Наталья Семенова, «Московские коллекционеры»
Издательство: «Молодая гвардия»
Наталья Семенова много лет занимается исследованием коллекционирования в Москве, большей частью — во второй половине XIX века и на рубеже XIX и XX веков. Центральными героями этой книги стали: безжалостный к конкурентам коммерсант Сергей Щукин, миллионер Иван Морозов, которого в Париже называли «русский, который не торгуется», и Илья Остроухов — художник по профессии, но собиратель и музеестроитель по призванию. Семенова подробно рассказывает, что и как они собирали и, конечно, о судьбе этих коллекций.
После этой книги можно обратиться к другим книгам Семеновой: «Илья Остроухов. Гениальный дилетант», «Братья Рябушинские: из миллионщиков в старьевщики», «Братья Морозовы», «Сага о Щукиных». Импрессионисты, иконопись, русский классицизм, предметы декоративно-прикладного искусства — это чтение не только про коллекционеров и их семьи, но и про бизнес, и про историю восприятия искусства в целом.
Илья Семенович Остроухов
Художник-пейзажист и коллекционер, один из руководителей Третьяковской галереи. Он собрал обширную коллекцию русской живописи XIX века, при этом больше ценил этюды и эскизы. Первым приобретением стал этюд Василия Поленова «Лодка», который автор подарил ему в 1882 году. Со временем собрание пополнилось работами Василия Перова, Ивана Крамского, Василия Сурикова, Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Валентина Серова, Константина Коровина, Михаила Врубеля.
Также Илье Остроухову принадлежала крупнейшая коллекция древнерусских икон (более 2 тыс. предметов). Она выставлялась в его особняке — Музее иконописи и живописи в Трубниковском переулке. В декабре 1918 года его коллекцию национализировали и распределили: русская часть почти целиком осталась в Третьяковской галерее, западное искусство (например, портрет Антонина Пруста кисти Эдуарда Мане) передали в ГМИИ, восточное прикладное искусство — в Музей народов Востока. Кое-что осело в провинциальных музеях.
Илья Остроухов был первым, кто организовал реставрацию «Троицы» Андрея Рублева. В 1904 году он стал инициатором создания в Третьяковской галерее иконного зала.
«Огненное восхождение пророка Ильи, с житием», вторая половина XVI века «Чудо Георгия о змие», конец XVI века «Успение Богоматери», конец XV века «Снятие со креста», конец XV века
Иван Абрамович Морозов
Один из наследников богатейшей в текстильном бизнесе династии, московский купец, директор-распорядитель Тверской мануфактуры. Как и старший брат Михаил (благодаря которому в России появились полотна Эдуарда Мане, Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Винсента Ван Гога, Поля Гогена, а также единственная в нашей стране картина Эдварда Мунка), собирал работы импрессионистов и постимпрессионистов, целенаправленно создавал музей современной зарубежной живописи.
Собрание Ивана Морозова насчитывало 181 работу иностранных мастеров и 407 — русских. Первым приобретением в коллекции стала картина «Мороз в Лувесьенне» Альфреда Сислея (1873). Ивана Морозова можно охарактеризовать как очень вдумчивого коллекционера, он долго присматривался к новым художникам и только потом системно покупал работы. При этом не жалел средств — во Франции его прозвали «русский, который не торгуется».
И. А. Морозов (1871–1921) Портрет актрисы Жанны Самари, Пьер Огюст Ренуар, 1877 «Девочка на шаре», Пабло Пикассо, 1905 «Бульвар Капуцинок», Клод Моне, 1873 «Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог, 1890 «Голубой пейзаж», Поль Сезанн, 1906. В коллекции 18 работ художника «Гавань в Марселе», Поль Синьяк, 1906 «Женщина, держащая плод», Поль Гоген, 1893
Сергей Иванович Щукин
Московский купец, благотворитель и коллекционер; один из четырех наследников текстильного магната с сетью мануфактур. Возглавил бизнес после смерти отца, начал коллекционировать картины уже после 40 лет и собрал крупнейшую коллекцию французской живописи XIX–XX веков в России. Первыми работами в коллекции стали два северных пейзажа норвежского живописца Фрица Таулова, картины Шарля Котте и Люсьена Симона. Щукин приобрел картины Огюста Ренуара и Эдгара Дега, Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Создал в своем особняке «иконостас» Гогена. Купил 51 картину Пабло Пикассо — в то время это была крупнейшая в мире коллекция работ этого художника.
