В Великобритании Uber официально примет на работу 70 тыс. водителей. На этот шаг компании придется пойти в связи с завершившейся судебной тяжбой. Верховный суд королевства постановил, что водители Uber не являются самозанятыми и должны быть официально трудоустроены.
- Таксисты, сотрудничающие с агрегатором, получат ряд преференций, среди них: минимальная почасовая зарплата в размере £8,72 в час, оплачиваемый отпуск, возможность участвовать в программе пенсионных накоплений.
- Минимальную почасовую зарплату будут рассчитывать без учета времени, потраченного в ожидании заказа.
- В компании заявили, что эти преференции будут действовать вместе с бесплатным страхованием по болезни, травмам, а также с выплатами по беременности и отцовству, которые действуют для всех водителей с 2018 года.
- Водители тем не менее будут не полноправными сотрудниками, а контрактниками.
- Как отметил Джейми Хейвуд, генеральный менеджер Uber по Северной Европе, в компании надеются, что другие представители индустрии частного найма «примут меры по улучшению жизни работников, ставших неотъемлемой частью повседневной жизни».
Аналитики предполагают, что вслед за этим Uber поднимет цены на поездки. Так произошло после того, как в Калифорнии приняли аналогичное решение.
Как проходил судебный процесс
В 2015 году два британских водителя подали иск против Uber с требованием признать их сотрудниками, а не самозанятыми, как настаивали в компании.
К этому иску присоединились около двух десятков человек. Тяжбы длились более 5 лет. В итоге Верховный суд Великобритании встал на сторону таксистов.
Статус сотрудников Uber в Калифорнии
В августе 2020-го суд в Калифорнии обязал сервисы онлайн-заказа такси взять водителей на работу. Ранее они были независимыми подрядчиками.
- Uber и Lyft обязали предоставлять водителям выплаты за сверхурочную работу и на случай болезни, а также гарантировать минимальный размер оплаты труда и страховку при нетрудоспособности или безработице.
- В иске отмечалось, что Uber и Lyft нарушают закон, указывая, что их водители — не сотрудники, а независимые подрядчики. От компаний потребовали выплатить компенсации таксистам и штраф на миллионы долларов, а также перестать принимать на работу водителей в качестве независимых подрядчиков.
Ответственность и гиг-экономика
Гиг-экономика (от англ. gig — временная работа ) — это формат занятости, при котором работодатель не нанимает в штат специалиста, а приглашает со стороны, чтобы решить поставленную перед ним задачу в определенные сроки. Так работают таксисты, курьеры, частные преподаватели, копирайтеры, ИТ-специалисты во многих странах мира.
- По данным PwC, объем рынка фриланса в мире за 2020-й составил $3759 млрд.
- Россия по итогам прошлого года вошла в первую десятку по темпам роста вольнонаемных сотрудников. Объем рынка фриланса оценивается в $1030 млрд, а количество таких сотрудников составляет более 56 млн человек.
- К 2025-му, как ожидается, рынок фриланса по всему миру прибавит еще почти 14%.
Одной из главных проблем гиг-экономики стали обязательства работодателей перед своими фрилансерами, которые им так или иначе приходится брать на себя. Несмотря на попытки компаний перекладывать ответственность, суды в разных странах вставали на сторону работников и клиентов, что приводило к изменению правил работы крупнейших гиг-компаний.
- 1 января 2020 года в Калифорнии вступил в силу закон, согласно которому все компании штата должны перевести своих независимых подрядчиков в статус наемных сотрудников, обеспечить выплату зарплат, страхование по инвалидности и безработице, а также соблюдение трудовых прав.
- Логистическая компания DPD изменила свою политику в отношении медицинских назначений сотрудников, после того как в Британии умер курьер-диабетик, пропустивший визит к врачу из-за того, что он отрабатывал штраф за невыполненное задание. Ранее из-за визита к врачу курьер не выполнил дневное задание по доставке.
- «Яндекс» и другие российские агрегаторы такси начали страховать своих пассажиров после дела по иску Елены Гращенковой в Мосгорсуде в 2016 году. Клиентка «Яндекс.Такси» попала в аварию по вине водителя, который не справился с управлением, и временно потеряла трудоспособность. Суд встал на сторону Гращенковой и постановил, что ответственность за жизнь и здоровье пассажира нес не только сам водитель, но и компания-агрегатор. Ранее компания заявляла, что не несет ответственности за подобные ДТП, поскольку только предоставляет программное обеспечение для взаимодействия таксопарков и клиентов. Теперь агрегатор несет ответственность как за сотрудников, так и клиентов.