Нехватка сырья
Состояние российской отрасли сегодня — это результат того, что происходило в ней за последние 30 лет. Само виноделие в России появилось в начале XVII века и планомерно развивалось вплоть до советского времени. Именно тогда, по словам экспертов, был создан собственный метод быстрой шампанизации, а советское шампанское получало призовые места на международных конкурсах.
«Расцвет» советского виноделия шел ровно до антиалкогольной кампании, которую в 1985 году начал президент СССР. В результате активной борьбы с пьянством было уничтожено огромное количество предприятий. В итоге на фоне последующего кризиса и спада 1990-х годов площади виноградников сократились за 30 лет почти на 70%.
Новый период в развитии российского современного виноделия начался в 2000-х годах, когда в отрасль пришло современное поколение виноделов. Одновременно подключилось государство: производители начали получать субсидии — на компенсацию части затрат на закладку и уход за молодыми виноградниками.
Те, кто пришел развивать российское виноделие, столкнулись с целым рядом проблем, которые остаются актуальными до сих пор. Основная — это нехватка сырья. После 2014 года, с учетом крымской территории, общая площадь российских виноградников составила 90,159 тыс. га. За последние 8 лет она увеличилась до 100 тыс. га. Проблема в том, что отрасли необходимо в 2,5 раза больше, считают эксперты.
По моим оценкам, чтобы полностью обеспечить российских производителей винодельческой продукции сырьем, нужно где-то примерно 250 тыс. га виноградников. Если учитывать, что ежегодно с 2014 года прибавлялось порядка 5 тыс. га, для того, чтобы полностью обеспечить Россию отечественным сырьем, нам понадобится около 30 лет.
Максим Черниговский генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка»
Такие низкие темпы, с которыми производители осваивают земли под виноградники, объясняются тем, что выращивать виноград — это дорого и долго. В лучшем случае, первый урожай виноградники дают примерно через 5 лет после высадки. При этом все это время производителям нужно тратить деньги на покупку саженцев, удобрений, оборудования, комплектующих, маркетинг, персонал, покупку лицензий, акцизы. Как отмечают участники отрасли, при всех имеющихся рисках и небольшом горизонте планирования далеко не все могут позволить себе так долго ждать возврат инвестиций.
Борьба с импортозависимостью
Долгое время проблему с сырьем в России решали за счет импорта — за рубежом компании закупали
Однако зачастую у экспертов рынка возникали вопросы к неоднородному качеству ввозимых виноматериалов и производимой из них продукции. Кроме того, сложившаяся ситуация сильно тормозила развитие собственной сырьевой базы.
Нужно было разорвать порочный круг и резко снизить зависимость от импорта. Для этого в 2019 году был принят ФЗ №468 «О виноградарстве и виноделии». Например, закон определил, что теперь вином может называться только продукция из отечественного сырья. Продукция из импортного балка официально относится к винным напиткам.
Конечно, российским предприятиям не запрещается использовать зарубежные виноматериалы, но мало кто готов выпускать винные напитки вместо вина. В итоге цель закона — стимулировать развитие собственных виноградников за счет увеличения спроса на отечественное сырье — была достигнута. Производители бросились закупать его в срочном порядке. Проблема в том, что резкий рост спроса привел к дефициту сырья и тому, что оно подорожало. За 2020 год стоимость российского винограда увеличилась на 20–25% в зависимости от региона.
Одновременно с этим сократилась доля зарубежных закупок. В 2020 году импорт вин и виноматериала, по данным ФТС, снизился на 21%, до 354 млн литров. Импорт виноматериала в натуральном выражении упал на 77%.
Нехватка отечественной продукции и сокращение импорта привели к тому, что российские виноделы сократили объем производства. По подсчетам Максима Черниговского, из-за недостатка винодельческого сырья в течение 2021 года производственные мощности российских компаний были задействованы всего на 60%. «Нужно инвестировать в «первичку», в развитие сырьевой базы, но полностью взять на себя все затраты, связанные с закладкой виноградников, их уходом, мелиорацией земель они не в состоянии. Необходима всеобъемлющая помощь государства», — убежден эксперт.
По подсчетам Черниговского, на покупку винодельческого оборудования уйдет еще от 500 тыс. рублей до 1 млн евро, а на сам уход за виноградником — от 100 тыс. рублей/га в год.
