Культурный код

Что слушать на каникулах

Эксперты рекомендуют альбомы года: металл, хип-хоп, джаз, русский поп и нестареющие хиты. 

Три альбома, которые сделали 2020 год чуть светлее, добрее и веселее, от редактора The Flow и 34mag.net Леши Горбаша

Atlantic Records UK / City Slang / М2

Charli XCX 'How I'm Feeling Now' (Atlantic Records UK, 2020) 

В прошлом году британская певица Чарли XCX наконец-то взяла свое: она много лет записывала передовой футуристический поп, но дело ограничивалось отдельными синглами и парой крутых микстейпов. А в 2019 году она выпустила альбом Pop 2, с которым в этом году должна была много фестивалить, снимать клипы и утвердиться в роли одной из ключевых певиц стыка десятилетий. 

А тут она оказалась заперта дома. Можно было погрустить и пожалеть себя, но вместо этого девушка решила выплеснуть все в творчество: за пару недель на карантине записала новый альбом, подробно засветив весь процесс в открытых Zoom-конференциях с фанатами. Клипы тоже снимались на зеленом фоне у нее дома — и это только добавляло DIY-шарма. 

Сам альбом получился таким же: не такой передовой и хлесткий, как Pop 2, но очень обаятельный и по-домашнему уютный. А заодно — лучшее доказательство творческой формы Чарли: ей и за пару недель на карантине удался релиз, песни с которого заедают в голове на раз.

Caribou 'Suddenly' (City Slang, 2020) 

Канадский продюсер Дэн Снейт, записывающий музыку под псевдонимом Caribou, раз в несколько лет возвращается из комфортного для замкнутого артиста небытия, чтобы подарить очередной музыкальный праздник. В этом году у него вышел альбом Suddenly (первый за 6 лет).

Это очень меланхоличная музыка, где во главе угла стоит IDM, который тут же может перелиться в хип-хоп или хаус, диско или фанк, а местами на передовую выходит сам Снейт, в любую секунду готовый спеть грустный куплет о том, что нас везде окружает одиночество — но все в любом случае будет хорошо. И это очень хорошо рифмуется с настроением 2020 года.

Витя Исаев «привет!как дела?» (М2, 2020)
(Также — выбор Сергея Мудрика (см. ниже)

Витя Исаев — человек, ответственный за звучание обоих альбомов певицы Монеточки (а совсем с недавних пор и ее муж). Он занимался сольным творчеством и до успехов с Лизой: в рамках проекта БЦХ Исаев записывал меломанский и очень нишевый неосоул, который на начальном этапе отталкивался от стихов поэтов Серебряного века. В этом году Витя вернулся к сольному творчеству под собственным именем — и выпустил под ним альбом «привет! как дела?».

И это лучшая смесь духа российской (если не советской) эстрады и эстетики американского лейбла «Мотаун» из середины 1970-х. Фокус в том, что такой альбом легко мог выйти слишком меломанским (а Витя — в лучшем смысле музыкальный гик), а получился, напротив, максимально доступным и понятным. Это песни искреннего интроверта, уже отметившего 30-летие, но не теряющего в себе внутреннего ребенка. Вот он поет про жизнь в вечных розовых очках, вот признается, что устал от вечно надоедающей девушки, а вот — рассказывает вымышленную, но легко понятную всем историю о браке по залету. А еще тут есть песня «Нетфликс» о том, что бесконечные сериалы — это лучше, чем секс. И когда, если не в 2020 году, соглашаться с таким заявлением? 

Три альбома, изданных не в 2020 году, которые хорошо рассказывают о 2020-м, — от музыкального колумниста «Московских новостей» и журналиста Олега Соболева 

Impulse / RCA / Def Jam Recordings and Columbia Records

Alice Coltrane 'Journey in Satchidananda' (Impulse, 1971)

2020-й, кажется, не принес ничего, кроме смуты и неясности. Несмотря на выкатку вакцин, перспективы на 2021-й в западном мире до сих пор остаются не ясны. В такие времена свежесть ума и способность духовно не сдаться — на вес золота. Этому — как и принятию беды в своей жизни — посвящен опус арфистки и композитора Элис Колтрейн Journey in Satchidananda 1971 года, написанный и записанный через 4 года после смерти великого саксофониста и мужа артистки Джона Колтрейна. Изумительные пост-авангардные джазовые мелодии, словно запутывающиеся в лабиринтах композиторской мысли своей создательницы. Небесного оттенка шумы инструментов. Где-то далеко — грув, в котором можно затеряться. В такой музыке не грех поселиться. Сделайте ее частью своей жизни.

