Колумнист

Кругом «Хомяк»: почему эта игра-кликер может стать финансовой пирамидой в крипте

Игра в «Хомяка», или Humster Kombat буквально за 3 недели набрала больше 100 млн пользователей в мире. С виду это безобидная игра-кликер для детей и взрослых. Но «Хомяк» вовсе не то, чем кажется. Наш колумнист, Кира Егорова, считает, что создатели Хомяка — опытные манипуляторы, которые создали игру по законам лудомании и азарта, грамотно продвигают ее через знаменитых блогеров и могут сделать из «Хомяка» настоящую финансовую пирамиду на криптобирже.

Факты указывают на то, что ее создатели все это не просто спланировали, но и привлекли огромные инвестиции на продвижение, чтобы воплотить все в жизнь. И поскольку они уже заявили о планах запуска собственной криптовалюты на основе кликера, то несложно разглядеть очертания очередной финансовой пирамиды с приставкой «крипто». Но обо всем по порядку.

Что не так с кликерами

Если вы уже играли в кликеры, то эту главку можете пропустить и читать следующую.

Со стороны Хомяк выглядит как безобидный кликер, clicking game — так называют мобильные игры, когда пальцем стучишь по одной кнопке на экране и зарабатываешь таким образом очки. Очки потом можно обменять на какие-то другие полезности у других игроков.

Кликеры сейчас находятся на пике популярности. Их продвигает знаменитая среди игроманов платформа Steam с охватом в 120–130 млн пользователей в мире, треть из которых живет в США, и примерно 7% — в России.

Так, в топе Steam есть игры с названиями в жанре, который я бы назвала «святая простота»: Banana Clicker, Candy Clicker, Capybara Cliker. В них надо стучать по предмету в центре экрана (банан, конфета, капибара) и прокачивать его до новой версии, зарабатывая очки. Потом на том же Steam эти очки можно поменять на инструменты для других игр или даже продать их за деньги другим пользователям.

Самый популярный Banana Clicker собрал аудиторию в 440 тыс. пользователей на Steam. Правда, довольно быстро выяснилось, что большая часть аудитории — боты, которых жадные пользователи запустили, чтобы «накликать» побольше очков и поменять их на что-то ценное.

А еще блогеры поднимают вопросы об этичности игры — кликеры строятся на манипулятивных приемах, которые заставляют заходить в игру по несколько раз в день, то есть формируют игровую зависимость. И конечно, на эти уловки попадаются в основном дети. Но Steam пока игру не удаляет.

Кто стоит за Хомяком

Создатели «Хомяка» пошли куда дальше кликеров со Steam. Во-первых, они сразу взяли другой масштаб: не стали договариваться с игровыми платформами типа Steam и даже не стали заморачиваться с приложением — ведь тогда его нужно было бы согласовывать с App Store и другими маркетплейсами.

Вместо этого они сделали бот в Телеграме, в котором еще проще и быстрее залогиниться и начать и играть. Даже скачивать ничего не надо. Все профессиональные маркетологи и сейлзы сказали бы о гениальности такого хода и назвали бы его «сокращение клиентского пути» и «ускоренной воронкой».

Я никогда не была связана с играми и их разработкой — я работаю в другой сфере, на стыке инвестиций, контента и маркетинга, но я убеждена, что перед нами гениальный инструмент с гигантским бюджетом на продвижение, основанный на принципах лудомании, азарта и обещаниях заработать много денег, ничего не делая. А последнее, в свою очередь, уже тянет на начало истории про мошенничество.

Популярность Хомяка не случайная удача. Вообще случайностью здесь и не пахнет. Вот факты, которые указывают, что создатели «Хомяка» продумали все детали и знали, что делают:

  • Создатели — анонимусы, о них вообще ничего неизвестно. Для мира игр это необычно, а вот для мира криптомошенников — стандарт. Удобно, когда не надо отвечать за обещания.
  • Масштаб маркетинга. Игру запустили меньше месяца назад, 25 мая 2024 года, а сейчас в ней, по разным данным, от 100 млн до 148 млн ежедневных пользователей. Это результат агрессивного маркетингового продвижения у блогеров в Тиктоке, Х (бывшем Твиттере), Инсте, Телеграме и Ютубе. Даже знаменитый Вилсаком — популярный в русскоязычном Ютубе — снял обзор на игру, где в кадре играет в «Хомяка» с собственным ребенком. Сложно придумать более умелую нативную рекламу, обзор собрал больше 9 млн просмотров. Кстати, посмотреть этот обзор было одним из «заданий» в игре, но об этом позже.
  • В игре проработаны все механизмы «удержания» пользователя, которые заставляют открывать ее снова и снова: «вернись, иначе через 3 часа результат обнулится». Да, они взяты из классических кликеров. И это неслучайно. Эти приемы нацелены на то, чтобы развить у пользователя игровую зависимость.
  • В игру виртуозно вписан инструмент сетевого маркетинга. Игра дает пользователям задания, которые позволяют заработать еще больше очков. А сами задания нацелены на распространение информации об игре в интернете (одно только задание посмотреть тот самый «нативный» ролик Вилсакома чего стоит). В своем разборе Хомяка блогер Катя Конасова приводит пример другого задания из игры: разместить на любом маркетплейсе фирменный мерч с Хомяком. И так на Ozon и Wildberries появились ряды объявлений с «хомячковыми» футболками. Создатели буквально делают бесплатную рекламу руками пользователей.


Как это может стать финансовой пирамидой

Создатели открыто обещают пользователям, что все «накликанные» виртуальные монеты превратятся в крипту, то есть в перспективе — в реальные деньги. Криптобиржа KuCoin уже запустила премаркет монеты HMSTR — а в будущем создатели планируют ее листинг.

Сейчас в игре нет вообще никакой монетизации, но с учетом объема аудитории она может появиться со дня на день. Нет никаких сомнений, что создатели игры планируют заработать на ней много денег. Способы заработка могут быть разные: от введения платы за «вывод» монет до создания финансовой пирамиды на криптобирже. Последнее — самая ходовая схема для проектов с монетами-пустышками. Делается все довольно просто.

Шаг первый: на большую аудиторию объявляется о запуске монеты на криптобирже.

Шаг второй: монета запускается, то есть проходит листинг.

Шаг третий: появляются сообщения, что монета может сильно подорожать.

Шаг четвертый: вместо того чтобы выводить заработанные в игре монеты, пользователи решают вложить в них свои сбережения/взять кредит/продать имущество, чтобы завтра проснуться миллионерами.

Шаг пятый: котировки монеты на криптобирже резко падают, потому что основатели вывели все деньги инвесторов.

Все это может произойти очень стремительно, буквально за неделю. Такие скорости рассчитаны, конечно, на спонтанные решения и нацелены на то, чтобы никто не успел подумать перед «инвестицией всей своей жизни».

Собственно, это и есть принцип современной финансовой пирамиды, которым пользуются большинство криптовалют-пустышек вот уже почти 10 лет: фаундеры завлекают больше «инвесторов», накачивают курс монеты, а потом одним днем все обнуляют.

Я с большим интересом буду наблюдать за развитием этой истории. А пока хочу отметить, что создатели Хомяка совершенно точно знают, что такое постирония, иначе не называли бы игру о разведении хомяков «Хомяком». Неглупые ребята, которые издеваются над своими жертвами прямо в названии. В мире теневого маркетинга им бы точно дали премию, и не одну.