По словам эксперта, господдержкой предусмотрено субсидирование до 80% затрат на закладку виноградников, но из-за роста цен субсидии покрывают порядка 40% затрат. Хорошие новости в том, что российские власти планируют увеличивать объем финансовой поддержки виноделов вдвое. В июне 2022 года в Минсельхозе заявили, что в этом году в рамках федеральных проектов будет выделено 2 млрд рублей.
Со своей стороны, сами компании отмечают: госфинансирование сейчас будет как нельзя кстати. «Скорейшее использование антикризисных мер даст возможность адаптироваться к новым экономическим условиям и обеспечить стабильное функционирование винодельни», — говорит Елена Костенко, генеральный директор севастопольской винодельни «Золотая Балка».
Чем заменить
Санкции, с которыми столкнулась Россия за последние 3 месяца, сильно усложнили процесс закупки товаров, необходимых для производства вина, за рубежом. В первую очередь европейских саженцев. Например, по словам Елены Костенко, «Золотая Балка» приобретала их во Франции, Италии, Австрии и Сербии. Сейчас компания столкнулась с нарушением логистических связей и с тем, что ведущие импортеры не дают гарантий на поставки, а также переводят договоры на стопроцентную предоплату.
На этом фоне в выигрышном положении оказались те представители отрасли, у которых есть собственная сырьевая база. Например, у одной из крупнейших виноделен «Кубань-Вино» есть собственный питомник, который в этом году увеличится на 2,8 млн саженцев. Как отметил управляющий акционер группы компаний «Ариант» Александр Кретов, спрос на отечественные саженцы увеличивается с каждым днем по причине ограничений на ввоз импортного материала. К «Кубань-Вино» сейчас обращаются как крупные винодельческие компании, так и мелкие фермерские хозяйства со всех регионов России, включая Краснодарский и Ставропольский края, Ростовскую и Волгоградскую области, Крым и Дагестан.
«Посадочный материал отечественного производства — реальная альтернатива закупкам импортных саженцев, которые не всегда соответствуют почвенно-климатическим условиям регионов России», — отмечает Анна Бойко, PR-директор группы компаний «Ариант». Сама компания ежегодно выращивает 3 млн саженцев, что позволяет засеять 1,5 га виноградников.
Проблема в том, что отечественного материала может не хватить на всех участников рынка.
Весенняя кампания по закладке новых виноградников идет строго в соответствии с планом – саженцы и энопрепараты были закуплены своевременно. Но уже в ближайшее время на сельскохозяйственном рынке ожидается дефицит: поставки европейского посадочного материала под вопросом, а предложение российских питомников не покрывает существующий спрос.
Елена Костенко генеральный директор севастопольской винодельни«Золотая Балка»
Санкциям назло
Главная цель российских виноделов в текущих условиях — быстро найти замену импортному сырью и комплектующим. Однако, помимо этого, у компаний есть еще ряд проблем, которые приходится решать.
Дорогие кредиты. Например, на фоне геополитической ситуации в конце февраля Центробанк России поднял ключевую ставку до рекордных 20% годовых и снижать ее начал только в апреле. «Обслуживание кредитов стало более дорогим — однако это не отменяет необходимость максимально мобилизовать изготовление вин и обеспечить растущий в условиях импортозамещения спрос на игристые и тихие вина», — говорит Елена Костенко из «Золотой Балки». По ее словам, в результате того, что денег стало меньше, производителям приходится приостанавливать свои инвестиционные проекты, а это значит, что расширение виноградников идет более медленными темпами.
Рост цен. Перестройка логистических маршрутов привела к тому, что издержки компаний увеличились вместе с ценами на комплектующие товары и материалы. «Например, из-за роста цен на импортную бумагу у российских типографий возросла цена за этикетки», — говорит Александр Кретов из «Арианта».
В итоге вместе с расходами производителей растет стоимость вина для конечного потребителя. По данным Кретова, цена на продукцию уже выросла в среднем на 10%.
Хорошие новости в том, что, несмотря на текущие трудности, сами российские производители настроены оптимистично и уверены, что смогут справиться как с последствиями санкций, так и с основными проблемами отрасли.
Ожидания от государства
С одной стороны, российские виноделы обещают сделать все, чтобы российское вино оставалось доступным для потребителей. «Сейчас мы ищем варианты оптимальной логистики, рассматриваем все возможные пути доставки, меняем поставщиков», — говорит Кретов.