David Bowie 'Lodger' (RCA, 1979)

В случае если это невероятное путешествие
Закончится эрозией и
Мы никогда не станем старше,
Помни:
Это правда, достоинство — ценно,

Но и наши жизни ценны.

Дэвид Боуи в 1979 году, начиная с этих слов свою новую пластинку, пел об угрозе ядерной войны, которую на весь лад западные СМИ преподносили как вполне реальную и которая потом во многом породила культуру 1980-х. В 2020-м эти же строчки кажутся уже предостережением о чем-то вечном: о том, что жизнь может кончиться в любой момент, а воздух в трубах — отключиться и уснуть. Весь Lodger — примерно об этом, но каждая песня — на новый лад. То турецкое регги, то стремительная рок-музыка, то красочные баллады, то песня Boys Keep Swinging, от которой перехватит дыхание у каждого консерватора. Мир на пороге очередного конца.

Public Enemy 'Fear of a Black Planet' (1990)

Третья полнометражная запись великих гениев хип-хопа — по-прежнему один из главных панковских альбомов современности. В этом году, в связи с протестами по поводу смерти Джорджа Флойда и других чернокожих американцев, его контент звучал еще громче, чем прежде. Протесты в итоге оказались поводом надурить. Fear of a Black Planet оказывается поводом сказать самое важное. По звуку — одна из величайших авангардных записей в истории поп-музыки.

Три хип-хоп альбома от музыкального журналиста, автора Telegram-канала Silly Love Songs Алексея Алеева

АНТИХАЙП / ESGN, ALC Records, Empire / Dirty Science, Fat Beats

Замай «Андрей» (АНТИХАЙП, 2020)

Опус-магнум лидера «Антихайпа»: двухчастная автобиография длиной в 20 треков, разбавленных детскими кассетными записями, в которых будущий рэпер рассуждает о том, что бы сделал, будь у него много денег или «воздушка» с патронами. Хватает мрачного: алкоголизм, депрессия, гонения на русских в бывших республиках СССР. Но довольно много и забавного: рассуждения про то, как называть член, шутки о боязни авиаперелетов, как всегда беспощадные панчи о состоянии рэп-культуры.

Большая часть «Андрея» спродюсирована земляком Замая, битмейкером из Бишкека INDS, да и имена остальных битмарей (Zakur0, LetDose, GOLDENBEATZ, Jordan Skywalker) также вряд ли сообщат что-то существенное. Но их глубокие, проработанные и живые инструменталы, со вкусом подобранные Замаем, превращают этот альбом в оригинальное и цельное произведение — это вроде бы и конъюнктурный трэп, но в то же время искренняя и интригующая музыка, самобытная и не пытающаяся имитировать западные аналоги.

Freddie Gibbs & The Alchemist 'Alfredo' (ESGN, ALC Records, Empire, 2020)

Этот альбом не мог получиться другим. Freddie Gibbs — один из величайших живых MC. The Alchemist — легенда андеграунда, абсолютный чемпион по крейт-диггингу (поиску любопытных и малоизвестных пластинок. — Прим. ред.), работавший со всеми самыми популярными рэперами.

Оба делают то, что у них выходит лучше всего: Гиббс читает про то, как боженька заставил его торговать крэком для того, чтобы ему было о чем прочитать рэп, The Alchemist берет его речитатив и пускает в воздух. Звук тут психоделический и невесомый, расслабленный, но с легкой свербящей паранойей, зашитой где-то в глубине битов. А откуда только у этого продюсера заготовлено столько виртуозных и витиеватых, неземных джазовых гитарных семплов?

Blu & Exile 'Miles: From An Interlude Called Life' (Dirty Science, Fat Beats, 2020)

Древнейшая форма существования хип-хопа — это дуэт MC и продюсера. Рэпер, которому есть что сообщить миру, — и битмейкер-диджей, который подкрепляет его высказывание и заливает для него фундамент. Вот и Blu & Exile — священная пара джаз-рэпа, а Miles имеет все шансы с годами стать их главной пластинкой. Для титанической записи длиной в 95 минут здесь поразительным образом отсутствует проходной материал.

