Три выставки для московского лета

Если судьба не пустила вас к морю этим летом, а оставила в Москве, возрадуйтесь. Это шанс получить максимум удовольствия от лучшего города Земли в лучшее время года. Автор Telegram-канала об искусстве Let’s art, редактор «Московских новостей» Елена Соломенцева рассказывает, на каких летних выставках точно стоит побывать.

1. Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых

ГМИИ им. А. С. Пушкина, Волхонка, д. 12
До 30 октября 2022 года
Билеты, купленные онлайн, дают право прохода в музей без очереди

Выставка — хит сезона, выставка — остросюжетный сериал. Та самая коллекция живописи, которая чуть не застряла весной в Париже и за которую очень переживали все причастные к искусству. Культурная дипломатия в итоге победила, и сейчас мы можем посмотреть в Пушкинском музее одно из лучших в мире собраний картин конца XIX – начала XX века. Именно так, все вместе, эти картины когда-то хранились в доме коллекционера Ивана Морозова на Пречистенке, 12.

Выставка «Брат Иван. Коллекции Ивана и Михаила Морозовых»
Фото: Yuri Kochetkov / EPA / TASS

Братья Морозовы, старший Михаил и младший Иван, — продолжатели династии «хлопчатобумажных королей России». Михаил предпочитал управлению мануфактурами театральные премьеры. Живопись он коллекционировал сердцем: начал с Врубеля и Серова, а закончил тем, что приобрел для своего особняка на Смоленском бульваре картины Мане и Моне, Ренуара, Ван Гога и Гогена. Единственный в России Мунк тоже на его счету.

Иван сперва попробовал себя в семейном бизнесе и успешно им управлял. Собирать искусство он начал уже после смерти Михаила, но по-своему. Иван коллекционировал рационально: читал книги об искусстве, не пропускал ни одной парижской выставки, общался с торговцами. У него была цель и миссия — сделать музей. Именно поэтому в его коллекции не только самые яркие вещи французских звезд, но и характерные для разных их периодов. Например, есть узнаваемый, буйный цветом Матисс, а есть Матисс времен Школы изящных искусств — сильно похожий на классический фламандский натюрморт XVII века.

Что смотреть

На этой выставке можно увидеть все лучшее сразу. Маковые поля Моне, улыбку Жанны Самари от Ренуара, виноградники Ван Гога, полинезийские сказки Гогена, голубые пейзажи Сезанна и марокканский цикл Матисса, а еще картины Дега, Тулуз-Лотрека, Марке. Звезды импрессионизма и постимпрессионизма, конечно, все здесь.

Выставка «Брат Иван. Коллекции Ивана и Михаила Морозовых»
Фото: Станислав Красильников / ТАСС

Живопись разбавлена скульптурой Огюста Родена, Камиль Клодель и Астрида Майоля. Французская часть коллекции органично провязана работами русских художников — Коровина, Серова, Врубеля и Левитана. Все вместе — оглушительная симфония стилей и цвета. За пару часов, не выходя из здания, можно бегло изучить историю живописи на стыке XIX и XX веков. Плюс получить чистое эстетическое удовольствие.

2. Международная фотобиеннале

Мультимедиа арт музей (МАММ), ул. Остоженка, д. 16
До 28 августа 
Билеты

Мультимедиа арт музей зовет на традиционный летний праздник фотографии, и глупо это приглашение не принять. Такой микс искусства, бытописания и истории редко где найдешь. Классика российской фотографии здесь рядом с современным ее прочтением. А вишенкой на торте в этом году — победитель World Press Photo, звездный итальянец Габриэле Галимберти. Весь август на биеннале будет происходить интересное: встречи с мэтрами фотографии, лекции, авторские экскурсии и даже медитации с тибетскими чашами.

Что смотреть

Начать можно со «Сказки о потерянном времени» от культового фотографа 1980-х Сергея Борисова. Самую модную сейчас эпоху он подсвечивает изнутри фэшн-съемками, портретами кумиров, образами Москвы и москвичей тех лет.

