Культурный код

Бросить все, уйти в цветы

Цветы украшали жизнь людей во все времена и продолжают делать это по сей день. «Московские новости» выяснили, что скрывает фасад цветочного бизнеса, куда пойти учиться на флориста и как трансформируется язык цветов.

Букет эмоций

В динамичном XXI веке символический язык цветов, описанный в литературе и учебниках по флористике, теряет былую популярность. Ассортимент цветочной продукции многократно увеличился, а мы все больше прислушиваемся к своим вкусам и предпочтениям, чем к аксиомам, принятым в прошлом веке.

Сергей Карпунин — дизайнер и организатор Российского Чемпионата Флористов RUSSIAN FLORIST CUP и выставки современного цветочного дизайна Российская Премия Флористов Russian Florist Awards. По его словам, сегодня на запрос от клиента «сделать букет для девушки» флорист в салоне обязательно спросит, какие именно цветы любит эта девушка; важно отталкиваться не от возраста или пола, а от вкуса и пожеланий человека. При этом классический язык цветов сейчас мало кого волнует.

Работа Miss Rediss. Фото: Наталья Ростова

Однако у цветов по-прежнему есть ответственная миссия — вызывать эмоции и помогать их транслировать, считает Надежда Григорьева, директор международной выставки «ЦветыЭкспо». «Цветы — это эмоции. А флористика — инструмент, с помощью которого мы можем эти эмоции выражать. Цветы для флориста можно сравнить с красками для художника: при одинаковых исходных материалах получаются совершенно разные шедевры. Это самое настоящее искусство, которое делает мир более ярким и творческим, более добрым и вносит в красоту природы свой дополнительный штрих», — говорит Надежда.

Цветы как ремесло

Как показывает опыт цветочных дизайнеров, флористика только на первый взгляд кажется занятием легким и воздушным. По словам Сергея Карпунина, профессионализм принципиально важен в любом деле, и работа с цветами — не исключение. Сергей называет цветочный дизайн ремеслом и подчеркивает, что флорист, как и любой другой ремесленник, прежде всего должен получить базовое образование, а затем уже совершенствоваться, например, на обучающих семинарах и курсах.

Где учиться цветочному дизайну

Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26

Колледж декоративно-прикладного искусства им. Карла Фаберже

Колледж ландшафтного дизайна

Школа флористов-дизайнеров Николь

Московская школа флористики «Цветы в деталях»

АНО ДПО «Центр ЭФдизайн»

Итальянская школа флористики и декораторского искусства Primavera

Moscow Flower School

Санкт-Петербургский Садово-архитектурный колледж

«Тенденция последних 5–7 лет – это обучение по интернету. Тенденция очень сильная, и, казалось бы, должна привести к прогрессу, но на деле все наоборот. На мой взгляд, такое обучение подходит исключительно для подготовленных людей, уже имеющих базу. А на таких курсах, как правило, базовые знания не дают. Важно понимать, что цветочный дизайнер — это прежде всего прикладная профессия», — говорит Сергей. При выборе учебного заведения он рекомендует ориентироваться на такие учебные дисциплины, как история искусств, основы композиции, ботаника, основы цветового построения композиции и материаловедение. 

Российский Чемпионат Флористов
Автор работы: Виталий Пятаков

Профессионализм флориста влияет не только на красоту и продолжительность жизни цветочной композиции, — качественной и грамотной работой мастер совершенствует и развивает вкус потребителя, подчеркивает Сергей Карпунин. Это, пожалуй, одна из главных причин, чтобы освоить цветочный дизайн в правильном месте.

Учиться у лучших

Еще один из путей самосовершенствования флористов — это конкурсы. Судьи оценивают работы по четырем критериям: идея, цвет, композиция и техника исполнения. С технической точки зрения важно все: начиная от того, как произведен срез цветка, заканчивая удобством ухода за букетом или композицией в процессе «эксплуатации».

Ключевые цветочные конкурсы и выставки в России

Международная выставка цветов «ЦветыЭкспо» в «Крокусе»; 

Конкурс профессионального мастерства Российский Чемпионат Флористов RUSSIAN FLORIST CUP;

Выставка современного цветочного дизайна Российская Премия Флористов RUSSIAN FLORIST AWARDS;

Конкурс профессионального мастерства Московский Конкурс Флористов MOSCOW FLORIST CUP.

Устать от букетов

Однако наличием крепкой базы может похвастаться не каждый флорист. Многие пришли в эту сферу из других областей и совершенствовали навыки уже «в полях». Одним из таких первопроходцев стала Наталья Ростова, сооснователь цветочной студии Miss Rediss.

В 2016 году Наталья увидела композиции из фруктов Ohorosho, и ей очень захотелось научиться делать такую же красоту. Она купила файл с инструкцией по сборке букета и начала учиться. Первое время путем проб и ошибок создавала букеты для себя и друзей, а потом настал пик популярности овощной флористики — стали появляться многочисленные заказы. Наталья поняла, что продолжать заниматься букетами уже нельзя. Так возникла идея создания собственной студии.