Путь в музыке, неудачные карьерные решения, борьба с музыкальной индустрией, рождение ребенка, великие артисты прошлого, черные жизни имеют значение, колыбель человечества Африка — Blu читает обо всем, что накипело у него за годы, буквально обнажая перед слушателем душу, но именно благодаря Exile все это слушается на одном дыхании. Каждый бит насыщен деталями, каждый такт кажется сотканным вручную, со вниманием и любовью к ремеслу — никакого «копирования и вставки», — Miles пульсирует и дышит.

Три металл-альбома от журналистки, автора Telegram-канала «Чушь в массы» Кристины Сарханянц

I, Voidhanger Records / Nuclear Blast / Rocket Recordings

Neptunian Maximalism 'Éons' (I, Voidhanger Records, 2020)

Летом 2020 года итальянский лейбл I, Voidhanger Records, специализирующийся на «мрачной, уникальной и бескомпромиссной» музыке из металлического подполья, размозжил прежние представления многих слушателей об этих самых уникальности и бескомпромиссности, выпустив запись бельгийского проекта Neptunian Maximalism (далее — NNMM) Éons.

Этот поместившийся лишь на трех дисках и занимающий 123 минуты рассказ о расе разумных слонов, заселивших Землю после гибели человечества, сочетает в себе элементы самых разных жанров и стилей. Он поражает прежде всего не величиной, но целостностью и при этом подробностью конструкции. Апокалипсис по NNMM звучит настолько изобретательно и увлекательно, что проживать его хочется снова и снова.

Oranssi Pazuzu 'Mestarin kynsi' (Nuclear Blast, 2020)

В конце 2000-х, на заре своего существования, финны Oranssi Pazuzu родом из Тампере числились в авангарде блэк-металлического движения, а 2020-й встретили подписантами крупного тематического лейбла Nuclear Blast, все больше отклоняясь от выбранного когда-то курса. «Коготь мастера», а именно так переводится на русский название их пятого альбома, — это фактически и не блэк, хотя от записи по-прежнему веет свойственными звучанию Pazuzu сыростью подземелий.

Это настоящий психоделический хоррор, который музыканты разыгрывают с применением в целом нетипичных для экстремального жанра тромбона, скрипки и саза, а также большого количества синтезаторов и всевозможных эффектов. В результате Mestarin kynsi звучит сюрреалистично — больше как жутковатая сай-фай опера, чем как пластинка в привычном понимании.

Deafkids & Petbrick 'Deafbrick' (Rocket Recordings, 2020)

Сборная Бразилии в превосходной форме. В 2019 году Игорь Кавалера (экс-Sepultura) «замэтчился» на фестивале Roadburn со своими соотечественниками Deafkids, играющими, согласно их собственному определению, «аяуаска-панк». Сотрудничество, как и следовало ожидать, продолжилось вне сцены. Оно вылилось вот в такой альбом, итог трехдневного безумия в лондонской студии Кавалеры. Чуть более чем за полчаса он знатно измордует любого, хоть самого завзятого хардкорщика.

Два (на самом деле три) русских поп-альбома от музыкального редактора шоу «Вечерний Ургант» и «LAB с Антоном Беляевым» Сергея Мудрика

Парнишка / Тальник / М2

Парнишка «Хороший Парнишка» (Парнишка, 2020)

Попытки переосмысления русской поп-музыки рубежа 1990-х и 2000-х к концу 2020-го перестали вызывать удивление, а в большинстве случаев — хоть какую-либо радость. Мейнстримовые деятели выступают в этом сегменте с разной степенью успеха. Та же Клава Кока, главная местная поп-певица-2020, успешно покоряет эту вершину в хит-сингле «Краш», а следом выпускает выхолощенно скучный кавер на «Я сошла с ума».