С другой — компании надеются на более активное участие государства. Оно, в свою очередь, в марте 2022 года опубликовало план по поддержке отрасли, который включал планы по импортозамещению производственного оборудования и мелиорацию в Крыму. С мая этого года вступили в силу поправки к ФЗ-171, которые позволяют торговать вином на верандах и на стадионах. Также разрешили проводить винные ярмарки, две из которых уже состоялись — в Анапе в мае и во Пскове в июне. Наконец, снова заговорили о законопроекте, разрешающем дистанционную торговлю вином.
Акцизы. Что касается ожиданий самих виноделов, то, по словам Максима Черниговского, в первую очередь речь идет об обязательных сборах. «Государство в первую очередь должно принять политическое решение и снизить до нулевой ставки акциз именно на отечественную винодельческую продукцию. Тогда она снизится в цене, станет более доступной», — убежден Максим Черниговский. По его словам, это позволит российским производителям увеличить объем инвестиций в расширение своей сырьевой базы — обустройство виноградников. Это, в свою очередь, позволит россиянам увидеть на полках качественное и недорогое вино российского производства.
Продвижение. Если говорить о текущих госинициативах, то они касаются прежде всего продвижения отечественной продукции. Например, Роскачество дважды в год проводит Дни российских вин.
Усилия государства совпали с новым трендом — развитием домашнего туризма на фоне пандемии COVID-19. В итоге, с одной стороны, винодельни в том же Краснодарском крае начали расширять инфраструктуру и принимать гостей, с другой — винные бары и рестораны появляются по всей стране, начиная с Санкт-Петербурга и заканчивая Екатеринбургом.
Кроме того, активное развитие получили новые форматы. Среди них слепые дегустации (где гости пробуют вино в завернутых бутылках), винные казино (вид вечеринки с сукном, на которой гости угадывают вина, делая ставки) или винные забеги (их участники бегут по виноградникам и через винодельни).
Ставка на качество
Росту популярности российского вина способствуют не только внешние условия, но и качество самого продукта. Российские вина занимают призовые места на престижных международных винных конкурсах, таких как VINARIUM 2021 в Бухаресте, Concours Mondial de Bruxelles в Брюсселе и MUVINA 2021 в Словакии.
При этом российские виноделы не только производят белое и красное вино, но и следуют последним международным винным трендам. Так, в России производятся
Драйверами вкуса здесь выступают микровиноделы (не больше 100 тыс. бутылок в год), которые формируют имидж российской винной отрасли.
Как отмечают эксперты, эти участники рынка начали появляться в России в последние 5 лет, однако именно сейчас на микровиноделов обратил внимание ресторанный бизнес.
В HoReCa произошел качественный скачок. Этих виноделов заметили, их доля в винной карте увеличилась. Топовые рестораны оценили качество российского бутикового вина таких виноделен, как «Гунько», «Узуновы» и «Вина Арпачина». Тем более что те импортные позиции, которые стояли в ресторанах в первую очередь побокально, резко выросли в цене. Соответственно, сейчас ищут и находят замены среди российского авторского вина.
Виктория Мамичевагенеральный директор проекта VIC | Эксклюзивные авторские вина России
Маленькие производства также очень чувствительны к санкционным трудностям, касающимся качественных пробок, дорогих бутылок, хороших этикеток, — это часть их имиджа, с помощью которого они отстраиваются от больших и средних производителей и завоевывают сердца потребителей. Виктория Мамичева заверяет, что микровиноделы очень заинтересованы в рынке и не хотят терять потребителей, поэтому намерены оставаться в границах 10–15%.
Как отмечают эксперты, следить за качеством и его стабильностью придется всем участникам винной отрасли, независимо от того, как они будут выживать в кризис. Тем более что спрос на их продукцию будет обеспечен текущими условиями — в первую очередь новым всплеском внутреннего туризма, в этот раз на фоне санкций. Участники отрасли надеются, что это даст возможность россиянам убедиться в высоком уровне отечественного производства и гостеприимства, во внимании к деталям — будь то огромный туристический комплекс агрогигантов или же гаражная фермерская винодельня. Кроме того, россияне будут чаще видеть российское вино на полках в магазинах разных форматов, в картах кафе и ресторанов.
В целом эксперты уверены: ближайший год, безусловно, станет непростым для всех игроков рынка, но, по крайней мере, можно точно сказать, что все больше конечных потребителей откроют для себя российское вино и, возможно, полюбят его.