Работа Miss Rediss. Фото: Наталья Ростова

Наталья поделилась мыслью с подругой Ольгой, и через некоторое время на Усачевском рынке появился салон Miss Rediss. Ассортимент фруктово-овощных букетов пришлось разнообразить цветами — таково было условие арендодателя. Сначала девушки взяли в команду двух опытных цветочных дизайнеров, поскольку работать с цветами ни Наталья, ни Ольга не умели, а со временем они и сами овладели мастерством, пройдя курсы флористов.

Miss Rediss проработал до 2019 года. Несмотря на то что салону удалось собрать клиентскую базу и организовать работу онлайн, конкурировать с цветочными базами было сложно. Кроме того, плотный график и тяжелый физический труд привели к выгоранию.

«Со стороны кажется: «Ой, какая чудесная работа — целый день сиди цветы нюхай и любуйся». Но это иллюзия, — говорит Наталья. — Рабочая смена у флориста, как правило, 12 часов. Практически все время на ногах: менять воду в больших вазах, чистить цветок, когда приходит поставка, общаться с клиентами, поддерживать красивую витрину и чистоту в салоне, потом еще адские бессонные ночи в праздничные дни. Все это физический труд. В какой-то момент мы поняли, что выгорели обе, и в таком состоянии ни у кого не было желания продолжать наш маленький красивый бизнес».

Цветы как метафоры

Цветы хороши не только на свиданиях и похоронах, но и на картинах. И речь не только о фламандских букетах, кувшинках Моне и ирисах Ван Гога. Портрет цветком тоже не испортишь, особенно если нужно добавить символизма. Это знали и практиковали мэтры Ренессанса: нераспустившаяся лилия как символ непорочного зачатия в Благовещении, гвоздика как любовь Богоматери к младенцу и роза как предвидение его боли.

Но кто выкрутил этот художественный прием до максимума, так это прерафаэлиты. Они хотели беспрекословно следовать природе, замечая каждый лепесток и выписывая каждый бутон. В сравнении с безликими викторианскими пейзажами XIX века, где даже деревья «на одно лицо», такая скрупулезность в отношении цветов была революцией. 

Один лондонский профессор-ботаник приводил своих студентов рассматривать картину «Офелия» Милле, чтобы те изучили растения, которые украшают берега реки Хогсмилл. Здесь анютины глазки, фиалки, ирисы, лютики, маки, незбудки, ромашки и васильки — все, как в учебнике ботаники. Можно различить строение цветка, особенности вида, даже аромат почувствовать, если постараться. 

Последний из прерафаэлитов, Джон Уильям Уотерхаус, питал особую симпатию к молодым девушкам и розам. У него целые четыре картины на этот сюжет. Если на полотне «Душа розы» (1908) цветок символизирует воспоминание о любви, то в серии «Срывайте розы поскорее» (1908–1909) они уже метафора скоротечной юности и красоты. 

Цветы как бизнес

Даже столкнувшись со сложностями из-за пандемии, цветочный бизнес в России не завял. По словам Сергея Карпунина, несмотря на резкий упадок спроса во время карантина, многие магазины смогли грамотно организовать работу онлайн и до сих пор успешно работают дистанционно. Не сломили отечественных предпринимателей и антироссийские санкции.

«Как клиент крупной оптовой компании, могу сказать, что не заметил сильного сокращения ассортимента после введения санкций, — говорит Сергей. — Оптовики нашли новых поставщиков, вполне возможно, что они поменяли логистические цепочки, чтобы поддерживать достаточно большой ассортиментный ряд импортной продукции. Кроме того, совершенствуются и наши производители, постоянно увеличивая производство, я это знаю».

Работа Miss Rediss. Фото: Наталья Ростова

Результаты работы производителей цветка действительно впечатляют. Аналитики «ГК Интерагро» подсчитали, что с 2015 до 2021 год валовый сбор свежесрезанных цветов в российских сельскохозяйственных организациях увеличился в 3 раза.

К слову, сегодня в России работает не менее 80 тепличных предприятий, которые занимаются производством цветов в закрытом грунте. Среди них «Новая Голландия» в Ленинградской области (производство более 35 млн штук срезанных цветов), «ТК Юг Руси» в Краснодарском крае (порядка 35 млн штук), «ТК-Подосинки» в Московской области (16 млн штук).

Успешно выращивают в России и одно из самых капризных и прихотливых растений — орхидею, пишет Lenta.ru. Десятками тысяч их производят в теплицах на берегу Байкала в Бурятии. А еще в новой реальности можно увидеть плантации астр, пионов и хризантем на месте бывших колхозных полей в регионах Центральной России.

Кстати, большим спросом сегодня пользуются не только свежесрезанные цветы. Так, в теплицах ГБУ «Озеленение» к лету вырастили более 150 сортов цветов для украшения столицы. В этом сезоне на клумбах города красовались более 25 разновидностей петуний и 25 сортов бегоний. А цинерарией можно будет любоваться вплоть до первых заморозков.

Копировать ссылкуСкопировано