Сергей Щукин завещал свою коллекцию Третьяковской галерее, после революции ее национализировали и объединили с коллекцией Морозова. Вскоре после Великой Отечественной войны картины на гребне борьбы с космополитизмом разделили пополам между Москвой и Ленинградом — ГМИИ им. Пушкина и Государственным Эрмитажем. По оценкам аукционного дома «Сотбис», стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла $8,5 млрд.
С. И. Щукин (1854–1936) «Голубые танцовщицы», Эдгар Дега, 1897 «Скалы в Бель-Иль», Клод Моне, 1886 «А, ты ревнуешь?», Поль Гоген, 1892 «Пьеро и Арлекин», Поль Сезанн, 1890 «Дама с веером», Пабло Пикассо, 1909 «Любительница абсента», Пабло Пикассо, 1901 «Красная комната», Анри Матисс, 1908 «Танец», Анри Матисс, 1910 «Музыка», Анри Матисс, 1910 «Девушки в черном», Огюст Ренуар, 1882
Татьяна Юденкова, «Братья П. М. и С. М. Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века»
Издательство: «БуксМАрт»
Третьяковская галерея уже давно стала сокровищницей национального масштаба, за ней уже как будто не видно тех коллекций, которые стали ее основой: от развески «как это было при Третьякове» музей уже как 100 лет назад перешел к научному размещению экспонатов, призванному показать историю искусства страны в ее развитии через наиболее яркие, характерные образцы.
Исследование Юденковой возвращает нас к началу — она рассказывает не только о том, как Сергей Третьяков сформировал, наверное, самое значимое частное собрание в истории страны, но и о коллекции его брата Павла. Они обсуждали друг с другом предметы искусства, при этом как будто заранее договорившись о разделе областей интереса. В другом издании — «Братья Третьяковы. Коллекции: в 2 томах» — Юденкова попыталась воспроизвести репродукции коллекций двух братьев в максимально полном виде.
Братья Павел и Сергей Третьяковы
Еще одна текстильная купеческая династия, торговавшая сукном. Льняная мануфактура в Костроме приносила деньги на коллекционирование живописи.
В 1860-х годах старший из братьев, Павел Михайлович, задумал создать «Русский пантеон» — портретную галерею великих современников, чтобы сохранить их живые образы для будущих поколений. Александр III конкурировал с ним за статус главного коллекционера России. В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции двухэтажное здание — галерею, а с 1881-го ее посещение стало свободным и бесплатным для всех. Он говорил: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
В 1892 году Павел Третьяков передал собрание в дар Москве. Оно включало 1276 картин, 471 рисунок, 10 скульптур русских художников, а также 84 полотна иностранных мастеров из собрания младшего брата, Сергея Михайловича.
П. М. Третьяков (1832–1898), С. М. Третьяков (1834–1892) «Березовая роща», Архип Куинджи, 1879 «Апофеоз войны», Василий Верещагин, 1871 «Осенний день. Сокольники», Исаак Левитан, 1879 «Девушка, освещенная солнцем», Валентин Серов, 1888 «В лесу Фонтенбло», Теодор Руссо, 1860-е «Деревенская любовь», Жюль Бастьен-Лепаж, 1882 Портрет Л. Н. Толстого, Иван Крамской, 1873
Евгений Штейнер, «В пучине бренного мира: Японское искусство и его коллекционер Сергей Китаев»
Издательство: «Новое литературное обозрение»
Когда-нибудь о Сергее Китаеве снимут кино. Выходец из купеческой семьи, он сделал головокружительную карьеру на флоте, вышел в отставку генерал-майором по адмиралтейству. Но для нас важно другое: он был отчаянно влюблен в японское искусство и собрал одну из самых, если не самую представительную коллекцию японского искусства в Российской империи.
После Октябрьской революции коллекция была национализирована и стала частью фондов Пушкинского музея. Сам Китаев эмигрировал в Японию, где продолжил собирать коллекцию до самой смерти в 1927 году. Штейнер, сам известный исследователь японского искусства, много лет посвятил судьбе предметов и гравюр, собранных Китаевым, — и наконец-то представляет свою историю коллекции и ее собирателя.
Сергей Николаевич Китаев
Русский военный моряк, коллекционер, художник-акварелист. Сергей Китаев был одним из первых, кто стал коллекционировать японские гравюры укиё-э XVIII–XIX веков в России. Удалось собрать крупнейшую в стране — а одно время считалось, что и в Европе — коллекцию японского искусства. Через несколько лет после Октябрьской революции 1917 года коллекция попала в Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина и никогда полностью не выставлялась. Посмотреть ее можно на сайте.