Казалось бы, у инди-музыкантов в этом плане должны быть развязаны руки, но они если и выступают в поп-жанре, то заняты в основном так называемым «смарт-попом», музыкой от ума, сделанной по западным лекалам, с обилием внимания к деталям. Увы, нередко такие песни похожи друг на друга и запоминаются куда хуже, чем хотелось бы. Альбом проекта «Парнишка» сумел-таки взять из обоих пунктов лучшее. На месте и аранжировочная чуткость, и опыт,  и осведомленность артиста, которые выдает очевидная любовь к творчеству Hot Chip. Парнишка — виртуальный проект, где автор шифруется (настолько, что в недавнем выпуске шоу «Вписка» предстал в виде пластилиновой фигурки).

Talnik «СИПС» (2020)


Все три записи можно похвалить за условно общие пункты, но при этом насколько же это разные пластинки. А в случае альбома «СИПС» вообще не хочется использовать какие-либо привычные критерии и подходы к оценке музыки. Хотя среди многочисленных записей Тальника, разбросанных по бэндкэмпам и глубинам VK (в стримингах их музыки принципиально нет), есть эксперименты, которые намеренно выводят слушателя из зоны комфорта (например, инструментальный альбом, записанный на скрипке), лучшие песни дуэта понятны всем и каждому.

Да, это проще всего назвать деликатным оммажем странной русской музыке начала 1990-х, но с каждой новой доступной записью Тальника удивляешься, как в этих намеренно простецких аранжировках находится столько атмосферности, драмы и чувств. Будто пограничное состояние между сном и явью, сладкой ностальгией и горькими воспоминаниями, ощущение чего-то совершенно близкого, но удаляющегося от тебя ровно настолько, насколько ты решил к этому подойти. Будто ты нечаянно подглядываешь за чужой жизнью, в которой внезапно узнаешь свою.

Три альбома про бас-гитару от сооснователя лейбла «ТОПОТ» и продюсера фестиваля «Рихтерфест» Евгения Галочкина

YUKU / Hyperdelia / Fox & His Friends

Balatron 'IÐAVÖLLUR' (YUKU, 2020)

Невероятный и сокрушительный дебютный альбом исландского электронщика Бьярки Халлбергсона, скрывающегося под не менее увесистым именем Balatron. IÐAVÖLLUR — это часовой трип по всем разновидностям басовой музыки. Альбом IÐAVÖLLUR наполнен бэнгерами, от которых никак не отмахнуться, — ближе к середине пластинки от избытка телодвижений становится даже дурно.

Однако вся эта чудесная вобла совершенно не вызывает приступов ностальгии — она звучит абсолютно адекватно 2020 году, будто бы все ее основные достоинства удалось кристаллизовать и применить на практике только сейчас. Концептуально альбом составлен очень грамотно — иногда он провисает сам по себе, иногда сменяет басовое наваждение на гаражные и техноритмы, иногда же в него врываются хриповатые речитативы. Здесь даже есть неочевидный реверанс, простите, в сторону The Prodigy — например, трек Straight Thugin звучит один в один как Poison XXI века.

Andreas Dzialocha ‎'For Always' (Hyperdelia, 2020)

Альбом Андреаса Дзьялочи, берлинского академического басиста литовского происхождения — удивительный пример той музыки, что осталась после пост-рока. Пластинка For Always полностью создана при помощи одной только бас-гитары — это протяжный басовый гул, при помощи электроники и алгоритмов секвенирования рассыпающийся на микроскопические пульсирующие частички.

Для альбома Андреас записал печальные, наполненные готическим мистицизмом басовые партии, а затем обработал их при помощи собственного программного обеспечения. В ход также шли громкоговорители, наушники и магнитофоны — именно эти посторонние непредсказуемые шумы и создали неповторимую атмосферу величественной печали.

The Master Scratch Band ‎'The Breakwar' (Fox & His Friends, 2020)

Переиздание во всех смыслах великой пластинки югославского брейкбит-трио The Master Scratch Band, впервые изданной аж в 1984 году. Удивительный артефакт, по которому можно понять, насколько музыканты стран Восточного блока умели держать руку на пульсе и даже обгонять уже существующие тренды. Альбом The Breakwar сносит голову хотя бы из-за того, что звучит в разы свежее и смелее первых экспериментов в хип-хопе от законодателей жанра Afrika Bambaataa или Grandmaster Flash.

