $50,4 млрд, прогнозируют аналитики. 

Расклад сил

В индустрии доминируют такие глобальные игроки, как Chanel, Dolce & Gabbana, LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, Burberry и PVH.

В цифрах

  • По итогам первого квартала 2023 года продажи парфюмерии в России снизились на 6,2% год к году — до 26,5 млн флаконов, а объем предложения сократился на 2,4% — до 34,1 млн флаконов, пишет «Коммерсант».
  • Кроме того, производство духов в стране сократилось на 9% (до 18,9 млн флаконов), импорт из стран вне ЕАЭС — на 3% (до 12,6 млн флаконов). При этом поставки из стран ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия) выросли почти втрое — до 2 млн флаконов.
  • Активизацию импорта из ЕАЭС эксперты объясняют выстраиванием новых логистических цепочек через Казахстан и другие страны союза. Эта тенденция также, по их словам, может быть связана с наращиванием темпов параллельного импорта: духи и туалетная вода разрешены к ввозу в страну без согласия производителя или правообладателя. Существует и группа товаров-исключений, перечень которых периодически пересматривается, отмечает «Коммерсант». Так, в марте 2023-го Минпромторг разрешил параллельный импорт парфюмов Yves Saint Laurent.
  • Поставки из ЕАЭС на данный момент занимают только 7,5% парфюмерного рынка России: основными поставщиками остаются Италия, Турция, Гонконг, Швейцария и Китай.

Что говорят

  • В Российской парфюмерно-косметической ассоциации снижение объемов производства в начале 2023-го связывают с затоваренностью рынка: в прошлом году компании активно выпускали парфюмерию «про запас». 
  • Кроме того, российские производители зависят от импортного сырья. Например, парфюмерные отдушки ранее поставлялись из стран ЕС. Сегодня же парфюмеры из России вынуждены искать им замену, при этом местные поставщики отдушек не всегда могут обеспечить нужное качество, отмечают в Ассоциации прямых продаж.
  • С российского рынка также ушла часть дистрибьюторов сырья, а поиск новых поставщиков требует времени, говорят в Ассоциации производителей парфюмерии. При этом многим предприятиям невыгодно самостоятельно заниматься закупкой сырья из-за невысоких объемов производства парфюмерии.
  • Представители рынка отмечают, что предпосылок для восстановления спроса на парфюмерию в 2023 году нет. Ожидается, что покупатели начнут переходить на духи более низкой ценовой категории, включая товары российских производителей. 

Тенденция

  • Объем мирового парфюмерного рынка в 2022 году достиг $35,5 млрд. Аналитики компании IMARC Group прогнозируют, что к 2028-му объем рынка достигнет $50,4 млрд, демонстрируя темпы роста в 6% в течение 2023–2028 годов. 
  • Исследователи отмечают, что на рост продаж на рынке парфюмерии влияет изменение образа жизни людей, в том числе урбанизация и распространение западной культуры. Более того, увеличение спроса на парфюмерию вызвано повышением уровня доходов людей по всему миру. 
  • Также аналитики фиксируют рост интереса покупателей к высококачественной парфюмерии премиум-класса. Так, по данным отчета IMARC Group, люксовая парфюмерия занимает 60% рынка, еще 40% приходится на массовую продукцию. 
  • Парфюмерия премиум-класса в основном контролируется крупными игроками: число новых участников рынка невелико — своеобразным «барьером» для них остаются лояльность покупателей к существующим брендам и высокие затраты на продвижение в индустрии. 
  • В отчете IMARC Group говорится, что крупнейшим рынком сбыта парфюмерии в 2022 году стала Бразилия, где развитие индустрии стимулировало интерес покупателей к необычным ароматам, таким как нуга, пралине, безе, кофе и шоколад. В список основных рынков сбыта также вошли США, Германия, Франция и Россия. 

Расклад сил

  • Рынок парфюмерии отличается высокой конкуренцией, пишет Mordor Intelligence. В индустрии доминируют такие глобальные игроки, как Chanel SA, Dolce & Gabbana, LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton, Burberry Group PLC и PVH Corp, которые удерживают позиции лидеров за счет географического расширения и запуска новых продуктов. Кроме того, компании делают ставку на онлайн-каналы дистрибуции для привлечения большего числа клиентов.
  • Chanel сообщила об увеличении выручки на 17% в 2022 году, прибыль компании составила $17,2 млрд. По словам представителей компании, «исключительный рост» произошел за счет «двузначной прибыли по всем продуктовым линиям», включая парфюмерию. 
  • Dolce & Gabbana данные о прибыли не раскрывает, однако на ее порядок указывает тот факт, что в феврале 2022-го итальянский дом моды создал собственную компанию для управления «многомиллионным бизнесом» — непосредственно производством и продажей парфюмерии Dolce & Gabbana. 
  • Прибыль LVMH Moët Hennessy Louis Vuitton в 2022 году достигла €79 млрд, на парфюмерию пришлось €7 млрд. Этот сегмент продемонстрировал «серьезный рост» на 17% год к году. В частности, мировым лидером по продажам стал Sauvage от Dior. Увеличились продажи и компании Guerlain, чему способствовал, в частности, спрос на духи L’Art et la Matière. 
  • Burberry Group PLC по итогам 2022 года отчиталась о росте выручки на 25% год к году — до $3,68 млрд. Самые дорогие духи, производимые британским брендом, — Midnight Journey и High Tea, которые продаются за $271.
  • PVH Corp заработала в 2022 году $9 млрд. Компания среди прочего владеет брендом Calvin Klein, на долю которого приходится 39% всего бизнеса PVH. Выручка Calvin Klein в 2022 году от продаж парфюмерии составила $460 млн. Самый дорогой парфюм компании — Defy ($133 за флакон). 

Фото обложки: Александр Щербак / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано