Россияне в поисках «своего врача»
«Посоветуйте хорошего невролога/кардиолога/эндокринолога/гинеколога». «Подскажите проверенную клинику, где делают МРТ/КТ/УЗИ». «Помогите понять, к кому идти, если... » Соцсети пестрят подобными сообщениями. На каждой популярной платформе можно обнаружить группы, где люди ищут совета и делятся рекомендациями.
Найти подходящего специалиста и получить адекватное лечение — это действительно проблема. Согласно опросу Фонда общественного мнения, 59% людей считают нехватку специалистов самой острой проблемой отечественного здравоохранения. А 41% респондентов за последние несколько лет перепроверяли диагноз и назначения своего врача, сообщает ВЦИОМ.
Возможность получить второе мнение, не выходя из дома, для многих оказалась очень кстати. «Например, вы в Калуге, а вам нужен «доказательный» невролог, так как вы сомневаетесь в поставленном диагнозе «вегето-сосудистая дистония». Но не лететь же в условную Москву ради этого?» — говорит Джамиля Иргалиева, директор онлайн-сервиса по поиску врачей Docma.ru.
Подобные цифровые платформы, где можно найти нужного специалиста и получить удаленную консультацию, в последние годы стремительно набирают популярность. Еще до пандемии, в 2019 году, объем этого рынка достиг 4 млрд рублей, при этом ежегодный прирост в процентном отношении измерялся двузначными числами. По данным VEB Ventures, к 2025 году объем инвестиций в российские телемедицинские компании увеличится до 96 млрд рублей.
Консультация без обязательств
8% жителей России хоть раз прибегали к онлайн-консультации врача. В условиях пандемии это число будет расти: ковид увеличивает спрос на онлайн-медицину.
Система работает следующим образом: телемедицинские сервисы привлекают к себе авторитетных специалистов, предлагая им выступать в роли независимых экспертов. Деньги в данном случае — не всегда единственная и не всегда главная мотивация: большинство врачей воспринимают такие консультации как имиджевый момент. «Это приятный бонус, который позволяет врачам не только заработать, а прежде всего самореализоваться. Очень многие из них живут идеей сделать качественную медицину доступной», — говорит Джамиля Иргалиева.
Российские законы, впрочем, оставляют эти консультации в серой зоне. Официально они не имеют ничего общего с традиционным врачебным приемом. Здесь не ставят диагноз и не назначают лечение. Максимум, что можно получить, — рекомендации, за которые врачи не несут ответственности.
Джамиля Иргалиева призывает рассматривать телемедицинские сервисы прежде всего как площадку, где можно получить альтернативное мнение, которое можно обсудить со своим лечащим врачом: «Да, вы не получите адресного лечения или корректировки имеющегося, рецептов или постановки диагноза. Зато получите актуальную информацию, релевантную науке».
Контакт с врачом на расстоянии: от мечты к реальности
Фантазировать о том, что к нужному врачу можно будет обратиться из любого, даже самого заброшенного уголка планеты, люди начали еще в начале XX века. В ту эпоху бурно развивались телефонная связь и радио, поэтому раздумья о телемедицине выглядели вполне в духе времени.
В 1924 году американский журнал Radio News Magazine поместил на обложку иллюстрацию, на которой мальчик показывает врачу горло через прибор, похожий на современный телевизор. Заголовок статьи гласил: «Радио-доктор — возможно!»
Годом позже на страницах журнала Science and Invention появилась колонка изобретателя и писателя Хьюго Гернсбека. В ней он предрекал создание прибора, который позволит докторам проводить прием без личного присутствия. Устройство под названием «теледактиль» обещало врачу полный контроль над происходящим: с его помощью он мог не только видеть пациента, но и прикасаться к нему — с помощью гибких роботизированных рук.
Конечно, 100 лет назад удаленный врачебный прием выглядел не более чем футуристической фантазией журналистов и редакторов. Однако уже очень скоро последовали первые реальные шаги к телемедицине — по крайней мере в США.
В 1948 году врачам-радиологам из Пенсильвании удалось отправить рентгеновские снимки из одного города в другой по телефонным проводам и радиоволнам. В дальнейшем эта технология стала использоваться на постоянной основе.
А врачи из университета Небраски пошли дальше и задействовали в медицинских целях самый продвинутый гаджет того времени — телевизор. В 1959 году у них получилось показать студентам на кампусе видеозаписи неврологических осмотров. Через 5 лет телевизоры появились в госпитале Норфолка, штат Небраска. Это позволило местным врачам выходить на связь с университетскими докторами, которые находились от них на расстоянии 112 миль.
Телемедицинские технологии особенно пригодились службам спасения. Так, в 1960-х годах пожарные-спасатели Майами смогли передавать ЭКГ пострадавших напрямую врачам. Такая же возможность появилась и у станции скорой помощи аэропорта Бостона. А в 1970-х в ход пошла уже спутниковая связь: с ее помощью начали проводить дистанционные медицинские консультации для астронавтов на орбите и жителей отдаленных индейских резерваций в Аризоне.
Континуум виртуальных технологий
Сегодня телемедицина уже не сводится к конкретной технологии. Это скорее континуум, который обеспечивает разнонаправленную виртуальную коммуникацию между всеми участниками процесса. Цифровые health-решения условно можно поделить на три блока:
Врач-врач: видеоконференции, консилиумы;
Врач-пациент: онлайн-приемы, удаленный мониторинг здоровья;
Пациент-ориентированные решения: онлайн-сервисы, мобильные приложения, порталы для пациентов, группы поддержки.
В США телемедицина регулируется на уровне штатов, большинство из них разрешает ее использование. Препятствий с точки зрения национального законодательства нет, на федеральном уровне еще в середине 1990-х годов был принят пакет законов, так или иначе продвигающих этот формат. Согласно данным Американской медицинской ассоциации от 2019 года, 87% американских врачей видят в телемедицине преимущества, 28% консультируют пациентов онлайн, а 37% обращаются таким образом за помощью к коллегам.
За телемедицину говорят и объективные данные. Крупное исследование 2012 года на 37 тыс. пациентов с астмой, хронической обструктивной болезнью легких, диабетом и сердечной недостаточностью показало, что телемедицинская помощь в 73% случаев имела положительный эффект.
Россия дала зеленый свет телемедицине с 2018 года. Соответствующий федеральный закон разрешил медицинским учреждениям использовать электронные средства связи — для общения врачей между собой и консультирования пациентов. Третий сегмент континуума — пользовательские сервисы — остался при этом вне правового регулирования.
Как такового термина «телемедицина» в российском законодательстве не существует, есть «оказание медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». Возможны консультации в онлайн-режиме («живое» общение по видео, аудиосвязи, в текстовых сообщениях) и отложенные — в ответ на присланный запрос через некоторое время вы получаете консультацию.
Михаил ВарюшинЭксперт в области правового регулирования телемедицины
Врачи и клиники видят преимущества телемедицины
За три с половиной года врачи уже успели оценить новые возможности. Одна из них — дистанционные консилиумы. Особенно велика их ценность для профильных лечебных учреждений — таких как, например, туберкулезные госпитали. «Благодаря телемедицинским технологиям стало возможным привлекать к консультациям лучших специалистов в своей области и, соответственно, давать заключения по диагностике и лечению на экспертном уровне», — говорит Евгений Перецманас, доктор медицинских наук, руководитель отдела исследований внелегочного туберкулеза ФГБУ «НМИЦ ФПИ» Минздрава России.
Удобнее стало и пациентам — особенно тем, кто уже побывал на первичном очном приеме. Закон позволяет вполне легально решить все возникающие в ходе лечения вопросы дистанционно. Именно такой формат онлайн-консультирования сейчас преобладает в российском здравоохранении, отмечает оториноларинголог Ян Сирота, врач центра доказательной медицины DocMed. «Для врача это возможность всегда быть на связи с пациентом, даже находясь дома, в другом городе, в отпуске. Для пациента это тоже плюс — он не остается один на один со своей проблемой. Если происходят какие-то изменения состояния либо нет эффекта от лечения, он всегда может обратиться за повторной консультацией. Тогда врач скорректирует терапию, сориентирует по дополнительным анализам», — говорит Ян Сирота.
По его словам, клиникам онлайн-приемы тоже выгодны: «Доктор может проконсультировать пациента из дома, поэтому ему не нужно выделять врачу кабинет, рабочее место, компьютер».
Удаленный прием при этом нельзя считать универсальным решением. «Есть вопросы, которые можно прояснить только в присутствии пациента, — объясняет Ян Сирота. — Например, онлайн-консультация бесполезна в случае сыпи, кашля, лихорадки. Она будет иметь лишь рекомендательный характер, по сути, превратится в лекцию. Врач расскажет про то, что в принципе может происходить с человеком в подобных случаях. Но дать четких алгоритмов он не сможет: что сейчас делать пациенту, что обследовать, куда идти».
Телемедицина не для всех?
В ряде случаев удаленный прием нецелесообразен не только по медицинским соображениям, но и с точки зрения права. Возьмем первичный прием в онлайн-формате. Теоретически он разрешен, но врач при этом не имеет права ставить диагноз, говорит юрист Михаил Варюшин. По его словам, доктор может лишь сделать предположение о наличии заболевания. «При этом может быть собран анамнез, зафиксированы жалобы, можно направить на сдачу анализов», — объясняет эксперт, уточняя, что, по сути, это подготовка к очному приему, который остается неизбежным.
Иначе пациент останется без официального диагноза — в такой ситуации повторная онлайн-встреча будет малопродуктивна. «Коррекция назначенного лечения, оформление рецептов на лекарственные препараты возможны при условии установления диагноза и назначения лечения на очном приеме», — говорит Алина Чимбирева, юрист в сфере здравоохранения, руководитель юридической компании Melegal. Врач в таком случае может лишь порекомендовать диагностические процедуры, но в плане назначения лечения его руки будут связаны, говорит она.
«Законные телемедицинские консультации предусматривают идентификацию участников медицинских работников и пациентов через систему ЕСИА — она используется на сайте госуслуг», — говорит Алина Чимбирева.
Как защититься от некачественного онлайн-лечения?
«Специальных правил регулирования ответственности при некачественном оказании телемедицинской помощи не существует: они общие для медицинской помощи в целом», — говорит Михаил Варюшин. По словам юриста, ответчиком может быть и клиника, и телемедицинский сервис, и лично врач — все зависит от ситуации и деталей договора.
«Если пациент считает свои права нарушенными, он может обратиться с претензией в медицинскую организацию, с жалобой в Росздравнадзор, с заявлением в правоохранительные органы, а также с иском — в суд общей юрисдикции. Все эти способы не исключают друг друга, но начинать стоит именно с претензии», — советует Алина Чимбирева.
По ее словам, реальнее всего добиться возмещения ущерба, если некачественная телемедицинская консультация была оказана клиникой официально. Впрочем, если вы пострадали от совета, который врач дал уже после приема в мессенджере, то сразу сдаваться не нужно. «В теории можно попробовать использовать переписку как доказательство, но шансы невысокие, так как нет юридического лица-держателя лицензии», — отмечает юрист.