Удар по нефти

Еврокомиссия анонсировала шестой пакет санкций. Помимо новых мер против российской банковской системы и предложения запретить россиянам совершать сделки с недвижимостью в Европе, основной удар должно нанести нефтяное эмбарго. Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора «Открытие Инвестиции», рассказал, насколько реально для ЕС отказаться от российской нефти и как это отразится на доходах РФ и россиян.

Чем заменить

Шестой пакет санкций обсуждается давно и был ожидаем. На мой взгляд, самое интересное, с точки зрения воздействия на российскую экономику, — это отказ от российской нефти. Именно из-за него новый комплекс мер никак не утверждали, потому что их принятие тормозили такие страны, как Словакия и Венгрия, которые больше всего зависят от поставок из РФ. Кстати, Еврокомиссия думает предоставить им послабления — например, дать им право на отсрочку эмбарго до конца 2023 года. 

В целом, как и в истории с углем, отказываться от российской нефти будут постепенно — о полном и резком прекращении поставок речь не идет. Пока обозначен переходный период в полгода, а для нефтяных продуктов называется срок к концу года. До этого поставки российских энергоресурсов — нефти, газа и угля — прекратили ряд стран, начиная с США и Великобритании. Однако их доля в нашем экспорте была не настолько значительной. В отличие от Евросоюза, на который приходится 40% российского газа и 30% нефти и нефтепродуктов. Что касается ЕС, то Россия обеспечивает порядка четверти нефтяного импорта, поэтому быстро заменить такие объемы не получится, что прекрасно понимают в Еврокомиссии. 

Не стоит себя обманывать: будет непросто. Некоторые страны ЕС сильно зависят от российской нефти. Придется с этим разбираться.

Урсула фон дер Ляйен глава Еврокомиссии

Дело в том, что в тех же Словакии и Венгрии работают крупные НПЗ, логистически привязанные к нефтепроводу «Дружба» (построенному еще в советское время). Эти заводы обеспечивают как локальные нужды, так и потребности соседей, а получать нефть кроме как из России они не могут чисто технически. Понятно, что со временем НПЗ расширят логистическую инфраструктуру, построят железнодорожную часть, но пока их нет, как и объездных путей, чтобы перевозить нужные объемы нефти. Скорее всего, как и заявлено, для этих двух стран смягчат условия эмбарго. 

Если же смотреть на ситуацию в целом, то нужно помнить, что российский сорт нефти Urals, который мы поставляем в Евросоюз, не является уникальным. Существуют достаточно похожие сорта и в Саудовской Аравии, и в Иране, поэтому российский импорт смогут заменить. Если больше российской нефти пойдет в Азию, то часть азиатских поставок просто переключится в Европу. 

Труднее всего будет заменить российские нефтепродукты, потому что традиционно Европа — крупный покупатель российского дизтоплива. Местных производственных мощностей может просто не хватить, чтобы полностью покрыть существующий спрос, поэтому вполне можно ждать какие-то локальные дефициты и рост цен на дизтопливо. С другой стороны, чего-то смертельного в этом тоже нет. В истории было множество примеров, когда какой-то вид топлива дорожал, что приводило, с одной стороны, к большей его экономии, а с другой стороны, к использованию альтернативных видов топлива. 

Однако каким бы возможным ни выглядел отказ от российских нефти и нефтепродуктов, для этого все равно потребуется время. Оно уйдет на то, чтобы перестроить логистику, заключить поставки и провести модернизацию оборудования. Именно поэтому Евросоюз так тяжело согласовывает нефтяное эмбарго и откладывал его до последнего. Перестройка системы — дело дорогое и не быстрое. Это говорит о том, что введение санкций будет вестись постепенно, что, в свою очередь, даст российским компаниям время на адаптацию и поиск новых покупателей. 

Разворот на Азию 

Географически у России экспорт нефти ориентирован в основном на Запад (балтийские порты, новороссийские порты и трубопровод «Дружба», от которого уже в постсоветские времена построено несколько ответвлений). Представьте, насколько длиннее станет морское плечо, если исчезнут поставки из Новороссийска или Санкт-Петербурга. Это приведет к тому, что потребуется больше танкеров, так как в пути они будут проводить намного больше времени и, значит, будут успевать проводить меньше рейсов. А это означает, что транспортное плечо становится длиннее, приходится искать свободные танкеры. Вместе с этим растут издержки и конечная цена. При этом российская нефть выйдет на рынок — например, в Индию или в Китай, где, с одной стороны, есть спрос, а с другой, есть и конкуренты. Поэтому Россия должна будет предоставить дисконт, иначе нефть просто не купят. 

В итоге, с одной стороны, спрос на российские энергоресурсы есть и заместить европейских покупателей есть кем, но, с другой, все зависит от условий, которые придется для этого предложить. Именно поэтому уже сейчас понятно, что введение шестого пакета санкций пусть даже не сразу, с отсрочкой и с исключением для ряда стран, приведет к определенному снижению поступлений от экспорта в российский бюджет. 

На уровне потребителей

Другой вопрос в том, что россияне как граждане это не сильно быстро почувствуют. Сейчас очень интересная ситуация, когда отсутствует привычная связь колебаний экспортно-импортных доходов страны и уровня жизни населения. 

Разрыв этот произошел по многим причинам. Во-первых, из-за того, что рубль в значительной степени потерял конвертируемость. Поэтому когда нам браво рассказывают о том, как он там здорово укрепляется на Московской бирже, с одной стороны, это абсолютная правда, но, с другой, с учетом валютных ограничений эти сведения малоинформативны, поскольку курс сейчас Центробанк удерживает искусственно. Из-за этого возникает очень забавная ситуация: с одной стороны, формирование курса рубля абсолютно рыночное (на Московской бирже вы можете свободно купить доллары, евро и даже гонконгские доллары). Но ваша возможность распоряжаться теми же безналичными долларами довольно сильно ограничена. По сути, искусственно очень сильно снижен спрос на безналичный доллар.

Кроме того, пока санкции еще не повлияли на цены на потребительские товары. Дело в том, что торговля в основном сейчас эксплуатирует пока еще ранее сделанные запасы. То есть массовых поставок по новым ценам и схемам еще нет. Хотя уже есть разговоры о том, как поставщики будут организовывать параллельный импорт через лояльные нам Казахстан и Армению (обе страны под санкции не попали). Это, правда, потребует увеличения затрат как минимум процентов на 20% и увеличит срок поставки — например, на месяц. А любой рост издержек в конце концов прямо или косвенно ложится на конечных потребителей, что совершенно понятно. 

Кроме того, я не на 100% уверен, что этот оптимистичный сценарий с параллельным импортом так просто будет работать. Пока наши западные партнеры ничего не делают, оно действительно так и будет, но что-то мне подсказывает, что есть большая вероятность давления, в том числе и на поставщиков. Никто из крупных компаний на конфронтацию с развитыми странами не пойдет. Даже китайские фирмы из категории А-брендов (то есть хорошие производители) понимают, что российский рынок слишком мал по сравнению с европейским. Зато это не остановит более мелкие бренды, которых в том же Китае великое множество. Таким образом, выбор у россиян в любом случае будет, просто, вполне возможно, качество товаров может отличаться от привычного. 

Копировать ссылкуСкопировано