Зимний загар
Сергей Борисов. Москва. 1998.
Фото с сайта МАММ

«Герои андеграунда 1980-х годов — веселящаяся детвора, — пишет критик Александр Раппопорт о моделях Сергея Борисова. — Они играют на публику, которой нет, а потому эта игра неуязвима и тотальна. Здесь нет фальши. Подлинное и поддельное утрачивает свою былую противоположность, ибо сегодня — их время, а завтра? Завтра ведь может вообще не быть».

Диалог
Сергей Борисов. 1983.
Фото с сайта МАММ

Сергей Борисов начал снимать видеоинтервью с художниками и музыкантами в середине 1980-х, когда ютьюба не было даже в планах. Зато было много острых вопросов и веселья. На выставке есть возможность посмотреть видеоархивы Борисова и поучиться блогингу у лучших.

И сразу следом посмотреть выставку «Москва – Париж – Вена» в тонком исполнении живого классика фотографии Игоря Мухина. Его кадры из Москвы девяностых и нулевых — идеально пойманные приметы времени. Вы их точно хоть раз, да видели. Вена с Парижем в объективе Мухина тоже кинематографичные, полные людей и поцелуев, — не брессоновские, но почти. 

От прошлого к настоящему проведет Дмитрий Булин с фототрибьютами на голландских художников и мастеров эпохи итальянского Возрождения. Есть оммажи на Боттичелли, Микеланджело и Брейгеля-старшего, в которых автор ловко осмысляет разные каноны красоты. Выставку он назвал Codex Rescriptus (от лат. «палимпсест»), намекая, что готов написать новое послание на запыленных культурных мемах.

Рождение Венеры. Из серии «Венера 2.0»
Дмитрий Булин. 2018.
Фото с сайта МАММ

Так же, как художник Леонид Тишков, который уже 20 лет проживает жизнь в компании с Луной и фиксирует это в фотографии. С ней путешествует, ведет хозяйство, общается по-своему. Идеальное средство от одиночества: ты уже не один плюс светло и тихо. Проект «Ближе Луны Только Звезды» посвящен сюрреалисту Рене Магритту.

Из проекта «Частная луна». Урал, Россия.
Леонид Тишков. 2015.
Фото с сайта МАММ

Единственный иностранный участник в этом году — титулованный гость из Италии Габриэле Галимберти — мастер психологических портретов вещей и их владельцев. Скелет динозавра в интерьере или содержание аптечки — про хозяина сразу все становится понятно. Чтобы собрать серию «Домашняя аптека», Галимберти 4 года снимал во Франции, Италии, США, Индии, Колумбии, Коста-Рике, Японии. А для проекта «Мой личный динозавр» погрузился в тему коммерческой палеонтологии. 

Из серии «Мой личный динозавр». Мартас-Винъярд, штат Массачусетс, США.
Габриэле Галимберти. 27 мая 2018 года.
Фото с сайта МАММ

3. Беспредметность как новая образность

Дом культуры «ГЭС-2»
До 30 сентября
Регистрация


Тем, кого уже ничем не удивишь, а мозг подразмять все еще хочется, — дорога в ГЭС-2. Здесь выставка, которая исследует связь живописи, музыки и архитектуры с начала XX века и по сегодняшний день.

Выставка «Беспредметность как новая образность»
Фото: Дом культуры «ГЭС-2» / «ВКонтакте»

За живопись в этот раз отвечают фонд V-A-C и абстрактное искусство: начиная с композиций Василия Кандинского и заканчивая современным прочтением беспредметности. Кандинский, кстати, как истинный синестетик, был уверен, что живопись и музыка работают по одним законам гармонии, только у первой вместо нот — цвет и форма.

Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.

Василий Кандинский
Трактат «О духовном в искусстве», 1910

Если достаточно долго рассматривать геометрические формы и плоскости этих картин под местные звуковые инсталляции, в голове может сложиться совсем новое представление о пространстве, да и о реальности тоже. Но это не страшно, потому что так и задумано: художник здесь создатель параллельных миров, которые живут по непривычным сценариям.

Резкий и мягкий, 1932
Василий Кандинский

Бонусом к картинам идут скульптура Альберто Джакометти и «Капилляры» Даниэля Кнорра — акриловые трубки с коллекцией ядов внутри. Белладонна, мышьяк, болиголов — выбирай себе любой.

Копировать ссылкуСкопировано