The Master Scratch Band, совершенно не оглядываясь на современников (на дворе, напомню, 1984 год), умудряются смешать в одном мини-альбоме и игривое электро, и ранний брейк-бит, и первые речитативы, и сумасшедшие скретчи, и огромное количество безумных семплов — от записей новостных выпусков югославского телевидения до откровенного рыгания и пердежа. Но послушайте, как звучит здесь бас-гитара! Альбом The Breakwar хочется включать снова и снова — он просто переполнен клишированными весельем, нижним брейком и удивительным духом свободы 1980-х, которых сейчас днем с огнем не сыскать.

Три джазовых альбома от джазового критика и сооснователя сайта «Джазист» Александра Аношина 

Northern Spy / Blue Note / FANCYMUSIC

Steph Richards 'Supersence' (Northern Spy, 2020)

Канадская трубачка и композитор Стеф Ричардс не отягощена излишней популярностью, однако ее послужной список впечатляет: перед тем как в 2018 году приступить к записи дебютного альбома Fullmoon, Ричардс успела поработать в составах Генри Тредгилла, Энтони Брэкстона и Джона Зорна. У титанов авангарда Ричардс почерпнула знания о композиции и импровизации, которые сумела конвертировать в собственный стиль, смело препарируя и видоизменяя традиционные для джаза свинг, бибоп и постбоп. На новом, третьем по счету альбоме Supersence Ричардс решила пойти по пути чувственного восприятия музыки и пригласила для записи художника Шона Распе, известного созданием мультисенсорных инсталляций.

Для Supersence Распе создал девять ароматов — по числу композиций на альбоме, — нанес их на специальные карточки и передал музыкантам в студии. Участники квартета — вместе с Ричардс альбом записывали Джейсон Моран, барабанщик Кенни Воллесен и контрабасист Стому Такеши, — сначала вдыхали аромат и обсуждали ощущения, а уже после начинали импровизировать.

Результат такого творческого подхода впечатляет: Supersence поражает ритмической мощью, смелыми диссонансами, ярким использованием элементов джазовой традиции и необычным звучанием привычных в джазе инструментов — например, для усиления эффекта Ричардс во время соло опускала раструб трубы в таз с водой. Едва ли в этом году найдется еще один альбом, столь же ярко обостряющий чувства слушателя.

Joel Ross 'Who Are You?'‎ (Blue Note, 2020)

Критики называют 25-летнего Росса прямым наследником великих Милта Джексона и Бобби Хатчерсона и, кажется, на этот раз не преувеличивают. Прошлогодний дебютный альбом Росса ‎Kingmaker‎ отчетливо обозначил его лидерские способности, новая же пластинка ‎Who Are You?‎ записана на поднебесном уровне мастерства.

Развитие альбома происходит по неожиданной траектории: в медленной и текучей первой части мелодические очертания композиций подчеркнуто размыты, ритмическая структура аморфная; однако уже к середине звучание становится жестче, добавляется грув, на смену импровизационным поискам приходит разветвленная, но в то же время ясно слышимая композиционная структура. Красота Who Are You?‎ не спешит открыться сразу, но надолго остается в памяти.

Petyaev-Petyaev 'The Assembled'‎ (FANCYMUSIC, 2020)

К четвертому альбому творческая артель братьев Павла (гитара) и Петра (саксофон) Петяевых расширилась до нонета и записала спонтанный альбом The Assembled‎. Примкнувшие к костяку из братьев Петяевых и басиста Ивана Башилова барабанщик Петр Талалай, пианист Федор Амиров и массивная медная группа (три саксофониста, тромбонистка и трубач) перед началом записи не репетировали вместе и не обсуждали характер пьес.

Первоначальный замысел The Assembled‎ — посвящение Льву Троцкому — был раскрыт приглашенным музыкантам уже постфактум. Отсутствие наработанных связей побудило музыкантов искать интуитивные точки соприкосновения. Композиции развиваются, повинуясь моментальным импульсам, и следуют то за фортепианными всплесками, то подчиняются ритмической воле ударных, то уносятся вслед огнедышащему вихрю духовых. По истечении 50 минут звучания The Assembled‎ сжигает себя дотла, не оставляя на пепелище ничего, кроме остатков грандиозной фантасмагории.

Копировать ссылкуСкопировано