С. И. Китаев (1864–1927) «Обмен деревянных снегирей», Таматэ Байсю, 1850-1860 «Скачки ароматов», Кацусика Хокусай, 1822 «Уподобление Кораблю сокровищ Итикавы Дандзю ро», Тории Киёмицу, 1832
«Архив Харджиева»
Издательство: In Artibus Fondation
Жизнь Николая Харджиева сама по себе похожа на роман: молодой человек из Одессы, влюбленный в литературу и искусство, приезжает в Москву в конце 1920-х — и застает расцвет и закат последней творческой свободы. Он знакомится со всеми своими героями — с Малевичем и Татлиным, с Маяковским и Крученых, с Ахматовой и Мандельштамом, Шкловским и Заболоцким. Совсем скоро и герои, и их произведения начнут как минимум испытывать трудности, как максимум — будут запрещены или погибнут в репрессиях и войне.
Харджиев начнет собирать их рукописи, письма, книги, картины, рисунки — так в его руках окажутся уникальнейшая коллекция предметов искусства и архив, который он сам будет исследовать и потихоньку публиковать. Под конец жизни его несколько раз ограбят, затем, во время пересечения границы, коллекция будет распылена, архив будет разъединен — и соединен только после смерти Харджиева совместными усилиями российских и нидерландских ученых. Этот каталог посвящен выставке, рассказывающей о коллекции и архиве ученого, вдобавок к трем томам, опубликованным раньше.
Николай Иванович Харджиев
Писатель, историк новейшей литературы и искусства, текстолог, коллекционер. В его собрание вошли: русский авангард, книги, переписка, документы — Ларионов, Гуро, Бромирский, Маяковский, Чакрыгин, Матюшин, Фонвизин, Розанова, Моргунов. Авторы сами дарили ему свои произведения как другу и человеку, понимающему их творчество. Все эти бесценные ныне автографы он собирал и изучал в то время, когда ими мало кто интересовался, и сохранял в годы гонений на их авторов.
Н. И. Харджиев (1903–1996) К. Малевич. «Супрематическая композиция», Казимир Малевич, 1915, Фонд Бейелера (г. Риэн, Швейцария) «Черный крест», Казимир Малевич, 1915, Центр Помпиду в Париже «Черное и белое. Супрематическая композиция», Казимир Малевич, 1915. Музей современного искусства в Стокгольме
Георгий Костаки, «Коллекционер»
Издательство: «Искусство – XXI век»
Костаки был греческим подданным и работал в западных дипмиссиях — начинал шофером. Среди тех «сувениров», которые дипломатические работники увозили с собой после окончания службы, были антиквариат, предметы старины и произведения искусства, классические и современные. Харджиев начал разбираться, а затем — коллекционировать, сфокусировавшись на гонимом тогда авангарде, который в те дни можно было купить за бесценок.
Во второй половине жизни Костаки эмигрирует в Грецию — и возьмет большую часть коллекции с собой, позже она станет основой крупнейшего собрания русского авангарда за рубежом — музея в Салониках, несмотря на то, что другую часть коллекции Костаки заставят оставить в СССР. О своей невероятной жизни и коллекции он написал в автобиографии — и, конечно, очень любопытно слышать такую историю из первых рук.
Георгий Дионисович Костаки
Советский коллекционер греческого происхождения. Обладатель крупнейшего собрания русского авангарда: 834 произведения: 692 листа графики и 142 живописных произведения. Среди них картины Кандинского, Филонова, Шагала, Удальцовой, Древина, Экстер, Ларионова, Поповой, Гончаровой, Родченко.
Также собирал иконы и произведения художников — нон-конформистов 1950-х годов. В коллекции было около 80 икон, большая часть была подарена Музею древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Среди них был редчайший византийский «Спас» XV века. Среди художников новой эпохи (1950-е) были работы Зверева, Рабина, Краснопевцева, Плавинского, Вейсберг и многие другие.
Г. Д. Костаки (1913–1990) «Пространственная конструкция №12», Александр Родченко, 1920, ГМИИ им. Пушкина «Портрет М. В. Матюшина», Казимир Малевич, 1913 «Восстание», Климент Редько, 1925, ГТГ «Кувшин на столе», Любовь Попова, 1915 «Москва.Красная площадь», Василий Кандинский, 1916 «Ландыши», Марк Шагал, 1916, Государственная Третьяковская галерея «Автопортрет», Анатолий Зверев, 1957, AZ Музей «Зеленая полоса», Ольга Розанова, 1917